Понятие церкви и ее сущность
Прежде чем начать исследование по вопросу отношения церкви и государства, рассмотрим основные понятия данной темы.
Религии – это особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; причем это поклонение, будь оно чувственным или духовным, предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего Существа или тех высших сил, которых он чтит, а также предполагает и веру, т.е религиозное настроение, и возможность воздействовать на Божество путем молитв, жертвоприношений и других форм культа[1].
Церковь – организованное общество людей, соединенных единством вероучения.[2]
Большинство религиоведов, считают, что «минимум» религии следует искатьв сфере религиозного сознания. Они, как правило, связывают религию сверой.Не случайно и в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек». Действительно, в любой религии вера занимает важное место.
Предметом религиозной веры является сверхъестественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход.
Одни истолковывают религиозную веру по преимуществу как интеллектуальный феномен.Они делают акцент на содержательном характере религиозных представлений.Религия,с позиций такого подхода, предстает по преимуществу как мифологическая система.
Другие переносят акцент на эмоционально-волевой элемент.Религиозная вера, по их мнению, это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства.
Религиозное сознание на концептуальном уровне существует в формесистематизированного и кодифицированного вероучения.Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библии, Коране и т. д.), утверждено религиозными организациями в виде неизменных, канонизированных формул (догматов), признание которых, в их раз и навсегда установленном виде является непременным условием правоверия. Содержание вероучения развивается и обосновывается в специальной отрасли религиозного знания – богословии или теологии, которая представляет собой целый набор теоретических и практических дисциплин: апологетику, догматику, пастырское богословие и т. д. Основная задача теологии – формировать ортодоксальные религиозные представления, интерпретация основных положений вероучения в той форме как это диктуется интересами церкви в соответствие с требованиями времени, борьба с еретическими отклонениями. Иначе говоря, теология – это инструмент разработки, защиты и пропаганды вероучения, которым оперируют религиозные организации, церковь.
Представители богословско-теологической мысли (особенно католической и православной) настаивают на бесспорном приоритете догматическо-вероучительной стороны религиозного сознания. Достижение основной цели религиозной веры – «соединения с Богом», «спасение души», возможно, по их мнению, только на основе принятия вероучения в той форме, как оно сформулировано церковью. Отклонение от неукоснительного следования этому вероучению являетсяересью, богоотступничествоми подлежит осуждению и наказанию.
Сторонники научного религиоведения указывают на вторичный характер вероучительных формул и документов. По их мнению, эти вероучительные формулы и документы являются результатом переработки, систематизации и кодификации первичного религиозного опыта, тех представлений, чувств и переживаний, которые вырабатывают в процессе своей жизнедеятельности верующие люди. При этом отмечается тот факт, что систематизированное вероучение, разработанное идеологами и утвержденное церковью, в свою очередь, оказывает сильное влияние на характер обыденного религиозного сознания, формирует его в заданном религиозными организациями направлении. Таким образом, в развитых формах религии речь может идти не о приоритете какого-либо из уровней религиозного сознания, а оих взаимодействии и взаимовлиянии друг на друга.