Основные принципы социальной политики
Термин «принцип» латинского происхождения, на русский язык переводится как основное правило, распространяющееся на все явления области, из которой он был абстрагирован. Под принципом действия подразумевается этическое правило (норма), характеризующая отношения между людьми в обществе.Следовательно,принципы социальной политики– основные этические правила (нормы, положения), которых необходимо придерживаться при исполнении социально-политических действий.
Центральным принципом социально-политической деятельности выступает принцип социальной справедливости. Это категория, с помощью которой характеризуются отношения между людьми, исходя из понимания сущности человека, его прав и свобод. Социальная справедливость является общепринятой ценностью и нормой общественного сознания. Но признание социальной справедливости не дает представления о содержании данного многозначного понятия, поскольку существует неустранимое противоречие, в социальном смысле, между двумя типами справедливости.
Первый смысл социальной справедливости связан с одинаковыми возможностями, предоставляемыми индивидам независимо от индивидуальных и социальных различий – это уравнительный тип справедливости. Он снижает мотивацию людей к деятельности, ослабляет побуждение к труду, к творчеству. Второй смысл социальной справедливости связан с воздаянием индивидам за личный труд – это распределительный тип справедливости. Он ставит в ущемленное положение тех, кто не способен к усиленной деятельности, что неизбежно вызывает социальное напряжение в обществе.
Примирить противоречия между типами социальной справедливости возможно только на принципе эгалитаризма(социальное равенство). Данный принцип предоставляет людям равные права и возможности на «стартовом» этапе личностного развития. Принцип социального равенства предполагает равноправие всех на базовый социальный минимум, но не гарантирует фактическое материальное и финансовое равенство. Признание социальной справедливости и социального равенства есть равенство социальных прав всех граждан, независимо от индивидуальных и социальных отличий.
Принцип индивидуальной социальной ответственности основан на необходимости приложения человеком максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Это связано со значительным снижением социальной роли государственной всесторонней опеки. В условиях перехода к рыночным социально-экономическим условиям жизни индивид обязан задуматься о собственном вкладе в разрешении социальных проблем, самостоятельном выходе из трудных жизненных ситуаций. Для этого необходимо сформировать устойчивую направленность индивида на социальную ответственность с юридическими, экономическими и организационными условиями реализации.
Принцип индивидуальной социальной ответственности требует приложения максимальных усилий даже в тех случаях, когда социальные проблемы не могут быть решены самостоятельно. Поскольку в обществе есть значительное количество индивидов, не способных по физическим, психическим, интеллектуальным дефектам, возрастным и иным особенностям к полноценному социальному функционированию, то государство не снимает с себя обязанность поддержки своих граждан.
Принцип социальной солидарностиоснован на том, что общество обязано воспринимать и разрешать социальные затруднения как часть системы. Согласно данному принципу, внутри общества должно происходить перераспределение благ от более сильных и самостоятельных групп людей к социально уязвимым категориям населения. Механизм перераспределения благ заключен в эффективности системы налогообложения, доступности к социальным коммуникациям, культуре, здравоохранению, образованию.
Каждый индивид независимо от социального положения должен иметь равный и справедливый доступ к социальным ресурсам и благам. Это делается в целях профилактики социальной нестабильности и криминальной активности части населения. Социальное государство, не имея возможности ликвидировать бедность, перераспределяет средства в пользу социально обездоленных групп и слоев населения.
Принцип социального партнерства (трипартизм)основан на равенстве прав трех сторон – государственная власть, наемные работники и работодатели. Это непременное условие обеспечения устойчивости демократичного общества, социального государства и эффективности социально ориентированной экономики. Принцип обязывает соблюдать правила «игры» всеми партнерами взаимодействия, что снижает социальную напряженность в обществе, позволяет сбалансировать противоречивые интересы групп.
Принцип социальных гарантийпредоставляет всем гражданам гарантированный государством минимум социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, рациональному трудоустройству. Социальные гарантии должны обеспечить минимальный объем и качество, необходимое для развития личности и ее подготовки к самостоятельной жизни, а также социальной опеки со стороны государства лиц, предусмотренных законом.
Принцип социальной поддержки(субсидарность)оказывает предпочтение общественным инициативам в социальной сфере. Данный принцип предполагает регулирование государственных и негосударственных структур в социальной отрасли, поддержку инициативы последних. Реализация принципа субсидарности позволяет более эффективно и гибко реагировать на возникающие запросы общества, решать социальные проблемы с привлечением самых людей (граждан).
Принцип гуманизма изменяется в ходе социального развития общества и государства, но их фундаментальный характер останется неизменным. В условиях перехода к демократичному обществу и социальному государству большое значение приобретает новый характер взаимодействий между людьми в обществе. Толерантность призывает к терпимости во взаимоотношениях между людьми, уважению к интересам других лиц, особенно социально неустроенных, утверждению в обществе принципов сострадания и милосердия.
В КОНСПЕКТ:
· Принципы социальной политики – основные этические правила (нормы, положения), которых необходимо придерживаться при исполнении социально-политических действий.
· Центральный принцип социальной справедливости - категория, с помощью которой характеризуются отношения между людьми, исходя из понимания сущности человека, его прав и свобод.
· Первый вариант социальной справедливости связан с одинаковыми возможностями, предоставляемыми индивидам независимо от индивидуальных и социальных различий – это уравнительный тип справедливости.
· Второй вариант социальной справедливости связан с воздаянием индивидам за личный труд – это распределительный тип справедливости, ставящий в ущемленное положение тех, кто не способен к усиленной деятельности,
· Примирить противоречия между двумя типами социальной справедливости возможно на принципе социального равенства, который предоставляет всем равные права и возможности на «стартовом» этапе личностного развития.
· Принцип индивидуальной социальной ответственностиоснован на максимальных усилиях человека для самообеспечения, что связано со снижением социальной роли государственной всесторонней опеки.
· Принцип социальной солидарностиоснован на том, что внутри общества должно происходить перераспределение благ от более сильных и самостоятельных групп к социально уязвимым категориям населения.
· Принцип социального партнерстваоснован на равенстве прав трех сторон – государственная власть, наемные работники и работодатели, что позволяет сбалансировать противоречивые интересы социальных групп населения.
· Принцип социальных гарантийпредоставляет всем гражданам гарантированный государством минимум социальных услуг, необходимых для развития личности и ее подготовки к самостоятельной жизни.
· Принцип социальной поддержкипредполагает регулирование государственных и негосударственных структур в социальной отрасли, предпочтение и поддержку общественных инициатив в решении социальных проблем.
· Принцип гуманизма, основанный на толерантности, призывает к терпимости во взаимоотношениях между людьми, уважению интересов и взглядов других лиц, утверждению в обществе сострадания и милосердия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Как определяется содержание и объем понятия «принцип социальной политики»?
2. В чем смысл принципа социальной справедливости, в каких типах она существует?
3. Какую важную цель преследует введение принципа социального равенства?
4. В чем смысл индивидуальной социальной ответственности и социальной солидарности?
Цель социальной политики
Цельсоциальной политики - программирование в сознании человека и общества идеального результата, на достижение которого направлены социально-политические действия.
Целью социальной политики является повышение благосостояния людей качественным улучшением уровня жизни за счет создания условий, при которых удовлетворяются их жизненные потребности и интересы, а также создания благоприятного социального климата и общественного согласия. В центре социальной политики должен находиться человек, который одновременно выступает как цель, предмет и субъект социального развития.
Социальное развитие
Социальное развитие – процесс качественного улучшения социальных отношений, связанный с удовлетворением потребностей и интересов, как индивида, так и общества в целом, обеспечивающих условия для полноценной реализации личностного потенциала человека.
Социальное развитиеобеспечиваетсякомплексом мер по постоянному росту уровня и качества жизни, позволяющим реализовывать сущностные силы человека и гармонизировать социальные отношения в обществе. Индикаторами социальной динамики являются: величина прожиточного минимума; доля населения, находящегося за порогом бедности; величина поляризации доходов; доля получающих профессиональное образование; перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению; доля безработных; средняя продолжительность жизни; детская рождаемость и смертность населения.
Основными показателями социального развития являются:
1. Экономические параметры развития связанны с уровнем социально-экономического состояния региона и (или) страны; особенностями социальной инфраструктуры; характером собственности на производстве и типом распределительных отношений.
2. Социально-трудовые параметры характеризуются через ресурсы и потребности общественного производства в рабочей силе; динамика занятости и безработицы населения; условия и оплата труда; пороговые значения деградации трудового потенциала.
3. Природно-климатические параметры выделяют особенности взаимодействия населения с естественной средой обитания в конкретном регионе; влияние стандартов и образа жизни населения на природу; динамику показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов; материальные затраты на обеспечение экологической безопасности.
4. Политические параметры характеризуют сущность и влияние социальной политики на качественное улучшение социальной сферы; реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения; социальную поддержку и помощь отдельным слоям населения.
5. Правовые параметры показывают уровень правосознания населения, нормы правоотношений и области регулирования социальных отношений.
6. Культурные параметры определяют воздействие духовно-нравственных интересов, ценностей, норм на социальные отношения в обществе, воздействие национального менталитета и культурных традиций и обычаев на национально-региональные особенности быта.
7. Социально-демографические параметры учитывают динамику населения по численности, половозрастному составу, рождаемости и смертности, продолжительность жизни, численность семей и их состав, количество браков и разводов, трудовую занятость и миграцию и др.
8. Социально-психологические параметры представляют собой особенности проявления политики в социальных отношениях с точки зрения самочувствия населения, состояния преступности, характера причин инвалидности и смертности и др.
Уровень и качество жизни
Результативность социальной политики проявляется в уровне и качестве жизни населения.Уровень жизни характеризует благосостояние людей, социальных групп, всего населения отдельно взятой страны или территории. Уровень жизни определяется текущими доходами; накопленным материальным имуществом, включая жилье и предметы повседневного обихода; количеством социальных услуг, предоставляемых бесплатно; объемом и структурой расходов.
Изменения уровня жизни определяются при помощи минимальных потребительских бюджетов – физиологический, прожиточный и социальный минимумы. «Минимальная потребительская корзина» по отдельным социально-демографическим группам лежит в основе определения прожиточного минимума. Прожиточный минимум – это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно здесь проходит так называемая «черта бедности». От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
В отличие от уровня жизни качество жизни оценивать гораздо сложнее, так как качественные показатели с трудом поддаются количественной оценке. Качество жизни - комплексная характеристика уровня жизни, включает как объективные, так и субъективные факторы. Среди объективных факторов – потребление продуктов питания, жилищные условия, уровень занятости, развитость сферы услуг, образования, социального обеспечения. Среди субъективных факторов – удовлетворенность человека работой и жизненными условиями, социальным статусом, финансовым положением семьи и семейными отношениями, возможность использования свободного времени, состояние экологии, здоровье и физическое развитие граждан и др.
Из всего этого вытекает, что «качество жизни» – более широкое понятие, чем «уровень жизни». Например, характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, уровнем производственного травматизма. Необходимы и другие оценки, в том числе соответствие интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношения внутри трудового коллектива и др.
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются, причем они различны в отдельных странах и регионах. Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, являются состояние экономики в стране, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции культуры и др.