ООН и права человека. Основные структуры ООН защиты прав человека. 6.2 Региональные структуры защиты прав человека. Совет Европы и права человека.
6.3 Международные неправительственные правозащитные организации.
6.1 Основные структуры ООН по защите прав человека.Создание системы международного контроля над претворением в жизнь юридических обязательств, взятых на себя государствами в области прав человека, является одним из наиболее значительных достижений в этой сфере.
Функции международного контроля постоянно расширяются, при этом некоторые его формы и методы заимствуются из внутренней практики государств. Контроль существенно повышает эффективность применения согласованных норм и принципов международного права каждым государством - участником международных соглашений. Формы такого контроля во многом зависят от характера нарушений прав человека и могут быть самыми разнообразными. Они определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных учреждений, международными соглашениями универсального и регионального характера.
В современных межгосударственных отношениях имплементация прав человека осуществляется законодательными, административными и иными средствами, имеющимися в распоряжении каждого государства, а международные органы лишь контролируют этот процесс. В настоящее время ряд контрольных органов создан в соответствии с Уставом ООН, другие учреждены на основании международных соглашений как универсального, так и регионального характера.
Среди них, например, контрольный механизм по соблюдению прав человека Совета Европы. Ратификация Россией в 1998 г. Европейской Конвенции о защите прав человека 1950 г. (ЕСПЧ) и дополнительных протоколов к ней, а также других основополагающих документов Совета Европы влечет для нашей страны серьезные юридические последствия, в том числе в вопросах реального соблюдения прав и свобод человека.
После ратификации конвенции СЕ, Российская Федерация взяла на себя ряд обязательств.
Во-первых, привести свое законодательство и правоприменительную практику в соответствие с ЕКПЧ и другими правовыми актами Совета Европы.
Во-вторых, Россия признала обязательную юрисдикцию контрольных органов ЕКПЧ - Европейского Суда и Европейской Комиссии по правам человека, преобразованных с 1 ноября 1998 г. в действующий на постоянной основе единый орган - Европейский Суд по правам человека (далее - ЕСПЧ).
В-третьих, с 5 мая 1998 г. предоставила российским гражданам право непосредственного обращения, при условии исчерпания национальных средств защиты своих прав и свобод (ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации), в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. При этом обращение в ЕСПЧ возможно независимо от позиции российских властей. Суд вправе принять такое обращение к рассмотрению на основе индивидуальной жалобы, если даже имеет место возражение со стороны государства. Вместе с тем Европейским Судом приветствуется и мирное соглашение между заявителем и государством-ответчиком.
В-четвертых, Российская Федерация разрешила Европейскому Комитету по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - антипыточный Комитет) посещение любого места в пределах своей юрисдикции, где содержатся лица, лишенные свободы органами публичной власти.
В-пятых, Россия является объектом и субъектом процесса мониторинга за соблюдением прав и свобод человека, действующего в рамках Парламентской Ассамблеи и Кабинета Министров Совета Европы.
В целом, Российской Федерации, как и многим другим государствам - членам СЕ, еще предстоит включить в свое отечественное законодательство и правоприменительную практику ряд принципов и норм Совета Европы, а также, не подменяя действующей в стране судебной системы, распространить юрисдикцию Европейского Суда по правам человека на граждан России. Это во многом будет способствовать реализации ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозглашающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».
Функции и полномочия Организации Объединенных Наций (ее органов) в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Они принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами обязательств, взятых по Уставу ООН и по международным соглашениям.
Главную ответственность за выполнение функций Организации по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН (ст. 60 Устава ООН). Полномочия Генеральной Ассамблеи в области прав человека определены в ст. 13 Устава ООН. «Генеральная Ассамблея, - подчеркивается в этой статье, - организует исследования и делает рекомендации в целях... содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), однако некоторые из них обсуждаются и другими комитетами. Принятые ими решения обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН.
Согласно Уставу ООН, наряду с Генеральной Ассамблеей ответственность за выполнение функций Организации в области прав человека несет Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). ЭКОСОС - один из главных органов ООН - осуществляет международное и социальное сотрудничество. Дает рекомендации Генеральной Ассамблее ООН и отдельным государствам, подготавливает проекты конвенций, координирует деятельность специализированных учреждений ООН: МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ВТО, ВОИС, ВПС, Комиссии по правам человека и др.
Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, в соответствии с Уставом ООН, не являются юридически обязательными для государств - членов ООН. В то же время следует иметь в виду, что члены ООН взяли на себя обязательства предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией в целях развития всеобщего уважения к правам человека и их соблюдения.
Важнейшим специализированным учреждением ООН является Комиссия по правам человека. Она была создана Экономическим и Социальным Советом в 1946 г. В настоящее время в нее входят 53 государства.
Члены Комиссии избираются Экономическим и Социальным Советом на три года. Комиссия по правам человека собирается на ежегодные сессии продолжительностью шесть недель и принимает решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания входит подготовка предложений и докладов ЭКОСОС относительно любых вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, делает рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения Экономического и Социального Совета. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершенные исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.
Функции Комиссии по правам человека чрезвычайно разнообразны. Они постоянно расширяются в связи с развитием межгосударственных отношений в области прав человека и возникновения многих проблем в этой сфере.
Значительную часть работы Комиссии составляет деятельность ее специальных органов по изучению конкретных ситуаций и проведению расследований грубых, массовых и систематических нарушений прав человека, включая политику апартеида и расовой дискриминации, а также нарушений на территориях, оккупированных в результате акта агрессии.
Для реализации своих функций Комиссия по правам человека создает из опытных экспертов специальные рабочие группы, назначает специальных докладчиков или представителей.
К примеру, в 1967 г. Комиссия по правам человека
создала специальную рабочую группу в составе пяти
экспертов для расследования случая применения пыток и жестокого обращения с заключенными, с задержанными и находящимися под надзором полиции лицами в ЮАР. .
Специальные органы создавались Комиссией для расследования нарушений прав человека тоталитарными режимами. 31-я сессия Комиссии по правам человека, состоявшаяся в феврале-марте 1975 г., учредила специальную рабочую группу из пяти членов для проведения «расследования существующего положения в области прав человека в Чили «путем» посещения Чили и на основе устных и письменных показаний, которые будут собраны из всех соответствующих источников» (резолюция 8 (XXXI)).
Специальные докладчики или представители Комиссии ООН по правам человека назначались по Ираку, Сальвадору, Гаити и ряду других стран. Они выезжали на места, проводили расследования и представляли свои предложения и рекомендации.
Распространенной контрольной формой работы Комиссии ООН по правам человека является создание так называемых тематических механизмов. Подобным механизмом стала Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям, учрежденная в 1980 г. В 1982 г. Комиссия назначила специального докладчика по вопросу о казнях без надлежащего судебного разбирательства, или произвольных казнях, а в 1985 г. - специального докладчика по вопросу о пытках.
В настоящее время Комиссией ООН по правам человека учреждено свыше десяти тематических процедур, и их число продолжает расти. Представители этих органов выезжают в страны, где нарушаются права человека, налаживают диалог с соответствующими государствами, ежегодно представляют Комиссии по правам человека доклады о своей деятельности.
20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 48/141 об учреждении поста Верховного комиссара по правам человека1. Хотя резолюция Генеральной Ассамблеи и не наделила Верховного комиссара широкими полномочиями, тем не менее он координирует всю деятельность ООН в области прав человека и принимает необходимые меры, повышающие ее эффективность в данной сфере.
17 июня 1998 г. на международной конференции (участвовали все государства ООН) в Риме было принято решение о создании Международного уголовного суда и принят его Статут.
Статья 5 Статута гласит:
юрисдикция суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:
- преступление геноцида;
- преступление против человечности;
- военные преступления;
- преступление агрессии.
Генеральная Ассамблея ООН избирает 15 судей сроком на 9 лет. Суд рассматривает споры между государствами, выносит консультативные заключения по запросу Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.
Таким образом, в статуте Международного уголовного суда сформулированы составы, охватывающие практически все серьезные преступления, вызывающие озабоченность мирового сообщества. Многие из них впервые закреплены в международном акте, которым является Статут после его ратификации 60 государствами и вступления тем самым в силу (ст. 114). При этом перечень таких преступлений может быть пересмотрен не ранее чем через семь лет после вступления в силу Статута. Активизация международного сотрудничества в этой области приведет к пресечению тягчайших преступлений, угрожающих всеобщему миру и безопасности, посягающих на само существование человеческой личности.
Опыт многолетнего обсуждения вопросов о правах человека в ООН со всей очевидностью показал, что продуманная организация контрольных органов имеет важное значение для плодотворной деятельности всей системы взаимоотношений государств в рассматриваемой области.
В рамках ООН существуют органы, созданные в соответствии с пактами и конвенциями.
Действующая в настоящее время система конвенционных органов по правам человека, одной из главных
функций которых является рассмотрение докладов государств, появилась сравнительно недавно. До их создания, согласно решению, принятому ЭКОСОС в 1965 г. по рекомендации Комиссии ООН по правам человека (резолюция 624 В (XXII)), члены ООН представляли Генеральному секретарю ООН ежегодные доклады относительно осуществления тех или иных прав.
Система представления докладов об экономических, социальных и культурных, а также гражданских и политических правах и свободах после вступления Пактов о правах человека в силу была заменена новой процедурой, предусмотренной в ряде международных договоров.
В настоящее время функции контроля над соблюдением международных договоров выполняют несколько конвенционных органов:
- Комитет по правам человека. Создан в соответствии со ст. 28 Пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г.
- Комитет по расовой дискриминации. Создан в 1970 г. в соответствии со ст. 8 ч. II Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21.12.1965 г.
- Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Создан в 1982 г. в соответствии со ст. 17-22 ч. V Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979 г.
- Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Создан Экономическим и Социальным Советом ООН в 1985 г.
- Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Создан в соответствии со ст. 72 Международной конвенции по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990 г.
- Комитет против пыток. Создан в 1988 г. в соответствии со ст. 17-24 ч. II Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1984 г.
- Комитет по правам ребенка. Создан в 1990 г. в соответствии со ст. 43-45 ч. II Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.
Эти комитеты вначале обсуждали доклады государств-участников только на основе представленной ими информации. Однако практика показала, что государства-участники международных соглашений по правам человека приукрашивают истинное положение дел и зачастую представляют необъективную информацию. Кроме того, десятки стран до сих пор не ратифицировали основополагающие соглашения по правам человека и поэтому не несут никаких обязательств по предоставлению докладов в конвенциональные органы. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно выражала озабоченность этим и на каждой сессии принимала резолюции, настоятельно призывающие государства ратифицировать Пакты о правах человека и другие основополагающие документы в этой области. Поэтому члены различных комитетов постепенно начали приходить к выводу о необходимости (в целях объективности и полноты контроля) иметь право использовать любую информацию, а не только поступающую от государства.
В своих общих замечаниях Комитет по правам человека дает толкование отдельных статей Пактов и предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. При этом он воздерживался от вынесения рекомендаций в адрес конкретных государств. Так, на одной из своих сессий Комитет дал толкование принципа равенства и запрещения дискриминации, права семьи на защиту обществом и государством и потребовал от государств-участников предпринять законодательные и иные меры для их осуществления. Лишь в последние годы Комитет стал выносить в адрес государств конкретные замечания.
В то же время следует отметить, что масштаб деятельности конвенционных органов постоянно расширяется, растет число обсуждаемых ими докладов, получаемой информации. Полномочия же их весьма ограничены. При этом многие конвенционные органы дублируют работу друг друга. Существует параллелизм в их работе.
Не случайно сегодня ряд ученых-правоведов высказывают предложения о разработке Хартии прав человека для XXI в., которая объединила бы все существующие международные договоры ООН в данной области, позволила бы создать единый орган по правам человека, работающий на постоянной основе (а не от сессии к сессии), наделила бы его полномочиями для принятия конкретных и обязательных для государств решений.
6.2 Региональные структуры по защите прав человека. Совет Европы и права человека.В Европейской системе защиты прав человека важнейшее место принадлежит старейшей региональной организации на Европейском континенте - Совету Европы. Контрольный механизм защиты прав человека предусмотрен Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ЕКПЧ) и протоколом № 11 к ней, включающим Европейский Суд по правам человека, Европейский Комитет по предупреждению пыток, Комиссара Совета Европы по правам человека.
В структуре Совета Европы в соответствии с ЕКПЧ образован Европейский Суд по правам человека. В соответствии с Протоколом № 11 к Европейской Конвенции по правам человека от 11 мая 1994 г., вместо двухступенчатого механизма судопроизводства (Комиссия - Суд) введен единый и постоянно действующий Суд. Этот протокол вступил в силу в октябре 1997 г. после того, как все государства-участники подписали и ратифицировали его. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с ростом членов Совета Европы, и комитеты смогут быстро и эффективно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г., а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре сторон.
Статья 1 Протокола № 11 к ЕКПЧ утверждает: «Суд может получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон прав, предусмотренных положениями Конвенции и Протоколов к ней, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права».
Суд не принимает к рассмотрению:
- анонимные жалобы;
- если были уже рассмотрены Судом или являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования;
- жалобы, «не совместимые с положениями Конвенции и Протоколов к ней, явно недостаточно обоснованные или неправомерные».
Это может быть сделано на любой стадии разбирательства в Суде. Суд принимает дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Жалоба должна быть направлена не позднее шести месяцев с момента принятия окончательного решения национальными властями.
Следует также отметить, что Европейский Суд по правам человека (и это важно для государств - членов СЕ) не является апелляционным судом по отношению к национальным и не может ни отменить, ни изменить их решения.
Жалобы принимаются на те события, которые произошли после даты ратификации ЕКПЧ и протоколов к ней государством - членом СЕ (для РФ - после 5 мая 1998 г.).
Жалобы принимаются только на действия государства, например: гражданин Калашников против Российской Федерации.
Не принимаются жалобы, направленные против частных лиц или частных учреждений.
Заявителем в Европейский Суд должны быть четко выдержаны процессуальные сроки обращения в национальные судебные инстанции, иначе Суд не будет рассматривать эти обращения.
За период своего существования с 1959 г. Европейский Суд рассмотрел множество жалоб, затрагивающих широкий круг вопросов. Вот некоторые из них:
Статья 2 ЕКПЧ - дела, касающиеся права на жизнь. Смерть подозреваемого в совершении преступления, находившегося под стражей в полиции Испании (дело Диас Руано), вооруженного мужчины и его невесты в результате действий спасательного отряда на Кипре (Дело Андронику и Константину), гибель мужчины в результате перестрелки (дела Кая, Оур), убийство мужчины в ходе проверки документов жандармерией в Турции (дело Айтекин) и т.д.
Статья 5 Конвенции - дела, касающиеся права на свободу и безопасность личности. Содержание под стражей лица, исчезновение которого впоследствии признавалось властями Турции (дела Курт, Чакиджи), содержание под стражей в отсутствие судебного решения согласно законодательству Ирландии о государственных преступлениях (дело Лоулес), содержание под сра-жей за неуплату налога на коммунальные услуги в Великобритании (дело Бенхам), право лица, арестованного или содержащегося в предварительном заключении, быть незамедлительно доставленным к судье или су-
дебному исполнителю, уполномоченному законом (в Швейцарии дела Шиссер, Губер; в Нидерландах дела Де Йонг, Бельт и др.; в Швеции дела Скоогстрем, Мак-гофф; в Бельгии дело Псэульс и т.д.). Длительное содержание в предварительном заключении в Германии (дело Вемхоф), в Австрии (дело Ноймайстер и др.) и т.д.
Статья 6 Конвенции - дела, касающиеся права на справедливое судебное разбирательство. Споры, касающиеся права собственности, продажи и отчуждения или пользования собственностью и землей в Австрии (дела Рингайзен, Шрамек и др.), в Швеции (дела Спо-ронг и Ленрог), споры, касающиеся статуса гражданских служащих, включая их материальные права, во Франции (дела Нижель, Хубер) и в Италии (дела Спур-но, Галло) и т.д.
В рамках Совета Европы также действует Европейский Комитет по предупреждению пыток, учрежденный государствами - членами Совета на основе принятой в ноябре 1987 г. Европейской Конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Целью Конвенции было создание несудебного механизма профилактического характера для усиления защиты лиц, лишенных свободы, от пыток или унижающего обращения, по предупреждению пыток, который должен дополнить судебную систему, образованную ЕКПЧ. При этом лишение свободы понимается в широком смысле. «Посещаются не только тюрьмы и полицейские участки, но и психиатрические заведения, места содержания под арестом в военных казармах, центры, где содержатся лица, ищущие убежища, или другие категории иностранцев и места, в которых несовершеннолетние или взрослые лица содержатся по судебным или административным постановлениям».
Отношения между Комитетом и странами - участницами Конвенции определяются двумя основными принципами: сотрудничество и конфиденциальность. Роль Комитета состоит не в «осуждении» стран, а скорее, в оказании им помощи в предотвращении плохого обращения с лицами, лишенными свободы.
Отчеты о посещении Комитетом стран конфиденциальны, так же как и информация, полученная в ходе посещения. Однако многие страны публикуют эти отчеты.
С 1 сентября 1998 г. механизм действия Конвенции (посещение «антипыточным комитетом» тюрем и других подобного рода учреждений в РФ, подготовка соответствующих докладов и т.д.) распространяется и на Россию. В том же году избран член Комитета от РФ (Комитетом Министров по рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы).
С конца октября 1999 г. к работе приступил Комиссар Совета Европы по правам человека. Мандат Комиссара предполагает:
- содействие соблюдению прав человека, предусмотренных документами Совета;
- консультирование властей и общественности в государствах-членах Совета Европы относительно защиты и предотвращения нарушений прав человека;
- выявление в законодательстве и правоприменительной практике государств-членов несоответствий европейским стандартам и помощь в их устранении.
Комиссар избирается на один шестилетний срок.
Таково содержание контрольного механизма Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протокола № 11 к ней.
Наряду с Советом Европы значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это - Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Первый этап этой работы завершился 1 августа 1975 г. подписанием Хельсинкского Заключительного акта. Один из четырех основных разделов Акта, в котором были зафиксированы основные договоренности стран-участниц, относится к гуманитарному сотрудничеству европейских государств и к правам человека.
Хельсинкский Заключительный акт определил направления и конкретные формы сотрудничества государств в различных областях, относящихся к правам человека, включая образование, культуру, информацию, контакты между людьми. Он явился той основой, на которой вот уже много лет развивается плодотворное сотрудничество государств Европы, США и Канады в области прав человека.
По итогам Пражской встречи стран-участниц СБСЕ был принят специальный документ о развитии институтов и структур СБСЕ.
В Парижской хартии для новой Европы предусматривалось создание Парламентской Ассамблеи СБСЕ, в которую должны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать по ним обязательные решения.
Как показывает реальная действительность, интернациональные процессы в других регионах мира далеки от европейских.
Межамериканская конвенция по правам человека, которая была принята 20 ноября 1969 г. на Межамериканской дипломатической конференции в Коста-Рике, во многом скопирована с Европейской. Лишь 12 из 19 латиноамериканских государств, участвовавших в конференции, подписали этот документ2. Не поставили своей подписи под конвенцией и США.
Потребовалось почти 10 лет, чтобы 11 государств ратифицировали ее; она вступила в силу в 1978 г. На 1 января 1999 г., т.е. 30 лет спустя, еще не все государства, входящие в Организацию Американских государств (ОАГ), ее ратифицировали.
В перечне прав и свобод, провозглашенных в Межамериканской конвенции, даже не отражен ряд тех из них, которые закреплены в Пакте о гражданских и политических правах, таких как право народов на самоопределение, право этнических, религиозных и языковых меньшинств пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию, исполнять свои обряды, а также пользоваться родным языком и др. В Конвенции нет основных социально-экономических прав. Статья 26 этого документа содержит лишь общее пожелание об их «последовательной реализации».
Согласно этой Конвенции, полномочия по контролю за выполнением обязательств, взятых государствами-участниками, возложены на Межамериканскую комиссию и Межамериканский суд по правам человека. Их функции во многом заимствованы из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Деятельность этих органов оказалась практически неэффективной. За годы своего функционирования Суд, например, вынес немногим более десяти консультативных заключений и решений. Первое решение было- вынесено лишь 29 июля 1988 г., т.е. через 10 лет после вступления Конвенции в силу.
В последние годы наблюдается определенная активизация деятельности Комиссии и Суда.
В Азии до сих пор нет региональных органов по правам человека. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно призывала государства регионов, в которых отсутствуют такие органы, рассмотреть возможность их создания.
В отличие от азиатских, африканские государства создали в 1981 г. региональную организацию по правам человека, приняв Хартию прав человека и прав народов, положения которой учитывают специфику континента и задач государств-участников. В этом документе на первый план выдвигаются вопросы самоопределения, борьбы с колониализмом, с иностранным господством, проблемы социально-экономического и культурного развития, осуществления суверенных прав над природными богатствами и ресурсами. Значительное место в Хартии заняли такие права народов, как право на международный мир и безопасность, на развитие, на благополучную окружающую среду и другие права, имеющие особое значение для ликвидации остатков колониализма и свободного развития Африки. Хартия предусмотрела и создание Комиссии прав человека и прав народов.
Эта Комиссия ежегодно проводит свои сессии. Согласно ст. 62 Хартии, государства-участники обязуются каждые 2 года представлять доклады о законодательных и иных мерах, принятых ими для обеспечения прав и свобод, предусмотренных в Хартии. Функции Комиссии сформулированы лишь в общих чертах, и в Хартии не содержатся нормы о полномочиях этого органа принимать какие-либо решения по обсуждаемым докладам. На практике Африканская комиссия формулирует лишь предложения по законодательному обеспечению тех или иных прав и свобод.
В Хартии, в отличие от Европейской и Межамериканской конвенций, проводится различие между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов» (ст. 58). Если Африканская комиссия, изучив сообщения, приходит к выводу о наличии в той Или иной стране систематических нарушений прав человека и прав народов, она извещает об этом Ассамблею глав государств и правительств. По поручению Ассамблеи Комиссия проводит «всестороннее» расследование таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями. За первые 10 лет функционирования Комиссии она получила 34 сообщения о массовых нарушениях прав человека.
Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет решение. Информацию об отдельных нарушениях прав и свобод человека Комиссия не рассматривает.
Анализируя сотрудничество стран Африки в области прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, а также борьбы с колониализмом и расизмом.
В 1998 г. в рамках Организации африканского единства учрежден Африканский суд по правам человека и народов.
Создана и Постоянная арабская комиссия по правам человека. Основное внимание в ее работе уделяется вопросам борьбы с нарушениями прав человека на оккупированных Израилем территориях.
Процесс продвижения к демократии в Африке развивается весьма сложно и противоречиво. На этом континенте имеется немало лидеров, которые считают, что примат права в жизни страны и уважение основных прав и свобод - принципы, применимые лишь к европейским понятиям демократии. Они абсолютизируют роль государственного суверенитета и делают акцент на особые традиции Африки.
И все же для демократически ориентированных политических лидеров Африки становится все очевиднее, что политический плюрализм, многопартийность, демократические выборы, экономические реформы - единственно возможный путь развития стран континента. Опыт, накопленный в Европе, неизбежно со временем будет распространяться и на другие регионы мира, с учетом специфических условий развития расположенных там государств.
Распад Советского Союза привел к появлению в международном сообществе новой региональной организации - Содружества Независимых Государств. Соглашение о создании СНГ было принято в декабре 1991 г. Белоруссией, Россией и Украиной. Позднее к этой организации присоединились все бывшие республики СССР, за исключением стран Балтии.
Правовой базой деятельности СНГ является его Устав, принятый в январе 1993 г. Как подчеркивается в ст. 1 Устава СНГ, «Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права...». В то же время СНГ присущи многие конфедеративные элементы: это объединение государств для достижения определенных целей и координации их деятельности в определенных сферах. Процессы интеграции в Содружестве нарастают, о чем свидетельствует значительное число принятых документов, относящихся к различным аспектам совместной деятельности государств-членов, включая права человека.
26 мая 1995 г. государства-участники СНГ приняли Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека2. В Конвенции закреплен практически весь перечень как гражданских и политических, так и социально-экономических прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека и в Пактах о правах человека. Составной частью Конвенции является Положение о Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств, утвержденное Советом глав государств СНГ в сентябре 1993 г. Комиссия должна рассматривать межгосударственные сообщения о нарушениях прав человека, а также индивидуальные и коллективные обращения по этим вопросам любых лиц и неправительственных организаций. После их обсуждения должны приниматься заключения и рекомендации.
6.3 Международные неправительственные правозащитные организации.Сегодня наиболее известны «Международная амнистия», Международный Комитет Красного Креста, Международная Хельсинкская Федерация, Международная Лига прав человека и др.
«Международная амнистия» («International Amnesty») -неправительственная международная правозащитная организация. Создана в 1961 г. в Великобритании юристом Петером Бененсом как годичная кампания для поддержки и развития движения в защиту прав человека. Впоследствии расширилась и получила всеобщее признание. Объединяет представителей многих стран и разных культур. Отделения «Международной амнистии» открыты в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке, в ее деятельности принимают участие более миллиона человек, проживающих более чем в 150 странах мира.
С 1989 г. к ней присоединились новые члены из Восточной и Центральной Европы, в том числе из бывшего СССР (с 1991 г. «Международная амнистия» открыла свое информационное бюро в России). Штаб-квартира организации находится в Лондоне, выпускает свое издание - «Ньюслеттер».
«Международная амнистия» поддерживает официальные отношения с ООН (ЭКОСОС), ЮНЕСКО, Советом Европы, Организацией Американских государств и Организацией международного единства. Ее представители принимают участие в разработке важнейших документов ООН, касающихся прав человека. Организации были присуждены премия прав человека ООН и Нобелевская премия «За укрепление свободы и справедливости, а следовательно, и мира на земле» в 1977 г.
Деятельность «Международной амнистии» основывается на принципах, выработанных и одобренных ООН, основное направление - помощь заключенным, особенно тем, в отношении которых правительства нарушают права человека. Цели организации: освобождение «узников совести», то есть лиц, содержащихся в тюремном заключении или подвергающихся преследованиям из-за своих убеждений, цвета кожи, пола, этнической принадлежности, языка или вероисповедания, не использующих или не пропагандирующих насилие. Ежегодно проводятся очередные конгрессы «Международной амнистии».
Каждый член «Международной амнистии» связан обязательством не заниматься правозащитной деятельностью в своей стране. Этот принцип помогает организации сформировать мировое общественное мнение и не замыкаться на внутригосударственных событиях.
«Красный Крест» (в Азербайджане, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Афганистане, Пакистане, Турции и арабских странах - «Красный полумесяц», в Иране - «Общество Красного Льва и Солнца») - добровольные общества помощи военнопленным, больным, раненым воинам (стали создаваться с 60-х гг. XIX в.). В мирное время оказывают помощь пострадавшим от стихийных бедствий, проводят мероприятия по предупреждению заболеваний.
«Международный Красный Крест» - международная общественная организация, объединяющая Лигу обществ Красного Креста (ЛОКК), Международный Комитет Красного Креста (МККК) и национальные общества ЛОКК, создана в 1919 г.; в нее входят национальные общества Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца.
Международный Комитет Красного Креста был создан в 1863 г.; состоит из швейцарских граждан; беспристрастная нейтральная и независимая организация, чья миссия носит исключительно гуманитарный характер и состоит в том, чтобы защищать жизнь и достоинство жертв войны и в иных ситуациях насилия и оказывать им помощь. МККК направляет и координирует гуманитарную деятельность Международной Лиги обществ Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца в обстановке вооруженного конфликта. Он также прилагает усилия для предотвращения страданий, способствуя распространению и развитию международного гуманитарного права (Нобелевские премии мира 1917, 1944, 1963 гг.).
Международный Комитет Красного Креста был создан по частной инициативе. Тем не менее, он приобрел международный статус благодаря многочисленным задачам, возложенным на него Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним, суть которых состоит в защите жертв войны. Мандат МККК позволяет ему открывать делегации и направлять делегатов на места, вести диалог с государствами и участниками конфликта. Тот факт, что МККК ведет диалог с властями, в руках которых находятся жертвы войны, не затрагивает юридического статуса этих властей и, следовательно, не может быть интерпретирован как форма признания с его стороны.
Международный статус МККК подтвержден соглашениями, заключенными более чем с 50 государствами. Эти соглашения, являющиеся по своей сути международными договорами, определяют правовой статус МККК на территории государств, где он осуществляет свою гуманитарную деятельность. Они признают международную правосубъектность МККК и предоставляют ему привилегии и иммунитеты, которые обычно признаются за международными организациями. Эти соглашения, в частности, предусматривают иммунитет МККК от административного или судебного преследования, гарантируют неприкосновенность его зданий, архивов, документации. Делегаты МККК имеют статус, подобный статусу международных организаций.
Эти иммунитеты и привилегии необходимы МККК, ибо они гарантируют его нейтральность и независимость - два важнейших принципа его деятельности. Будучи по своей сути и структуре неправительственной организацией, МККК отделен как от системы Организации Объединенных Наций, так и от неправительственных гуманитарных организаций.
Некоторые данные. Персонал на местах - 7500 человек (из них 6700 - местный персонал); персонал штаб-квартиры - 750 человек. Число делегаций в мире - 80; бюджет на 1999 г. - 850 млн. швейцарских франков.
Финансирование деятельности МККК на местах осуществляется главным образом за счет средств, предоставляемых приблизительно 20 государствами и надгосударственными структурами. Местопребывание -Женева (Швейцария).
Международная Хельсинкская Федерация по правам человека создана в 1982 г. путем объединения правозащитных организаций Европы, США и Канады. Сегодня в нее входят 37 стран - участниц ОБСЕ. Главная ее цель - обеспечение взаимозависимости прав человека и международной безопасности.
Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписанный главами государств и правительств 35 стран в Хельсинки 1 августа 1975 г.) был первым международным соглашением, которое связало внешние гарантии безопасности государств с их внутренними обязательствами по правам человека.
Межпарламентский Союз был создан в 1889 г. и является международной организацией, объединяющей представителей парламентов суверенных государств. По данным на июль 1999 г., в нем были представлены парламенты 138 стран.
Межпарламентский Союз осуществляет свою деятельность во имя мира и сотрудничества между народами в целях укрепления представительских учреждений.
Межпарламентский Союз:
- способствует укреплению контактов, координации и обмену опытом между парламентариями всех стран;
- рассматривает вопросы, представляющие международный интерес, и выражает свое мнение по этим вопросам с целью привлечь внимание парламентариев;
- способствует защите и развитию прав человека; эти права являются универсальными и их соблюдение является существенным фактором парламентской демократии и развития;
- способствует повышению эффективности деятельности представительных учреждений, совершенствованию методов их работы.
Межпарламентский Союз разделяет цели Организации Объединенных Наций, поддерживает ее усилия и осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с ней.
Он также сотрудничает с региональными межпарламентскими организациями, международными, межправительственными и неправительственными организациями, идеалы которых совпадают.
В 1995 г. Союз учредил Комитет содействия соблюдению международного гуманитарного права. Этот Комитет, работая в тесном сотрудничестве с Международным Комитетом Красного Креста, начал всемирное парламентское исследование с целью определить и дать оценку мерам, принимаемым национальными парламентами в области:
- присоединения к договорам по международному гуманитарному праву;
- запрещения использования, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожения;
- учреждения международного уголовного суда. Штаб-квартира Межпарламентского Союза находится в Женеве.
Межпарламентский Союз также имеет представительство при штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.