Вызовы глобальной культуре
Существование глобальной культуры — не то же самое, что существование одинаковой культуры во всем мире. У этого различия есть несколько причин. Точно так же, как у людей есть много своеобразных черт, начиная от узколокальных и до, по меньшей мере, континентальных, люди участвуют во многих культурах и субкультурах. Немногие отказались от своих национальных культур настолько, чтобы их можно было считать глобалистами, не имеющими национальности. Глобальная культура сталкивается с ограничениями, обусловленными тем, что люди идентифицируют себя с местами своего проживания, и тем, что ее отвергают. Позвольте несколько развить эту мысль.
Столетие назад Дюркгейм подметил значение отчуждения и разобщенности в урбанистических обществах. Фундаментализм, по крайней мере отчасти, представляет собой реакцию на ощущение бесцельности и бессмысленности, испытываемое многими людьми в современном обществе. Фундаментализм отвергает релятивизм глобальных тенденций. Следовательно, он отвергает идею, согласно которой люди должны обладать способностью быть тем, чем они желают быть, и делать то, что они хотят делать. Фундаментализм утверждает определенные нормы правильного и ложного, которые кодифицированы в формализованных нормах религии и традиционной культуры. <...>
Глобальная культура ограничена еще и потому, что она попросту не достигает всех, по крайней мере в полную силу. Распространение глобальной культуры обеспечивается спутниковым телевидением, электронной почтой и межконтинентальными путешествиями. Люди, у которых нет перечисленных возможностей, оказываются вне сферы действия глобальной культуры — и не потому, что они выбрали положение на этой периферии, но потому что влияние глобальной культуры достигает их медленнее и слабее. Вот всего лишь пример действия того же явления в пределах любой страны: местности, имеющие плохой доступ к линиям связи и транспортным магистралям, в меньшей мере вовлечены в национальную культуру. В качестве примера этого явления обратите внимание на различия диалектов, на которых говорят в изолированных общинах в таких странах, как Норвегия, Франция и Россия.
Проникновение глобальной культуры также ограничено там, где предпринимаются согласованные усилия, направленные на торможение глобальных воздействий ради защиты местных или этнических культур. Такие попытки могут принимать мягкие формы вроде введения местных правил, определяющих содержание развлекательных программ. Эти попытки могут приводить к установлению требований акцентирования в школах определенных культурных факторов по сравнению с аналогичными глобальными факторами. Иногда эти попытки ведут к ограничениям экспансии иностранных компаний.
Заключительные замечания
Повсюду вокруг мы видим очевидные проявления глобальной экономики. <...> Находясь здесь, мы можем следить за событиями, происходящими в США, будь то дебаты в рамках президентской кампании или игры так называемой Всемирной серии, в ходе которых определяется наш чемпион по бейсболу. Мы можем отправиться в ГУМ и купить там самые изысканные товары, произведенные всемирно известными фирмами.
Однако я предположил бы, что более важным доказательством является приверженность общим ценностям. В этом году и в США и в России проходят президентские выборы. Обоим президентам приходится выдерживать значительное количество критических замечаний. Несмотря на наши различия, у нас много общего. Наши ученые занимаются одинаковыми проблемами и пользуются сходными стандартами. Наше будущее будет скорее общим, нежели отдельным для каждой страны будущим.
Это не означает, что Россия и США становятся одинаковыми. Так сказать нельзя потому, что это было бы неправдой. Наши культурные различия сохранятся в различных масштабах и на различных уровнях, ибо у нас разная история и разные приоритеты. Наше взаимное участие в глобальной культуре помогает нам, предоставляя возможности для взаимопонимания, дает каждому из нас шанс посмотреть на происходящее под иным углом — так, чтобы мы могли принимать более правильные решения о путях изменения наших культур.