Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений- в области здравоохранения
Охрана здоровья населения - важнейшая обязанность государства. В ст. 7 ч. 2 Конституции РФ здоровье граждан охраняется государством. В «Основах законодательстве РФ об ох-
1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 14(32).
2 САПП. 1994. № 12. Ст. 878.
ране здоровья», принятых 22 июля 1993 г.1, большое значение для организации деятельности органов управления здравоохранения и медицинских учреждений имела принятая постановлением Правительства РФ «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ»2. Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 г. были утверждены «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»3, а также приказ Минздрава России от 20.12. 2000 г. 3445/77 «О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения».
Под охраной здоровья людей понимается совокупность государственных и общественных мер политического, экономического, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им необходимой медицинской помощи как в случае утраты здоровья, так и в профилактических целях для укрепления здоровья. К сожалению, с 1991 г. проблема охраны здоровья людей является наиболее острой, так как, например, по данным Министерства образования РФ ежегодно сокращается примерно на один миллион численность детей, которые могли бы жить и учиться в школе.
На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осуществляют соответствующие органы исполнительной власти.
Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитарно-эпидемиологические станции, специализированные санатории и другие учреждения.
К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности вышеназванные объекты управления.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
Граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здра-
1 ВВС РФ. 1993. № 33, ст. 1318.
2 СЗ РФ. 1997. № 46, ст. 5312.
3 СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 194.
воохранения в соответствии с действующими правовыми актами.
В РФ введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Первичная медико-санитарная помощь оказываете^ по месту жительства граждан, учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.
Правовые основы обеспечения охраны здоровья населения заложены в ст. 41 Конституции РФ.
В других статьях Конституции РФ содержатся положения о запрещении принудительного труда, о защите семьи, материнства и детства, о защите достоинства личности и др.
Общее руководство системой здравоохранения осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. Президент РФ как гарант защиты основных прав и свобод граждан. Правительство РФ же утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в соответствии с законодательством координирует деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения, а также деятельность предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.
В принятом 22 июля 1993 г.1 законе «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», определены организационные начала государственного, муниципального и частного здравоохранения и вопросы его финансирования.
Особое значение регулирования отношений в области обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья имеет закон от 9 января 1996 г. «О радиационной безопасности населения»2. Не мене актуальной является проблема безопасности пищевых продуктов в условиях нерегулируемых рыночных отношений. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 г. № 883 принят правовой акт «Об организации и проведении мониторинга качества безопасности пищевых продуктов и здоровья населения». На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осуществляют соответствующие органы исполнительной власти.
1 Ведомости. 1993. № 33. Ст. 1318.
2 СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21).
Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитарно-эпидемиологические станции, специализированные санатории и другие учреждения.
К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности перечисленные выше объекты управления.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
Обеспечению безопасности здоровья россиян служит закон от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»1.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора функционирует в системе Минздрава России, передана ему и система органов, предприятий и учреждений, действующая в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - профилактики заболеваний, выявления и ликвидации опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Эта деятельность согласуется с законом от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2. Большое значение имеет постановление, принятое Правительством РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».
Многие задачи по профилактике заболеваний и укреплению здоровья призван решать Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму3. Положение о нем принято постановлением Правительства РФ от 25 января 2001 г. № 58.
Комитет, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет не только функции государственного управления, межотраслевой и межрегиональной координации в сфере физической культуры и туризма, но и реализует государственную политику в области сохранения и развития курортного комплекса страны. Он имеет свои зарубежные представи-
1 Ведомости ФС РФ. № 4, ст. 118.
2 Ведомости РСФСР. 1991. № 20, ст. 641.
3 СЗ. 1994. № 15. Ст. 1711; № 27, ст. 2895.
тельства. Однако вследствие известных причин, а главное, роста цен курорты в России стали недоступны для большинства.
Существенную помощь в защите населения от чрезвычайных происшествий, создающих угрозу безопасности граждан оказывает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое непосредственно подчиняется Президенту РФ.
Основополагающее значение имеют такие акты, как Законы от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1, от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»2, указ Президента от 17 февраля 1995 г. «О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы»3, Положение о порядке установления ВТЭК степени утраты трудо-спбсобности от 23 апреля 1994 г.»4 и другие.
Отдельным направлением в области здравоохранения является оказание медицинской помощи на основании медицинского страхования граждан, осуществляемое в соответствии с Законом от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР»5,. Основная цель медицинского страхования — сохранение и укрепление здоровья населения, создание экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий, учреждений, организаций, гарантирование гражданам квалифицированной помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий.