Прочитайте текст и выполните задания C1–C4
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.
Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.
Часть 3 включает 9 заданий с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1.
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (A1–A20) поставьте знак «×» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа
А1. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием
1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура
А2. Президент страны П. обратился к парламенту с ежегодным посланием, в котором обратил внимание на необходимость поддержки семьи, разработки специальной программы поощрения рождаемости, помощи матерям и детям, выделении дополнительных средств из государственного бюджета на пособия семьям с детьми. Данным примером можно проиллюстрировать связь между такими сферами общества как
1) экономическая, политическая
2) экономическая, духовная, политическая
3) духовная, экономическая
4) политическая, социальная, экономическая
А3. Общество, в отличие от природы
1) представляет собой сложную систему
2) способно развиваться, обновляться
3) подчиняется действию объективных законов
4) является продуктом деятельности людей
А4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А5. Потребность максимально обезопасить свою жизнь – это потребность
1) физиологическая 3) экзистенциальная
2) социальная 4) духовная
А6. Учащийся выпускного класса хочет стать юристом, специализирующимся на рассмотрении гражданских споров. Для этого он основательно изучает право, посещая факультативные курсы, лекции в университете для будущих абитуриентов, участвует в олимпиаде школьников по праву. Что выступает в качестве средства
деятельности школьника?
1) учащийся, занимающийся правом
2) получение профессии юриста
3) педагоги, с которыми занимается учащийся
4) учебники и учебные пособия по юриспруденции
А7. Относительная истина представляет собой знание
1) недостоверное 3) достоверное, но неполное
2) ложное, ошибочное 4) разделяемое большинством
А8. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
1) описание исследуемых фактов
2) постановка опытов и экспериментов
3) выдвижение гипотез
4) наблюдение за природными явлениями
А9. Житейские знания основаны на
1) эстетическом отношении к действительности
2) здравом смысле
3) интуитивном озарении
4) научном обобщении фактов
А10. На судьбу человека влияет то, под каким зодиакальным знаком он родился. Данное утверждение является примером
1) художественного вымысла 3) народной мудрости
2) житейского знания 4) паранаучного знания
А11. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Образование входит в число базовых ценностей общества, обеспечивая обществу подготовку новых поколений к жизни, творчеству, созиданию.
Б. Образование в равной мере транслирует национальные духовные традиции и обеспечивает развитие диалога культур в современном мире.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А12. Семиклассник все свое свободное время проводит за компьютерными играми, общаясь с другими игроками в сети Интернет. К какому направлению культуры приобщился семиклассник?
1) экранной 2) народной 3) традиционной 4) элитарной
А13. Какая из черт отличает религию как феномен культуры?
1) описание и объяснение природных и социальных явлений
2) утверждение идеи сотворенности мира
3) достоверное долгосрочное прогнозирование развития
4) эстетическое освоение окружающего мира
А14. В стране Н. проводился опрос среди молодежи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие социальные ценности и нормы вы считаете наиболее значимыми в жизни общества?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведенной в диаграмме?
1) девушки, в большей степени, чем юноши, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
2) по мнению как юношей, так и девушек, ведущую роль играют в обществе нормы морали
3) юноши в качестве ведущего типа социальных норм указывают право
4) для девушек мораль и красота равно значимы в жизни общества
А15. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие,
ученые характеризуют общество как
1) систему
2) материальный мир в целом
3) часть природы
4) независимую от природы часть материального мира
А16. В отличие от учебы, труд
1) осуществляется как индивидуально, так и сообща
2) позволяет удовлетворять материальные потребности
3) предполагает использование специального оборудования
4) способствует познанию мира
А17. К. и Л. вступили в брак, образовали свою семью, стали жить отдельно от
родителей. Этот факт – пример
1) социальной санкции
2) социальной мобильности
3) социального контроля
4) социального конфликта
А18. Какие социальные группы образованы по политическому признаку?
1) менеджеры и банкиры 3) бизнесмены и работники
2) избиратели и парламентарии 4) публика и актеры
А19. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?
А. Статусные роли в современном обществе преимущественно наследуются людьми.
Б. Социальный статус личности в определенной мере отделен от индивидуальных качеств, предписывает личности определенные способы и модели поведения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А20. Молодая девушка, выпускница школы, одержала победу в национальном конкурсе красоты и получила приглашение на работу в престижном иностранном модельном агентстве. Данный пример иллюстрирует такое социальное явление как
1) мобильность 3) адаптацию
2) стратификацию 4) делинквентность
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ _________________
В2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой теоретических методов научного познания.
1) гипотеза; 2) сравнение; 3) систематизация; 4) обоснование выводов;
5) эксперимент; 6) восприятие; 7) характеристика.
Найдите два термина, выпадающие из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В3. Установите соответствие между видами истины и их признаками предприятий и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) достоверное знание, не зависящее от мнения людей | 1) объективная истина |
Б) исчерпывающее, полное, достоверное знание об объективном мире | 2) относительная истина |
В) знание, лающее приблизительное и неполное отражение действительности | 3) абсолютная истина |
Г) ограниченное знание об объекте в каждый данный момент | |
Д) информация, соответствующая действительному положению вещей |
Ответ
А | Б | В | Г | Д |
В4. Найдите в социальные факты, иллюстрирующие проявление вертикальной социальной мобильности, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учитель истории, переехав из области в город, перешел в новую школу.
2) Офицер, отличившийся при проведении контртеррористической операции, получил новое воинское звание досрочно.
3) Секретарь-референт вышла замуж за коммерческого директора фирмы.
4) Профессор уехал по двухгодичному контракту в зарубежный вуз.
5) После окончания вуза молодой специалист был назначен на должность начальника отдела логистики.
Ответ ______________
В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Факты свидетельствуют о том, что в современном мире возрастает ответственность ученых за результаты своих исследований. (Б) Вне всякого сомнения, это можно объяснить возросшей мощью науки. (В) Вполне вероятно, что в ближайшем будущем ученые смогут больше влиять на климатические процессы. (Г) Тем более важно, чтобы ученые больше информировали о своих достижениях широкую общественность и властные круги.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответ
А | Б | В | Г |
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Слово «искусство» многозначно, как и многие __________(А), связанные с жизнью общества и __________(Б). В качестве __________ (В) оно было отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло – мастерство плотника, врача и т. д.). Так, к примеру, важно понимать различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства». Мы назовем
__________ (Г) художественную деятельность и то, что является ее результатом (произведение). «Искусство есть человеческая __________ (Д), состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает испытываемые им __________(Е), а другие люди заражаются его эмоциями и переживают их».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) понятие
2) производство
3) деятельность
4) художественное творчество
5) культура
6) человек
7) чувство
8) искусство
9) субъективность
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова
Ответ
А | Б | В | Г | Д | Е |
В7. Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей – друзья, вместе обучавшиеся в институте.
Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) профессиональная
2) малая
3) неформальная
4) референтная
5) условная
Ответ _________________
В8.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных
понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно
указано.
1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы
деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.
Ответ: ___________________________.
Часть 3
Для записи ответов на задания этой части (С1–С9) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания C1–C4.