Развитие финансового права
Данная отрасль приобретает в современный период важнейшее значение не только для обеспечения национальных экономик, но и для внешнеэкономических отношений в мировом сообществе. Речь идет о правилах ведения денежных операций, взаимных расчетов, уплаты налогов, платежей и сборов, их аккумуляции на государственные нужды, о финансировании государственных и региональных программ, о механизме принудительного обеспечения финансовых обязательств. Это – общие моменты для финансового права государств.
Финансовое право как комплексная отрасль включает ряд подотраслей – бюджетную, валютную, налоговую, учетно-отчетную, отчасти кредитную, страховую, отчасти таможенную. Но степень их развитости и дифференциации неодинакова в разных странах, равно как средства обеспечения сбора и использования денежных средств. В этом заключается специфика развития финансово-правовых институтов в разных странах1. Ниже кратко рассматривается развитие финансового права в ряде государств.
Финансовое право России в прежние десятилетия не было достаточно развитым. Советское финансовое право рассматривалось как отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе планомерного осуществления советским государством финансовой деятельности. Это – отношения по поводу образования, распределения и использования денежных средств, необходимых для решения задач коммунистического строительства2.
1 Подробнее см.: Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М., 1996.
2 См.: Советское финансовое право. М., 1985. С. 5–36.
216 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
Жесткое огосударствление всей финансовой деятельности и ее сугубо централизованное осуществление выражались в источниках финансового права. Среди них почти не было законов, кроме ежегодно утверждаемых законов о государственном бюджете. Преобладали подзаконные акты и особенно инструкции Министерства финансов СССР. Тем самым права другой стороны финансовых правоотношений всегда определялись в ведомственном порядке.
В период громадных экономических преобразований в России возникла острая потребность в стремительном и масштабном развитии финансового права. Социально ориентированная рыночная экономика с широкой самостоятельностью хозяйствующих субъектов требовала строгих правил их финансовой деятельности и соблюдения обязательств перед государством. Происходят крупные изменения не только в объеме и содержании финансового права, но и в его понимании.
Во-первых, финансовое право существенно расширилось по своему объему. В Номенклатуре отраслей юридических наук, утвержденной Министерством науки и технической политики Российской Федерации в 1995 г., среди юридических наук выделена под шифром 12.00.12 наука "Финансовое право, бюджетное право, налоговое право, банковское право, валютно-правовое регулирование, правовое регулирование выпуска и обращения ценных бумаг, правовые основы аудиторской деятельности". Тяготение названных отраслей к финансовому праву как к "материнскому" объяснимо, хотя требуется более точно определить его собственный предмет. К нему относятся отношения, связанные с государственным бюджетом и бюджетным правом; налоговым правом; кредитными органами; внебюджетными фондами; финансовой санкцией предприятий, включая процедуры банкротства, правовое регулирование денежного обращения; ведением и обслуживанием государственного долга, страхованием, финансовым контролем1.
Во-вторых, среди источников финансового права значительно возрос удельный вес законов. Причем наряду с федеральными принимаются и законы субъектов Российской Федерации в сфере бюджета и налогов. Закон становится основным регулятором финансовых отношений, хотя еще многие их стороны регламентируются ведомственными актами. Законодательная программа должна быть обширной на основе научных концепций отрасли финансового права и его подотраслей2.
Рассмотрим некоторые подотрасли финансового права.
Развивающееся бюджетное законодательство посвящено установлению основ бюджетной системы, правовому регулированию государственных доходов и расходов Федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативам формирования бюджета, бюджетному процессу, правам и обязанностям субъектов бюджетно-
1 См.: Жданов А. А. Финансовое право РФ. М., 1995.
2 Подробнее см.: Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М., 1995.
4. Развитие финансового права
правовых отношений, ответственности за невыполнение бюджетных обязательств, гарантиям бюджетного самообеспечения, дотациям, механизму регулирования бюджетного дефицита, субвенциям и бюджетным кредитам. На уровне Федерации действует Закон о бюджетной системе и бюджетном процессе. Аналогичные законы есть в республиках и областях.
В области налогового законодательства важнейшими являются Законы: об основах налоговой системы в Российской Федерации, о подоходном налоге с предприятий, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о налоге на имущество предприятий, об инвестиционном налоговом кредите, о налоге на операции с ценными бумагами, о налогообложении доходов банков, о налогообложении доходов от страховой деятельности, о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц, о налогах на имущество физических лиц, о государственной пошлине.
Вводятся и развиваются основные институты налогового законодательства – система налогов, обязанности и права налогоплательщика, объекты налогообложения, полномочия налоговых органов, налоговый процесс и др.
Налоговые законы пока весьма подвижны, и в них часто вносятся изменения. 23 мая 1996 г. издан Указ Президента Российской Федерации "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". На очереди Налоговый кодекс Российской Федерации.
Назовем и другие законы, относящиеся в том или ином объеме к сфере финансового права. Это – Закон " О страховании", Закон "О банках и банковской деятельности"1, Закон "О Центральном Банке России", Закон "О валютном регулировании и валютном контроле". В законодательных и иных актах (указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации) установлен статус контрольных органов в данной сфере – Государственной налоговой службы, органов налоговой полиции, Федерального казначейства, аудиторских структур, Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью.
Финансовое право США представляет собой разветвленный массив правовых актов, регулирующих разные стороны финансово-денежной деятельности в стране. Федеральная компетенция в данной сфере весьма широкая и означает отнесение к ведению Конгресса налогообложения и взимания налогов, пошлин, сборов и акцизов; занятия денег под гарантию США; чеканку монеты и регулирование ее ценности; выпуск ценных бумаг. Штатом закреплены действия такого рода, кроме иных финансовых действий (введение и сбор местных налогов и др.).
Большое внимание уделяется обеспечению устойчивости бюджетной системы. Закон о сбалансированном бюджете и чрезвычайном контроле за дефицитом (1985 г.) установил график утверждения бюджета Конгрессом в каждом финансовом году. Последовательность подготовки и рассмотрения бюджета сочетается с рег-
1 См.: Тосунян Г. Банковское дело и банковское законодательство в России: опыт, проблемы, перспективы. М., 1995.
218 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
ламентацией порядка утверждения законопроекта об ассигнованиях на следующий финансовый год. Утверждающая резолюция Конгресса по бюджету включает общие суммы расходов, выплаты по долговым обязательствам и займам, общие суммы бюджетных поступлений, остаток или дефицит бюджета, государственный долг. Процедура бюджетного процесса считается одной из важнейших и неукоснительно соблюдается палатами Конгресса, министрами и Президентом.
Американцы не любят платить налоги, размер которых ниже, чем в других странах. Меньше полагаются на помощь государства, чем в Европе. И тем не менее много внимания уделяется развитию и эффективному воздействию норм налогового законодательства на экономическую и научно-техническую деятельность.
Акты общего характера типа Кодекса подоходного налога (1954 г.) сочетаются с более конкретными актами, которые гибко влияют на стимулирование хозяйственной инициативы. В 1981 г. был принят Закон "О налогах в целях оздоровления экономики", содержавший налоговую скидку для расходов на исследования и разработки. Более тридцати лет действует инвестиционный налоговый кредит. В 80-х гг. принят Закон "О справедливом налогообложении и финансовой ответственности", сокративший сроки амортизации материальных активов НИОКР. В 1982 г. принят Закон о развитии мелких инновационных фирм, который действует в системе мер поддержки мелкого бизнеса.
США отличаются высокоразвитой системой законодательных актов о банках и банковской деятельности. Специалисты насчитывают их свыше 300, выделяя Закон о деятельности национальных банков 1864 г., Закон о Федеральном резерве 1913 г., Закон Эджа 1919 г. о внешних операциях банков, Закон Макфэддела 1927 г. о деятельности иностранных банков, Законы о финансовой деятельности 1933 и 1935 гг., Закон о кредитовании собственников жилья 1933 г., Законы о слиянии банков 1960 и 1968 гг., Закон о достоверной информации в кредитовании 1968 г., Закон о равных кредитных возможностях 1974 г., Закон о международных банковских операциях 1978 г.
Основные положения банковских законов включены в Свод законов (разд. 12 "Банк и банковская деятельность"). Они относятся к контролю за денежным обращением, национальным банкам, системе федерального резерва, налогообложению, зарубежной банковской деятельности1.
В сфере финансового права обеспечивается специализация юристов – по налоговым, банковским делам, ценным бумагам и т. д.
Финансовое право Германии занимает видное место в общей системе права. Основой его является разд. X "Финансы" федеральной Конституции, в котором в ст. 104а, 105, 1061, 1071, 108–115 закреплены начала и принципы финансовой деятельности в стране. К ним относятся раздельные расходы Федерации и земель для решения своих задач, финансовая помощь землям, исключительная федеральная компетенция по таможенному делу и финансовым
1 См.: Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе. М., 1992. С. 46–48.
4. Развитие финансового права 219
монополиям, перечень федеральных доходов и налогов, о выравнивании финансовых потенциалов земель, независимость Федерации и земель в ведении своего бюджетного хозяйства.
Урегулирована процедура рассмотрения и утверждения бюджета Федерации на один финансовый год или на несколько лет. Установлены элементы Закона о бюджете и полномочия Правительства в случае его непринятия, порядок одобрения сверхбюджетных и внеплановых расходов, представления в палаты парламента отчета о всех доходах и расходах, о состоянии государственного имущества и о государственном долге.
Закон о финансировании стабильности и роста экономики (1967 г.) определил цели бюджетной политики Федерации и земель. Речь идет о стабильности уровня цен, высокой степени занятости, внешнеэкономической сбалансированности, постоянном и соразмерном росте экономики. Совет финансового планирования занят согласованием бюджетов всех уровней.
Налогообложение и сбор налогов регулируются комплексом законов. Всего более 20 важнейших налогов. Вот их важнейшие виды: налог на трудовые доходы; подоходный налог, взимаемый с заявленного дохода; налог с оборота; налог на нефтепродукты; табачный налог. Налоговые поступления в 1992 г. распределены следующим образом: Федерация – 48,1%, земли – 34,2%, общины – 12,1%. Успешно действует механизм межземельного финансового балансирования, а также балансирования между землями и общинами. Это позволяет смягчать региональные финансовые различия. С 1991 г. существует фонд "Германского единства".
Все общие правила, касающиеся налогов, объединены в так называемом общем законодательстве о налогах или Положении о налогах, принятом в 1977 г. Это положение включает установления оснований для налогообложения, процесс сбора налогов, а также приведение в исполнение положений данного акта в случае нарушения налогового законодательства в виде денежного штрафа.
В то время как отдельные законы о налогах регулируют, в каких случаях какие именно налоги надлежит платить, Положение о налогах 1977 г. определяет, каким образом это происходит. Это Положение касается всех налогов, в том числе таможенных пошлин и сельскохозяйственных выплат, которые определяются законодательством Федерации или законодательством ЕЭС и осуществляются соответствующими инстанциями Федерации или земель. Кроме того, это Положение применяется на основании законодательных положений земель для сбора многочисленных выплат.
Положение о налогах 1977 г. разделено на девять частей. Первые части содержат вводные предписания и положение о налоговых задолженностях, в них освещаются основные положения, касающиеся всех налогов. Здесь имеется общее определение понятия о налоге: "Налоги – это денежная повинность. Это невыполненная работа в обмен на другую работу. Эта денежная повинность возлагается по общественному праву для получения дохода на общую пользу на тех, у кого имеется состав поступков, подлежащих по закону этой повинности. Получение дохода может быть побочной целью".
220 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
В Положении поясняется, кто является налогоплательщиком и какие требования вытекают из долговых налоговых обязательств. Перечисляются причины и условия, при которых возможен арест задолжавшего налогоплательщика, правила установления или продления сроков уплаты налогов. В Положении подчеркнуто, что необходимо соблюдать тайну налога, так как налогоплательщик в рамках своих отношений с налоговыми службами полностью раскрывает свое финансовое положение, поэтому тайна его сообщений должна полностью сохраняться.
Положение о налогах 1977 г. содержит основные принципы процесса налогообложения. Особенно подчеркивается необходимость соблюдения принципа соразмерности при обложении налогом. Сведения о платежеспособности отдельных персон, привлечение к участию в работе авторитетных специалистов, правила предоставления документов и ценных бумаг – все это регулируется в данном Положении. Говорится и о том, при каких условиях персона вправе уклониться от дачи сведений о своих доходах, в каких случаях финансовые инстанции помогают налогоплательщикам советами и должны предоставить им необходимую информацию.
Основу Положения о налогах 1977 г. составляют предписания о процессе налогообложения и установлении налогов. Дается подробное изложение прав и целей финансовых инстанций и налогоплательщиков. Особо регулируется выяснение цели налогов и их учета, причем весь путь использования налогов открыт для ознакомления всем желающим (предлагаются микрофильмы). Далее устанавливается, в какой форме, при каких условиях и в какой срок может быть опубликована информация о налогах.
Банковское законодательство Германии ориентировано на либерализацию правового регулирования. Универсальные банки действуют мягче, чем в США. Среди банковских законов можно назвать Закон о Немецком федеральном банке (1957 г.), Закон о кредитном деле (1976, 1985 гг.), Закон о Немецком кооперативном банке (1975 г.), Закон о Немецком компенсационном банке1.
В Канаде систематически издаются справочники и пособия по налоговому делу с указанием системы и видов налогов федерации и штатов, структуры расходов, порядка определения налогообла-гаемых доходов, имущества и др., способов защиты прав налогоплательщиков.
Для понимания тенденций развития финансового права в России и зарубежных странах важно иметь в виду три тенденции. Первая связана с укреплением правовых основ бюджетной системы, вторая – с децентрализацией финансов, третья – с увеличивающейся "долей" международно-правового регулирования в данной сфере.
В зарубежных государствах уделяется серьезное внимание бюджетному праву и бюджетному процессу как его составной части. Полномочия парламентов, президентов и правительств в данной сфере имеют немало общего, но есть и особенности. Тщательная регламентация прав и обязанностей участников, их взаимоотношений, жесткие контрольные механизмы представляют интерес
1 См.: Указ, соч., С. 48–49.
4. Развитие финансового права 221
для российского читателя. Рекомендуем ознакомиться с некоторыми специальными материалами по данному вопросу1.
В 1995 г. был опубликован доклад "Реформа местных финансов в Центральной и Восточной Европе", подготовленный Центром информации и документации Совета Европы в России. Сошлемся на него.
Местные органы власти в Венгрии предоставляют более широкий круг услуг, чем местные власти в большинстве государств – членов СЕ. Конкурентный характер их функций определен в ст. 8 Закона от 1990 г.
Из этих функций следующие считаются обязательными: обеспечение чистой питьевой водой; начальное школьное образование; основные виды медицинских и социальных услуг; освещение улиц; содержание местных дорог и кладбищ.
Доход местных органов власти можно разделить на прямые источники дохода (собственные ресурсы) и доход, общий с государственными властями (делимые налоги). Местные налоги составляют пока 7% всего дохода местных органов власти, но могут значительно возрасти в течение следующих нескольких лет. Местное налогообложение состоит из следующих четырех основных налогов: земельный налог; налог на строения; коммунальный налог (альтернативный двум вышеуказанным налогам); налог на туризм; налоги на предприятия (налог с оборота).
Другой важный источник местных доходов – это плата за услуги, продажу лицензий на строительство и доход от хозяйственной деятельности предприятий, ранее принадлежавших местному совету. В будущем источником дохода станет налог на новое местное имущество. Создание такого имущества – очень трудная задача для местных властей, ибо они не имеют права владеть предприятиями, приносящими прибыль, и должны ограничить свою деятельность предприятиями бытового обслуживания, но этого на практике нет. В любом случае возможности местных властей приобретать предприятия ограничены вследствие экономического кризиса.
Еще одна острая проблема – это муниципальное жилищное строительство, которое "парализует" местные власти. Квартплаты, а также различные сборы и тарифы за общественные услуги устанавливаются центральным правительством на таком уровне, что это вынуждает местные власти предоставлять их по сильно дотированным ценам.
Другой основной источник местных доходов, помимо дотаций государства, – это налоги, делимые между местными и центральной властью (делимые налоги определяются в ст. 83 Закона от 1990 г.). В Законе установлено два вида делимых налогов: "определенная часть личного подоходного налога" и "другие делимые налоги", которые могут "переводиться парламентом отдельным актом". На практике единственным делимым налогом является личный подоходный налог, который составляет 13% дохода местных властей.
1 См.: Лафитский В. И. Бюджетный процесс в США//Право и экономика. 1995. № 3–4; Трещетенкова Н. Ю. Бюджетный процесс в Польше//Право и экономика. 1995. № 5–6; Троценко И. Д. ФРГ. Правовая база бюджетно-финансовой политики//Право и экономика. 1995. № 15–16; Касаткина Н. М. Бюджетный процесс в Канаде//Право и экономика. 1994. № 1–2.
222 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
Доля от этого подоходного налога передается местным властям на основе домицилия плательщика. Хотя он определен как делимый налог, в метод его распределения входит большая мера по уравниванию. На практике для обеспечения баланса между местными доходами правительство решило выплачивать только половину налога, причитающегося местным властям по душевому показателю на основе домицилия плательщика. Другая половина этой части личного подоходного налога распределяется между местными органами власти так, чтобы обеспечить каждому из них средний доход.
Еще один источник прямого финансирования местных бюджетов – это заемные средства. Местные власти по закону имеют право "брать займы и выпускать облигации". Утверждается, что в целях инвестиций местным властям в будущем придется использовать динамичную финансовую стратегию и быть готовыми брать займы. На данном этапе можно сделать вывод, что успех политики займов местных властей зависит от финансовых возможностей местных властей и наличия подходящих кредитных учреждений.
При рассмотрении расходов видно, что свыше 50% идет на здравоохранение и образование, которые финансируются главным образом за счет дотаций на специальные цели центрального правительства и частично за счет государственных нормативных дотаций. Другими расходами являются строительство и содержание дорог, общественный транспорт, культура и спорт и другие коммунальные услуги. Нынешние бюджеты местных властей ограничены и не позволяют им удовлетворять все потребности.
Владение государственным жилым фондом, который был недавно передан центральным правительством местным властям, можно назвать еще одной важной статьей расходов местных органов власти.
Дотации государства составляют половину дохода органов власти в Венгрии. Они делятся на дотации общего назначения, распределяемые по всей стране по нормативным критериям, и дотации на специальные цели (или дотации специального назначения), которые выплачиваются на осуществление специального проекта или деятельности каждому местному органу власти. Дотация общего назначения является главной из дотаций государства, составляющей 43% дохода местных властей, а дотации специального назначения составляют лишь 7% местного дохода.
Структура доходов и расходов местных органов власти в Полыие показывает, что уровень их расходов относительно низкий по сравнению с полными затратами на общественные нужды. Расходы местных властей в совокупности составляют 20% от всех расходов на общественные нужды. Областные бюджеты, бюджеты воеводств и госпредприятий включаются в долю правительства в госбюджете. Упор делается на финансовую политику центрального правительства, и относительно мало внимания уделяется финансовой автономии местных властей и уравниванию ресурсов между ними.
Закон 1990 г. предусматривает для польских местных властей четыре основные категории дохода: местные налоги, долю в общегосударственных налогах, дотации специального назначения и дотации общего назначения. Местные налоги включают налоги на имущество, на автомобили, на собак, на наследство и подарки и на
4. Развитие финансового права 223
хозяйственную деятельность. Многие местные власти имеют также поступления от сельскохозяйственного налога, от муниципальной собственности и от местных сборов и пошлин. Одной из проблем местных властей в Польше является множество льгот при уплате местных налогов. Существенным примером является освобождение фермеров от уплаты местных налогов на имущество на том основании, что они платят сельскохозяйственный налог. Поэтому у некоторых местных органов власти в сельских районах Польши нет значительных налоговых ресурсов, поскольку уровень сельскохозяйственного налога может быть очень низким.
Местные власти получают также долю от общегосударственных налогов. Например, они получают 5%-ную долю поступлений от государственного подоходного налога на заработную плату и уравнительного налога, который платят предприниматели, и 50%-ную долю поступлений от государственного личного подоходного налога, который платят граждане, имеющие "независимый" источник дохода (такие, как люди, имеющие свои коммерческие предприятия, или лица свободных профессий, такие, как адвокаты, архитекторы и т.п.).
Местные органы власти имеют право брать займы у коммерческих банков для финансирования своей деятельности. Законом ограничивается объем кредитов и займов, которые сможет получить местный орган власти. В отношении текущих расходов займы ограничиваются 8% от запланированных расходов в первой половине года и 4% – во второй половине. В отношении капитальных расходов годовой кредит не должен превышать 5% от запланированных расходов.
Местные органы власти получают от центрального правительства дотации общего назначения. Такие дотации содержат два элемента: элемент, по формуле связанный с количеством населения, и элемент, цель которого – достичь определенной степени финансового уравнивания между местными властями с разными налоговыми потенциалами. Элемент финансового уравнивания дотации общего назначения связан с налоговым потенциалом и идет местным властям, у которых менее 85% среднегосударственных налоговых поступлений на душу населения. Сама дотация для финансового уравнивания составляет 90% от разницы между налоговыми поступлениями на душу населения отдельного местного органа власти и среднегосударственным уровнем. Местные власти с большими финансовыми возможностями обязаны вносить средства в фонд финансового уравнивания, только если их налоговые поступления на душу населения превышают 150% от среднегосударственного уровня.
Местные власти также получают дотации специального назначения от центрального правительства для обеспечения выполнения обязанностей, переданных им центральным правительством. Как и в случае с дотациями общего назначения, есть определенная свобода принятия решений о выплате дотаций специального назначения отдельным местным органам власти.
Заметно усиливается влияние международно-правовых норм на финансовое право различных государств. Образуется своего рода согласованное или унифицированное "поле финансовых действий",
224 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
которое можно рассматривать как часть национального финансового права. Таков смысл "Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов" (1983 г.), а также "Унифицированных правил по инкассо" (редакция 1978 г.). В рамках ЕС принимаются предписания о гармонизации налогов внутри ЕС. Большую часть международного налогового права составляют соглашения государств об избежании двойного налогообложения (доходов и имущества). ФРГ заключила около 60 таких соглашений.
Следует отметить и большое значение "Базового мирового налогового кодекса и Комментария", подготовленного в 1992 г. специалистами Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В этом документе особенно полезны типовые дефиниции и процедуры налогообложения.
Уголовное право
Выделение данной отрасли права для сравнительного анализа объясняется ее устойчивостью и важной ролью в системе права всех государств. Для нее характерны четко фиксированные правовые нормы с присущим им трехэлементным составом, преимущественная концентрация норм в уголовных кодексах.
Уголовное право с древних времен выполняет охранительную функцию в сфере взаимоотношений государства и граждан и острого противоборства выражаемых ими публичных и частных интересов. Оно впитывало в себя исторические доктрины права, обогащаясь в XX в. новыми идеями. Демократические принципы уголовного права получают общее признание и поддержку международных организаций. Активно влияют модельно-нормативные принципы справедливых приговоров, защиты прав обвиняемых, осужденных и др. Межпарламентская Ассамблея СНГ одобрила модельный уголовный кодекс для государств-участников.
Как отмечают российские исследователи, первым фундаментальным компаративистким трудом в области уголовного права является книга французского профессора Ж. Праделя "Сравнительное уголовное право", изданная в Париже в 1995 г.1 Автор выделяет две модели уголовной юстиции – авторитарную и либеральную – на основе такого критерия, как понятие "репрессия".
В введении дается анализ понятия " сравнительное уголовное право", соотношение его со смежными дисциплинами, методологии исследований. В общей части изложены источники материального и процессуального права (обратим внимание на их объединение), классификация уголовно-правовых моделей. Особенная часть посвящена трем проблемам сравнительного анализа – преступлениям (классификация, элементы, субъекты), процессу (органы, доказательства, стадии, показания) и порядку исполнения решений.
1 Подробнее см.: Головко Л.В. Рецензия на книгу Ж. Праделя "Сравнительное уголовное право"// Государство и право. 1996. № 6.
5. Уголовное право 225
Учитывая сравнительно-аналитическую разработанность проблем уголовного права в юридической литературе1, как применительно к его источникам, структуре, институтам, так и отдельным составам преступлений, мы ограничиваемся сжатой характеристикой.
Российское-уголовное право развивалось в соответствии с доктринами и политическим курсом государства. В начале XX в. оно оформилось с учетом традиционных принципов уголовного права, характерных для стран континентальной системы права. После Октябрьской революции формируется по сути дела новое уголовное право, которое "отторгало" ранее существовавшие принципы, институты и нормы. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. отразил идеи социалистического права с его классовыми и государственными приоритетами, жесткостью карательных санкций.
С дополнениями и поправками УК существовал до конца 50-х гг., когда в СССР развивается концепция "двухуровневого" законодательства. Основы уголовного законодательства заложили юридическую базу для принятия в союзных республиках новых похожих уголовных кодексов. В России более тридцати лет действовал уголовный кодекс, "залатанный" множеством поправок, дополнений и изменений.
Концепция уголовного права тех десятилетий развивалась довольно интенсивно, и в системе юридической науки оно считалось наиболее популярным и развитым. На фоне других наук проблемы уголовного права активно разрабатывали сотни и тысячи юристов, выходили в свет многочисленные книги и статьи, были защиты диссертаций. В научном плане можно выделить несколько крупных теоретических проблем уголовного права, которые были предметом научных исследований.
Во-первых, плодотворные изучения проблем преступности, пределов неправомерного поведения и профилактики правонарушений2. Во-вторых, разработка принципов и институтов уголовного права, особенно признаков преступлений и типологии наказаний3. В-третьих, аналитическое изучение отдельных составов преступлений и разработка предложений об объеме Особенной части. В-четвертых, анализ соотношения преступлений и иных правонарушений, тенденции декриминализации деяний.
В конце 80-х гг. в стране развернулись работы по подготовке концепции и проекта нового уголовного кодекса. Уголовное законодательство согласно п. "о" ст. 71 Конституции России было отнесено к исключительному ведению Федерации. После многотрудной подготовительной работы, в ходе которой рассматривались вопросы приоритетной охраны прав личности, равной защиты всех форм собственности, учета международно-правовых актов, отражения новых составов преступлений, изменения санкций, 24 мая 1996 г.
1 Подробнее см.: Уголовное право буржуазных стран. Общая часть. Сборник законодательных актов. М., 1990.
2 См.: Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976; Его же. Закон, посту-пок.ответственность. М., 1986.
3 В 1970-1971 гг. в издательстве "Наука" был выпущен в свет шеститомник "Курс советского уголовного права". Особенная часть открывалась томом III "Государственные преступления против социалистической собственности", том V посвящен преступлениям против личности, хозяйственным преступлениям.
226 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
Государственной Думой был принят и 13 июня подписан Президентом новый Уголовный кодекс Российской Федерации.
В Общей части определены задачи и принципы Уголовного кодекса. Важно подчеркнуть, что уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
Его задачи: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Для осуществления этих задач Кодекс устанавливает основания и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Закреплены принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма.
Дано понятие преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.Преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Определены понятие и цели наказания. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в соверше-
5. Уголовное право 227
нии преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
Оно применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) конфискация имущества;
з) ограничение свободы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.
Особенная часть начинается с раздела VII "Преступления против личности", в чем выражается конституционный приоритет прав и свобод человека и гражданина. В разделе VIII "Преступления в сфере экономики" выделены преступления против собственности, безотносительно к ее формам. Раздел IX посвящен преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка.
Предстоит глубокое изучение нового уголовного кодекса и масштабная и последовательная работа по его правильному применению. На очереди УПК, законы о борьбе с организованной преступностью, с коррупцией и другие.
Уголовное право США развивалось весьма противоречиво. С получением независимости отдельные штаты подтверждали в своих конституциях и ордонансах продолжение действия старого, английского права. Допускалась его переработка и включение отдельных положений в новые акты. В течение XIX в. многие штаты принимают свои уголовные кодексы, и тем самым формируется "двухуровневое" уголовное право США и штатов. Две уголовно-право-вые системы до сих пор развиваются параллельно.
В федеральном уголовном законодательстве базовая роль принадлежит положениям Конституции 1787 г., имеющим уголовно-правовой характер. Но их некоторая неопределенность позволила расширять сферу регулирования. В 1948 г. Конгресс издал акт, которым нормы уголовного права были переработаны и включены в виде закона в раздел 18 (ч. 1) Свода законов США. Первая глава посвящена общим положениям, остальные главы расположены в алфавитном порядке. Часть уголовно-правовых норм находится в других разделах Свода.
Исследователи – американские и отечественные – отмечают сложность юридических формулировок и отсутствие терминологического единообразия. Попытки реформ уголовного законодатель-
228 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
ства в 60–70-х гг. не завершились каким-либо общим результатом. Принимались лишь отдельные федеральные законы, в частности Закон о реформе системы назначения наказаний (1984 г.). По-прежнему заметна роль подзаконных актов Президента, министерств и ведомств.
Наиболее мощным федеральным правотворческим фактором явился Примерный уголовный кодекс 1962 г., подготовленный Комиссией Института американского права. Многие штаты при обновлении своих уголовных кодексов восприняли – полностью или частично – его положения. И в настоящее время уголовный кодекс штата обычно включается в Свод законов штата (в виде его раздела или главы). Например, уголовный кодекс штата Огайо отчасти включен в разд. 29 пересмотренного Свода законов. Глава 2901 – это общие положения (в ней содержатся определения, классификация посягательств, нормы о неприменении общего права, правила толкования, бремя и степень доказывания). Другие главы посвящены отдельным составам преступлений, наказаниям, вынесению приговора, обжалованию (их 32).
Исследователи дали подробный анализ общей и особенной части уголовного права США. Воспользовавшись их трудами1, кратко выделим лишь ряд положений. Отмечается, что в новых уголовных кодексах содержатся нормы либо о целях УК, либо уголовного законодательства, либо уголовного правосудия. Это либо "вред личным или публичным интересам", либо охране "основных социальных институтов", либо интересам "всего общества".
Определение преступления содержится чаще всего в статьях, посвященных разъяснению понятий, терминов. Оно характеризуется такими признаками, как запрещенность деяния уголовным законом и наказуемость. Сохранено прежнее деление преступлений на фелонии как наиболее тяжкие и мисдиминоры со своими классами. Обновлена классификация основных форм виновности, их четыре ("с целью", "с сознанием", "неосторожно", "небрежно"). В американской доктрине и праве особо выделяется "строгая ответственность". Привлекает внимание институт уголовной ответственности корпораций наряду с физическими лицами. Речь идет об их имущественной ответственности.
Цели наказания – воздаяние (кара), устрашение, лишение возможности совершать преступления, исправление. Их баланс колеблется в связи с ростом преступности.
Специфичный дуализм уголовного права США обусловливает необходимость разграничения норм уголовного законодательства федерации и штатов. Федеральные акты непосредственно действуют на всей территории страны при определенных условиях (при посягательствах с "федеральным элементом") и в отношении всех преступлений на федеральных территориях (в национальных парках, кораблях, самолетах и т. п.). И тем не менее не всегда удается избежать "двойного наказания".
1 См.: Никифоров Б. С., Решетников Ф. М. Современное американское уголовное право. М., 1990. С. 6–105.
5. Уголовное право 229
Французское уголовное право последних двух столетий развивалось под воздействием Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В ней были такие принципиально важные положения, как равенство граждан перед законом, нет преступления и нет наказания, не указанных в законе, презумпция невиновности и др. В Конституции Франции 1958 г. есть ссылка на эту Декларацию, что придает конституционный смысл названным положениям. Заметим попутно, что в Конституциях ФРГ и Италии содержатся положения уголовно-правового характера.
Уголовный кодекс Франции 1810г. был классическим источником уголовного права, защищавшим от посягательств право частной собственности. В дальнейшем УК подвергался пересмотрам и уточнению, изменению целого ряда его положений в 1832, 1863 годах. Изменения вносились и подзаконными актами – декретами, ордонансами, декретами-законами. Такая практика сохранилась и после Конституции 1958 г., хотя именно новые законы демократизировали содержание уголовного законодательства. К их числу можно отнести Закон "Безопасность и свобода" 1981 г., Закон 1986 г. об отмене смертной казни, Закон 1983 г. о возможности замены тюремного заключения выполнением "общественно необходимой работы".
Крупнейшая реформа уголовного права произошла в июле 1992 г., когда были утверждены четыре Закона: об изменениях общих положений уголовного кодекса, об изменениях положений У К, относящихся к наказанию за преступления и проступки против человека, об изменениях Положений УК, относящихся к наказанию за преступления и проступки против собственности, об изменениях положений УК, относящихся к наказанию за преступления и проступки против нации, государства и общественного порядка.
Таким образом, после 180 лет во Франции появился новый уголовный кодекс. Авторы предисловия к изданию УК на русском языке отмечают четыре основные идеи уголовного кодекса: защита прав человека, его жизни, здоровья, благоприятной окружающей природной среды, безопасности труда (Особенная часть начинается с раздела о преступлениях против человечества), строгое следование принципу законности в правовом государстве, обновление кодекса в связи с современными потребностями борьбы с преступностью (организованная преступность, терроризм, наркомания и др.), гуманизация уголовной ответственности и наказания1.
Приложением к первому закону является книга I "Общие положения", в которой в разделе I "Об уголовном законе" главы I "Общие принципы" преступные деяния классифицируются, в зависимости от их тяжести, как преступления, проступки и нарушения. Уголовный закон имеет точное толкование. Главы II и III посвящены действию уголовного закона во времени и пространстве. Раздел II "Об уголовной ответственности", раздел III "О наказаниях" включают нормы об исполнении наказания.
Книга IV "О преступлениях и проступках против нации, государства и общественного порядка" содержит положения Уголовно-
1 См.: Новый Уголовный кодекс Франции. М., 1993.
230 Глава VII. Развитие права в отдельных государствах
го кодекса применительно к данной сфере, т. е. посягательствах на институты Республики или на неприкосновенность национальной территории. В частности, выделены посягательства на секреты национальной обороны, содержащиеся в документах, в памяти ЭВМ.
Уголовное право Англии является отражением доктрины общего права. Статуты и судебные прецеденты являются его основными источниками. В стране отсутствует уголовный кодекс, и в этом заключается наиболее примечательная особенность английского уголовного законодательства. Оно развивалось и развивается преимущественно путем издания законов, регулирующих Особенную часть уголовного права. К ним можно отнести Закон об убийстве 1957 г., Закон об уголовном праве 1967 г., Закон об уголовном праве 1977 г. (ответственность за сговор), Закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г., Закон о преступном причинении вреда имуществу 1971 г. (формула неосторожности), Законы о краже 1968 г. и 1978 г., Закон о ложных сообщениях 1988 г.
И в законах, относящихся к другим отраслям права, нередко содержатся уголовно-правовые нормы. Ими устанавливается ответственность за те или иные виды преступлений. Специалисты отмечают также наличие норм материального уголовного права в законах уголовно-процессуального характера1.
В содержательном плане интересны следующие положения. Во-первых, в последние годы отменено деление преступных деяний на фелонии и мисдиминоры, которое было установлено законом об уголовном праве 1967 г. Введена новая классификация преступных деяний: "арестные" и "неарестные". Во-вторых, преступные деяния различают по процессуальным основаниям (преступления, преследуемые по обвинительному акту, в порядке суммарного производства магистратами, смешанная юрисдикция). В-третьих, к основным видам наказания отнесены лишение свободы, пробация (испытание), штраф2.
1 Подробнее см.: Уголовное право буржуазных стран. Общая часть. С. 6–18.
2 См.: Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993. С. 32–36.