Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Древнем Риме. Религиозная и политическая мысль в Средневековье
Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Предмет и структура политологии.
Политология – наука о политике. Вышла из философии.
Предметизучения – политика во всех её проявлениях, политическое сознание, политические институты, политические отношения: государство, власть, права и свободы.
Структура:
- Теоретическая политология (изучает сущность политики, её значение для человека и общества, политические отношения и закономерности).
- Прикладная политология (исследует частные политические проблемы, решает практические задачи политической жизни, анализирует складывающуюся ситуацию, вырабатывает советы и рекомендации относительно того, какие действия предпринять).
Функции и методы политологии. Взаимосвязь политологии с другими науками.
Политология связана с философией, историей, правоведением, социологией, психологией, экономикой.
Функции:
- Гносеологическая (теоретико-познавательная) – изучает политическую реальность, явления, процессы.
- Мировоззренческая – создаёт картину политического развития общества, осмысливает роль политики в обществе и разных сферах жизни – экономической, правовой, духовной.
- Практически – прогностическая – управляет политической жизнью общества и прогнозирует её и следствия принятых экономических и духовных решений, вырабатывает рекомендации, консультирует, проводит экспертизу проектов политико-управленческих решений.
Методы:
- Традиционные: исторический (анализ истории), нормативный (вероятность и пути достижения оптимального результата), институциональный (взаимодействие права, государства, партий и движений);
- Современные: сравнительный (сопоставление однотипных политических событий), системный (исследование политической жизни как системы, где всё взаимосвязано), структурно-функциональный (расчленение сложного объекта на составные части, исследование их ролей и связей между ними), бихевиористский (наблюдение и анализ поведения личностей или групп).
-Методы прикладной политологии: экспертные оценки (сбор независимыхданных, их обобщение и систематизация и на основе этого – прогноз), имитационное моделирование (создание упрощённой модели изучаемого, рассмотрение её со всех сторон и построение выводов), деловые игры (пробуются варианты переговоров, изучаются факторы достижения согласия), количественные методы – статистический анализ и анкетный опрос.
Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции и Древнем Риме. Религиозная и политическая мысль в Средневековье.
Античность: описывали устройства государств, исходили из потребностей людей.
Платон (Греция) – «Государство»: справедливость (каждому – по заслугам) – основа государства. 3 сословия: мудрецы-философы правят, воины охраняют, земледельцы и ремесленники производят продукцию. Добродетели государства: мудрость, мужество, рассудительность, справедливость. Сила государства = сила и справедливость его законов.
Аристотель (Греция) – «Политика»: правильные формы государственного устройства: монархия, аристократия, полития (вымышленная форма идеального государства); исходят из общественной пользы. Неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, переходящая в охлократию; исходят из эгоистических побуждений. Идеал государства – полития.
Цицерон(Рим) – «Республика»: все формы государства – монархия, аристократия, демократия – хороши по-своему; основа законов – справедливость, религия – духовное основание государственной власти.
Средние века: политические взгляды имели религиозное содержание.
Августин Аврелий – «О граде Божием»:государство – град земной, живёт по плоти; благочестивые – град Божий, живут по духу, соседствуя с нечестивыми (град земной). Государство послано Богом за грехи людей. Приоритет церковной власти как идущей от Бога.
Фома Аквинский – «О правлении властителей»:государство идёт от Бога и направляет общество, как рулевой – корабль. Наилучшая форма государства – сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии. За вмешательство церкви в политические дела, вплоть до свержения монарха. Государству принадлежит только тело, Богу, церкви и Папе римскому – душа.