Европейский союз как субъект международных отношений
История
Идеи объединить европейские страны появлялись очень давно, некоторые из специалистов говорят, что римская империя была одним и таких проектов, затем наполеон. Сам факт революционных войн армии наполеона – как вариант организации интеграции. После 1 мировой войны мыслители Европы ориентируются на возможность интеграции. Но из этой модели всегда исключались какие-то страны, Европа заканчивалась в конце 19 века в предместьях Варшавы. Англичане исключали Германию. Между государствами сохранялись принципиальные противоречия от идейно-политических. В 20-30 годы эгоистические экономические интересы европейских государств. Кризис 1929 году.
Часть вопросов в 20-30 годы решалась через Лигу Наций, но она не смогла реализовать эту идею. Значительным потенциалом процесс начинает обладать лишь в годы второй мировой войны. После ее окончания у европейцев идея о возможности сотрудничества была поддержана или продиктована США. Первым этапом объединения – этап реализации про граммы по восстановлению экономики Маршалла. С 1945, когда закончены поставки по ленд-лизу. Американский конгресс не желала благотворительности по отношению к европейским государствам: в годы войны мы им помогали, теперь пусть Европа сама решает проблемы. Решительную роль сыграло, в послевоенный период огромная популярность коммунистических партий. 2 коммуниста в Англии получили министерские портфели. Огромные опасения у британцев и американцев по поводу правительств, в которых были коммунисты. В 1947 году победа коммунистов на выборах в Чехословакии. После этого была поддержана программа Маршалла. Одно из главных условий для помощи – страна обязана давать публичный отчет, куда были направлены кредиты, необходимость интеграции. Поддержка Европы по плану Маршалла была позитивной. К 51-52 годов большинство государств восстановили довоенный уровень экономики. СССР запретил принимать эту помощь государствам, где правили коммунистические партии. Начинается процесс объединения Европы.
Первой организацией была ассоциация угля и стали. В 57-58 годах появляется Евроатом (европейская ассоциация по мирной атомной энергетике). Первые ассоциации приобрели занчимый статсу. В 57 году был подписаны римские договоры. Этот год становится годом начала создания европейского союза в результате подписания римских договоров. По ним создавалась структура управления объединениями. Европейское экономическое сообщество предполагало с 57 года возможность взаимного открытия границ, свободного перемещения рабочей силы, капиталов, постепенного формирования единой экономической политики на международной арене. В процессе развития интеграции возникают интересные моменты. В 50 года Англия не принимала идеи интеграции, до середин 80 она была лидеров Европейской ассоциации свободной торговли. В нее вошла государства, которые не ххотели функционировать в рамках европейского экономического сообщества. Но в процессе контактов возникают новые формы взаимодействия, которые дают государствам дивиденды. Изменяется структура управления Евросоюза. Начинают возникать идеи единых органов управления, идеи создания совета министров. Существовал не один совет министров, в разное время министры по разным отраслям. Формируется представление о необходимости создания представительского уровня – появляется европейский парламент. Его депутатов до 79 года избирали парламенты стран-участниц. В 79 году выборы стали всенародными.
До сих пор в разных странах ЕС разнообразны традиции и нормы. В некоторых странах существует традиция выбирать странами Европарламента членов других государства (Италия). В настоящее время в парламент 732 депутата, также как и в других структурах ЕС есть принцип пропорциональности количество депутатом населению страны. До 2007 года до принятия лиссабонского договора Европарламент имел декоративную функцию. По лиссабонскому договору Европарламент имеет право рассматривать все важнейшие документы ЕС, которые принимаются и формулируются европейской комиссией, имеет права изменения документов. Новая функция Европарламента – право утверждать европейскую комиссию – правительство ЕС. Каждую кандидатуру рассматривает также как кандидатуру председателя еврокомиссии (Дуран Барозу).
З а время существования контактов между европейскими государствами, ЕС демонстрирует динамизм. За время осуществления процесса интеграции, ЕС расширил свои территории и членство. С 1992 года ЕС как политическое образование, когда в Маастрихте был подписан договор о создании ЕС. Этот договор только формального закрепил имевшиеся тесные контакты между европейскими странами.
В 1957 году первые договоры подписывают всего 6 стран: Бенелюкс, Франция, Италия. В последующие десятилетия присоединяются другие страны. Англия прекратила свою оппозицию в 1937 и присоединилась к этим ассоциациям.
Важным оказывается 1990 года, когда в ЕС вступает бывшее социалистическое ГДР. В 90е годы идут бурные дискусии о том, какой будет судьба евросоюза и каик будут отношения с бывшими социалистическими странами. В 2004 году вступает сразу 10 стран разных по уровню жэкономическому развитию, идеологическому прошлому: Кипр и Мальта, венгрия, Латвия, Литва, Чехия, Эстония Словакия, Словения и тп. Болгария и Румыния. В настоящий момент 27 государств.
Одна из самых очевидных тенденций, которая проявилась в ситуации кризиса – участие стран в ЕС способствует их активному экономическому развитию. Самыми яркими показателями того, что сотрудничество помогает экономики являются Испания, Португалия и Исландия. Но те меры по оказанию помощи оказываются не укорененными в национальной экономике и не позволяют формировать эффективную национальных экономическую политику.
За время существования ЕС сформировалась три уровня политики:
1. ЕС
2. Европейские регионы. Иногда выходит за пределы собственно европейского союза (один из регионов включает часть Финляндии и Карелии)
3. Национальное госудрство
Задачей является согласование этих уровней.
Символы ЕС
· флаг (синий и 12 золотых звезд).
· ЕС имеет свой гимн – ода радости Бетховена.
· За время существования ЕС появились и другие символы единства: единая валюта Евро, которая стала официальной для тех стран, которые подписали соглашение с 1999 года. К настоящему моменту в зону евро не вступили многие государства, она включает 17 членов. Оппонентом остается Англия. При изготовлении Евро стараются учитывать историческое наследие.
· Чтобы имелась возможность координировать действия возник финансовый институт – Европейский центральный банк (г. Франкфурт-на-майне).
· Евро тоннель. Он не дает доходов. Идея тоннеля очень давняя, подобные проекты существовали со времен да винчи.
· Европейское Аэрокосмическое агентство. Развитие космической техники и самолетостроения. Одно из технически передовых предприятий.
· Единые системы информации. Евроньюс.
· Европа на проводе. Единый телефонный центр.
· Программа Культурная столица Европы. Интеграция разных территорий в единое культурное пространство. Ежегодно Ес выбирает город, который на год становится культурной столицей. Получает дополнительно финансирование на мероприятия.
· Международные выставки. Организаторами всегда выступают отдельные города или регионы. Барселона – аквафорум
Структура
За время существования ЕС сформировалась три уровня политики:
1. ЕС
2. Европейские регионы. Иногда выходит за пределы собственно европейского союза (один из регионов включает часть Финляндии и Карелии)
3. Национальное государство
Членов ЕС может стать государство, которое ознакомившись со всеми документами, согласна на их принятие. Есть программа партнерства для тех, кто хочет вступить в ЕС. После подачи заявления о вступлении в ЕС, вопрос о принятии страны рассматривается парламентом всех стран участниц. Окончательное решение принимается Европарламентом. Согласно Маастрихтскому договору, каждый член союза должен соблюдать принципы свободы демократии, правового государства и других свобод.
В настоящий момент рассматривается вопрос о вхождении Турции. Одним из камней преткновения является несовершенная судебная система и вопрос о геноциде армян в 1915 году.
ЕС имеет свою бюджет, он активно тратится на гуманитарные программы. Бюджет формируется так: значительная часть доходов – доходы от единой таможенной политики, отчисления от государств, этот взнос определяется величиной ВВП. По лиссабонскому соглашению есть долгосрочные планы и краткосрочные расходования бюджета.
По Маастрихтскому договору были названы важнейшие показатели по экономической стабильности. Темпы инфляции не должна превышать 1,5% сред по все странам. Дефицит гос бюджета не должен превышать 3% ВВП. Госдолг не должен быть более 60% ВВП. Если нарушаются эти показатели, то выплачивается штраф. По дополнительному договору 1997 года (пакт о стабильности и росте) сумма штрафов не должна превышать 0,5 ВВП.
Кризис 2008-10гг до сих пор странами ЕС не преодолен, в Португалии кризис привел к отставке правительства. Чтобы каким то образом изменить финансовое положение с 1 января 2011 года было создано европейское финансовое управление: координация усилий по стабилизации финансовой ситуации, проведение стресс-тестов. При создании Финансового управления, показатели стресс-тестов гораздо более жесткие.
Европейским правительством является еврокомиссия, это постоянно действующий исполнительный орган. У нее есть председатель. В результате развития сложилась традиция. В еврокомиссию избирается по 2 комиссара от Франции Германии Англии Испании и еще кого то? Европейская комиссия имеет департаменты, при них огромное количество чиновников. Некоторые из данных свидетельствуют, что кроме комиссаров есть около 15 тысяч чиновников.
До 2007 года выполнял роль законодательной власти выполнять европейский совет. Он состоит из глав правительств и государств, членов ЕС (премьер-министры, президетны), председатель еврокомиссии.
Есть еще совет европейского союза (не просто совет, а советы, речь идет о встречах и консультациях министров разных сфер гос деятельности: СХ, безопасность, миграция и тп). В отличие от европейского союза, более локальные объекты рассматриваются. При этих советах есть комитет постоянных представителей, как и департаменты при еврокомиссии, подготавливают проекты решений разных советов европейского союза.
Среди важнейших структур – комитет регионов(!). он решает все вопросы взаимоотношений между центральными инстанциями ЕС и региональными интересами. ЕС четко следует принципу сусбидиарности. Учитываются интересы и права регионов.
Суд европейских сообществ. Судей избирают Европарламент. Штаб квартира в Люксембурге. Рассматривает лишь обращения государств, членов ЕС.
Треви-групп – координация усилий по безопасности и таможенной политике. Занимается всеми вопросами противодействия терроризму, предупреждения терактов, все вопросы иммиграции.
Европейские агентства. Структура сформировалась в связи с углублением процессов интеграции. Они до сих пор делятся на постоянно действующие (по охране труда) и временно создаваемым для решения актуальных задач. Главная задача – координация усилий по решению проблем между национальными государствами и структурами ЕС.
Европейское статистическое агентство (Евростат) собирает сведения по всем аспектам.
Существование фондов (см. гуманитарные программы). Объединяют усилия для решения актуальных проблем, фонда занимаются реализацией программ.
В течение длительного времени был дискуссионным вопрос о объединенных вооруженных силах. Он до сих пор дискуссионный. Единственное что удалось сделать – организовать 2 объединенные группы, каждая по 1,5 тысячи человек – своеобразные силы быстрого реагирования.
Лиссабонский протокол 2007 года. В Евросоюзе нет конституции. Ее роль сейчас выполняет лиссабонский договор 2007. По нему Европарламент получил законодательные права. Появились 2 новых должности в ЕС: председатель ЕС, европейский комиссар по европейской политике. Долгое время с 2002 года в ЕС шел процесс создания конституции, но проект был разработан на ковенте, Среди инициаторов была Франция. Процедура обсуждения лиссабонского договора вызвала бурные дебаты.