Понятие и признаки государственной власти, ее соотношение с властью политической.
Категория «власть» являлась и является дискуссионной. Еще Конфуций уподоблял власть императора власти отца, а отношения властвующих и подвластных – семейным отношениям. Аристотель считал, что отношения власти присущи всем предметам, в том числе и неодушевленным. Средневековые авторы выдвигали на первый план божественную власть и считали ее человеческий вариант лишь производным.
Современные западные политологи не проводят существенных различий между властью и влиянием. При этом указывается, что власть - это способность воздействовать на поведение индивидов. Власть рассматривается как реализация интересов, выражение политической активности, участие в принятии решений. Содержание отношений власти (властеотношений) составляют навязывание воли властвующего подвластным и подчинение подвластных.
Власть есть явление социальное, она является необходимой принадлежностью любого общества. Власть возможна лишь в отношениях между людьми и их группами, а не по отношению к животным или неодушевленным предметам. Социальная власть основана на силе (это может быть физическая cила, сила убеждения, сила красоты и др.).
В подходах к сущности власти в литературе выделяется ряд направлений:
1. Бихевиористское (поведенческое). Власть рассматривается как определенный тип поведения:
2. Телеологическое (целевое). Власть понимается как возможность осуществления определенных целей.
З. Инструментальное. Власть, по данному подходу, есть возможность применения средств принуждения.
4. Структурное. Власть - это прежде всего отношение между управляющим и управляемым.
5. Конфликтное. Власть – это возможность принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.
6. В советской науке власть понималась как способность подчинять своей воле, как волевое отношение либо как функция коллектива по руководству совокупной деятельностью.
Имелись в науке дискуссии и по отношению к субъектам (носителям) государственной власти. Например, марксисты считали таким субъектом экономически господствующий класс, сторонники элитаристских концепций - элиту, представители теории плюралистической демократии отстаивали точку зрения, что власть распылена между классово неоднородными носителями. Во многих современных конституциях закреплена теория народного сувepенитeтa, согласно которой источником и верховным носителем государственной власти признается народ.
Государственная власть опирается на определенные основы. В частности, можно выделить экономическую, социальную, нpaвственно-идеологическую основы.
Важнейшим требованием к государственной власти в демократическом обществе является ее легитимность. В узком смысле легитимной признается законная власть, т. е. власть, образованная в соответствии с процедурами, предусмотренными правовыми нормами. В широком смысле легитимность – это признание власти народом, признание ее права управлять общественной жизнью, готовность населения подчиняться такой власти.
М. Вебер выделил три типа легитимной власти: харизматическую, традиционную и рациональную.
Нелегитимная власть признается узурпаторской. Узурпация - это насильственный, противозаконный захват власти либо присвоение чужих властных полномочий.
Традиционными методами осуществления гocударственной власти являются убеждение и принуждение. При этом государственное принуждение должно быть законным, обоснованным и справедливым и может осуществляться лишь специально уполномоченными органами в пределах своей компетенции. В современных условиях среди методов осуществления государственной власти возрастает роль морального и особенно материального стимулирования.
Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, т.е. средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются:
- власть одной социальной группы над другой;
- государственная власть;
- власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров.
Особые свойства государственной власти:
Силой, на которой она базируется, является государство:
Государственная власть публична.
Государственная власть суверенна.
Государственная власть универсальна Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории. Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.
Государственная власть обладает прерогативой на издание общеобязательных правил поведения – юридических норм и на применения государственного принуждения.
Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.
Гос В опирается на определ-е основы (эконом-ю, соц-ю, нравственно-идеолог-ю основы).
Соотношение гос-й и политической власти:в науке имелосчь 3 основных подхода к такому соотношению. 1. Античные авторы считали, что политика это искусство управления, а в варварских гос-вах таким искусством не обладели. Поэтому госвласть там не будет политической. Она будет политической в полисах – городах гос-вах. Таким образом считалось, что политическая власть Уже государственной. 2. Классики марксизма отождествляли гос-ю и политическую власть. Михаил Иосифович Байтин – современный представитель данного подхода; 3. Профессор Кейзеров и профессор Дмитриев – наиболее известные представители. Суть – любая госвласть является политической, но не всякая политическая власть – является государственной.
Политическая власть это вид общественной власти, который связан с удовлетворением интересов больших социальных групп, например, классов, наций. У политической и госвласти общие цели, т.к. любое гос-во вынуждено учитывать интересы социальных групп, однако у государственной и политической власти разные субъекты. Субъектами политической власти являются политические лидеры, политические партии, народ избиратель. Субъектами госвлсти явл-ся лишь уполномоченные госорганы. Таким образом, политическая власть м считаться государственной лишь в том случае, сли она выражена в системе специальных госорганов.