Отечественный опыт становления и развития местного самоуправления
Многие столетия общественная самодеятельность в сфере местного самоуправления в России не носила нормативного характера и развивалась исключительно на основе мирского обычая.
Вервь - название соседской общины в Древней Руси, совокупности участков земли, размеченных по верёвке. Переход от родовой общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошёл у славян в процессе их расселения в VI-VII вв. В отличие от кровнородственной общины её единство поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.
Вече - народное собрание в древней и средневековой Руси - и во всех народов славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества - для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» - главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса.
В середине XVI века была проведена радикальная реформа системы местного самоуправления. Верхний этаж ее (наместники, волостели, сидевшие на кормлениях) был полностью снесен, а ушедший глубоко в недра народного обычая фундамент общественной самодеятельности принят и превращен в главный элемент обновленного здания местной администрации.
На первом этаже реформы учреждались губные округа. Их возглавлял губной староста, избиравшийся населением из дворян или «детей боярских». При губном старосте состояли целовальники (не более четырех человек). Делопроизводство вел губной дьяк. Все вместе составляли губную губу.
Дальнейшим шагом в развитии местного самоуправления была земская реформа Ивана IV. Она привела к отмене кормлений и повсеместному учреждению земских властей. Таковыми являлись «излюбленные головы» – старосты и целовальники, которые избирались всеми сословиями, кроме «служилого», и составляли земскую губу. В компетенцию земских губ входили хозяйственные, финансовые и судебные дела.
Таким образом, в середине XVI века мирские выборные органы сосредоточили в своих раках все отрасли местного управления: сбор податей, полицию и суд. При этом земские органы являлись единственными заместителями упраздненной правительственной администрации.
Однако в XVII веке была учреждена должность воеводы – главного руководителя местной администрации, и все отрасли управления на местах были переданы в его ведение.
К идее возрождения самоуправления вернулся Петр I. Им была проведена городская реформа, объявленная двумя указами 30 января 1699 года. В Москве создалась Бурмистрская Палата, вскоре переименованная в Ратушу. В других городах учреждались земские губы. Городское управление было изъято из ведения воевод. Состав Ратуши и земских губ был выборным. Из своей среды бурмистры избирали президента (сроком на один месяц), который возглавлял губу. В период с 1718 года по 1724 год была предпринята новая попытка организовать городское управление. 13 февраля 1720 года на правах коллегии был учрежден Главный магистрат (взамен Ратуши), возглавивший органы городского самоуправления всей страны – магистраты, в компетенцию которых входили: учет дворов и проживавшего в них населения; раскладка прямых и косвенных налогов и повинностей; организация выборов старшин и старост; содействие развитию городского хозяйства и так далее.
Новая радикальная реформа городского самоуправления была проведена при Екатерине II. Согласно «жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» 1785 года городское население получило право создавать органы самоуправления. Оно делилось на 6 разрядов или избирательных курий. Каждый разряд избирал своих представителей в Общую городскую думу отдельно и в разных пропорциях. Выборы проходили один раз в три года. Председательствовал в общей думе городской глава, избиравшийся на три года. Общая дума избирала из своего состава Шестигласную думу, в состав которой входили городской глава и шесть гласных – по одному от каждого разряда «общества градского». Шестигласная дума собиралась не реже одного раза в неделю.
Кроме Общей и Шестигласной дум, Положением 1785 года устанавливался еще и третий орган – собрание «Общества градского».
После воцарения Павла I была проведена городская контрреформа. Жалованная грамота городом была упразднена. 12 сентября 1798 года был издан Устав Санкт-Петербурга, который определял новую организацию городского управления. Его особым органом стала «Комиссия о снабжении резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся» под председательством генерал-губернатора. Исполнительным органом «главного городского начальства» было городское правление, или ратгауз. Его председатель и секретари назначались правительства, другие члены избирались. Такое же управление было введено в феврале 1799 года в Москве. Ратгаузы были поставлены в непосредственное подчинение администрации, которая, в основном, и ведала городским управлением. Эти исполнительные органы заменяли упраздненные Павлом городские думы.
После дворцового переворота 11 марта 1801 года «Городовое положение» 1785 года было восстановлено и продолжало действовать до «великих реформ» Александра II.
В условиях становления местного самоуправления в современной России наибольшую ценность представляет опыт проведения земской и городской реформы второй половины XIX – начала XX века. В ней можно выделить три основных этапа: действие Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года и Городового положения 1870 года, действие Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1890 года и Городового положения 1892 года; реформы временного правительства.
Важной вехой в становлении системы местного самоуправления в нашей стране стало принятие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР», в соответствии с которым местными представительными органами в районах, городах, поселковых и сельских советах являлись соответствующие Советы народных депутатов. Местные Советы народных депутатов избирались населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Работу местного Совета возглавлял председатель. Он избирался Советом на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета.
Государственной Думой Российской Федерации 28 августа 1995 года был принят Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.
В настоящее время особенности местного самоуправления в России регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. №131-ФЗ. Новый закон учитывает реалии, суть которых - в не преодоленных традициях централизованного государства, патерналистских устремлениях значительной части общества, невысоком уровне политической культуры этой части общества, тяготении его к сильной личной власти верховного правителя, единственно способного справиться с экономическими и социальными проблемами, вызванными процессами общественного переустройства.