Взаимоотношения судебной власти с Президентом, законодательной и исполнительными властями, а также с политическими партиями и другими общественными объединениями.

Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям. Во-первых, ветви власти взаимодействуют между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых, каждая из трех ветвей единой государственной власти осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая в государстве законность и правопорядок, соблюдение прав и свобод граждан, государственные и общественные интересы. Так, Парламент (Национальное собрание ), Президент Республики Беларусь, принимая (издавая) законы и иные нормативные правовые акты, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения дел и иных материалов. В свою очередь судебная власть вправе: обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями по совершенствованию законодательства; участвовать в разработке и обсуждении законопроектов; давать заключения о соответствии Конституции содержания нормативных правовых актов; разъяснять действующее законодательство по вопросам судебной практики и т.д.

Парламент, Президент Республики Беларусь принимают участие в формировании судейского корпуса. Согласно п.8-10 ст.84 Конституции Республики Беларусь Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда из числа судей этих судов. Он же с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, а также непосредственно назначает шесть судей Конституционного Суда и иных судей Республики Беларусь. Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда (п.3 ст. 98 Конституции Республики Беларусь). По совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет Президентом Республики Беларусь назначаются председатели и заместители председателей районных (городских), областных (Минского городских) судов.

Парламент утверждает финансирование судов за счет средств республиканского бюджета, смету расходов, связанную с их деятельностью.

Судебная власть наделена правом оценивать законность решений и действий органов и должностных лиц исполнительной власти, разрешать споры между государственными органами и гражданами.

Взаимодействие судебной власти с политическими партиями и другими общественными объединениями характеризуется в настоящее время таким свойством – как политическая нейтральность судебной власти. В историческом же плане на белорусских землях деполитизация судей была осуществлена в 1906 г. Однако в советский период времени ситуация координально изменилась. На судебные должности подбирались члены компартии либо они становились ими на судебной работе. И только с изданием 24 августа 1991 г. Указа Президента СССР «О прекращении деятельности политических партий и политических движений в Вооруженных Силах, правоохранительных органах и государственном аппарате» был сделан первый законодательный шаг в направлении департизации судебной власти. 25 августа 1991 г. аналогичный акт был принят Верховным Советом БССР.

В дальнейшем этот вопрос был решен в Беларуси на конституционном уровне, а затем в Законе от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей» (ст. 61) и в Кодексе о судоустройстве (ст. 88). На судей распространяются ограничения, связанные с государственной службой. Они не могут быть членами Совета Республики, депутатами Палаты представителей Национального собрания, местных Советов депутатов, а также членами политических партий и иных общественных объединений. Имеются и другие точки взаимодействия судебной власти с политическими партиями и общественными объединениями. В частности, судебной власти подсудны правовые конфликты, одной (двумя) сторонами которых являются указанные институты.

Наши рекомендации