Президентская форма правления. "Сильные" и "слабые" президенты

В настоящее время наиболее популярной формой правления является президентская республика. По большей части, Президент избирается всеобщим голосованием.

Полный набор президентских функций таков:

q Глава государства; он представляет свою страну за рубежом;

q глава исполнительной власти, формирует правительство;

q верховный главнокомандующий вооруженными силами страны;

q определяет внутреннюю политику;

q определяет внешнюю политику;

q имеет право распустить парламент и назначить новые выборы;

q имеет право «вето» на законы, принятые парламентом (может быть преодолено 2/3 голосов парламента при повторном принятии). Имеет право законодательной инициативы.

Традиционно «сильными» президентами считаются президенты США, Франции, России, Финляндии. Полный набор президентских функций - только у президентов Франции и России. Президент США, например, не может распустить Конгресс США, но последний каждые два года меняется на одну треть.

Но есть президентские республики, где президент выполняет протокольные функции, обладая при этом минимальной властью. Это в Италии, Германии, Австрии, Чехии .в этом случае можно говорить о "слабом или слабых президентах". В нашей стране, в соответствии с новой Конституцией, Россия заявлена как «демократическое, федеративное, правовое государство с президентской формой правления». По новой Конституции президент России имеет возможность издавать указы, имеющие силу закона. Последнее создает почву для авторитарных решений.

В России законодательную власть имеет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федераций, в котором представлены субъекты Федерации, и избираемой всеобщим голосованием Государственной Думы, которая занимается выработкой законов, они поступают в Совет Федераций. Здесь законы утверждаются и после этого поступают на подпись Президенту. После подписания они уже обязательны для выполнения. Эти органы утверждают по представлению президента высшие центральные инстанции судебной власти - Верховный Суд, Конституционный Суд и Высший арбитражный суд.

Конституция Российской Федерации обозначила разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В настоящее время Россия переживает трудный процесс становления новой государственности. В большинстве стран, имеющих президентскую форму правления, глава государства - это представитель определенной политической партии. Он несет ответственность перед своей партией и электоратом, поддерживающим ее. В наших условиях политической партией можно назвать КПРФ, другие же - являются политическими партиями с большой натяжкой. Первый президент РФ стал таковым не столько по своим личным качествам, сколько по случайным обстоятельствам. Распад СССР, безволие Горбачева, деятельность первой волны демократов, не готовых к управлению государством, огромное влияние прозападно настроенных политиков, вскормленных на вечнозеленой валюте и связанных со средствами массовых коммуникаций, они и навязали стране слегка трезвого президента еще и на второй срок. В результате мы имеем больную экономику, коррумпированный административный аппарат, криминальный беспредел, большой государственный долг, войну в Чечне и т.д. Россия действительно великая страна по сырьевым запасам, запасам энергоносителей, интеллектуальному потенциалу, мы на первом месте в мире. Но не надо обольщаться, о беспредельности наших сырьевых и энерго- запасов болтают те, кто подкармливается этими же экспортерами. С помощью политиков ельцинского призыва страна превратилась в сырьевой придаток Северо-Атлантического альянса, что европейцев и США, естественно, устраивает.

Наши рекомендации