Вопрос. Типология политических систем и современных политических режимов

Современные политические системы различны. Их различия обусловлены своеобразием каждого общества. Поэтому исследование каждой конкретной политической системы требует индивидуального подхода и составляет одну из центральных задач политологии. Только при таком подходе политология сможет способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию политической системы, разработать меры, направленные на повышение её адаптации к окружающей среде и усилению социальной эффективности. Сравнивая различные политические системы, каждый исследователь выделяет, как правило, один или несколько ключевых моментов, основных звеньев, с помощью которых объясняет специфику разных типов политических систем. В связи с этим выделяется несколько типологий политических систем.

1. Ряд исследователей объясняют различия политических систем источником верховной власти. В связи с этим выделяют монархические, президентские, парламентские, теологические политические системы.

2. Другие во главу угла ставят количество функционирующих в обществе партий и различают однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

3. В марксистской литературе принято различать политические системы по господствующему способу производства, который в свою очередь тесно связан с диктатурой различных классов. По этому основанию различают рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические системы.

Нередко предпринимаются попытки комплексного подхода к типологии современных политических систем. Авторы этого подхода в центр своей классификации положили идейно-политические ориентации конкретных политических систем и методы их реализации. По этим основаниям ими выделено пять типов современных политических систем:

· либерально-демократические, к которым отнесены политические системы практически всех наиболее развитых стран современного мира (США, Франции, Англии, Германии, Японии, Швеции);

· национально-демократические (политические системы Индии, Египта, Турции);

· национально-авторитарные системы, стремящиеся решать прежде всего национальные проблемы, подчиняя этому всё остальное (политические системы Ирака, Сирии, Туркмении);

· теократически-авторитарные системы, опирающиеся прежде всего на авторитет религии (Иран, Пакистан, ряд арабских государств);

· тоталитарно-социалистические, стремящиеся тоталитарными методами обеспечить господство общественных интересов над индивидуальными во имя равного процветания всех (Куба, Северная Корея). При всём отличии вариантов эти и другие типологии имеют право на жизнь, на существование. Они помогают исследователям точнее осуществить методологическую и прикладную роль политологии как науки.

Наряду с понятием «политическая система общества» в обществоведении и публицистике последних лет используется понятие «политический режим» (иногда его называют «политическим правлением»). Необходимость появления такого понятия вызвана тем, что при однотипных политических системах, при сходных структурах государственной власти зачастую проявляется большое своеобразие осуществления государством его функций. Понятие «политический режим» и призвано выявить это своеобразие.

Политический режим – это совокупность средств, форм и методов осуществления государственной власти, своеобразие стиля политического руководства. Он определяется оригинальным для каждой страны сочетанием соотношения государства и общества, властей и политических сил.

Современные политические режимы чрезвычайно разнообразны. Если за критерий оценки принять их отношение к человеку и обществу, то можно выделить три основных типа политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический. Кроме того, в публицистике и в обыденной жизни оценки политического режима часто имеют символический смысл, даются в персонифицированной форме, по имени глав государств (царский режим, сталинский режим, режим Саддама Хусейна...) и не содержат конкретного анализа политических реалий.

Дадим краткую характеристику основных типов политических режимов.

1. Авторитарный режим. Он был свойственен на протяжении многих веков – от родоплеменных до капиталистических и социалистических отношений. Это связано с тем, что авторитаризм вообще присущ власти и политике. Само значение понятия «власть» появилось как перенос понятий уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или органа власти. При большом разнообразии авторитарных режимов, сравнительный анализ позволяет выявить их общие характерные черты:

· монистическая структура политической власти. В центре находится господство определённой личности (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении общественно-политической жизнью. При этом политическая власть в большей степени основывается на силе авторитета, чем на насилии;

· политическая структура не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Выборы при этом носят показной, а нередко и фиктивный характер;

· ради мобилизации сил страны для достижения своих целей власти ограничивают политические свободы и права граждан. Конституция носит декларативный характер, допускается деятельность лишь тех политических партий и организаций, которые полностью поддерживают господствующую политическую элиту;

· авторитаризм, как правило, не располагает чётко разработанной идеологией;

· подавляя любое сопротивление политическому режиму, власти не стремятся в то же время контролировать все общественные процессы и поведение людей.

Исследуя причины существования авторитаризма, политологи отмечают наличие как разумных, оправданных конкретной ситуацией оснований для его возникновения, так и иррациональных, вызванных к жизни лишь качествами лидера (властолюбие, подозрительность, нетерпимость к чужому мнению и т.д.).

Тоталитарный режим.

Исторический опыт свидетельствует, что авторитарные политические режимы оправдывают себя только как краткосрочное средство мобилизации сил общества для преодоления конкретных препятствий на пути его развития (например, в условиях войны). Если же существование авторитарного режима затягивается, то издержки авторитаризма превышают его эффективность. Партия, элита или вождь немедленно оказываются перед выбором: либо демократизировать режим и получить широкую поддержку населения, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Тем самым открывается дорога тоталитаризму.

Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти марионеточны либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена. Вместе с тем тоталитаризм имеет и существенное отличие от авторитарного политического режима:

· всегда присутствует конечный идеал общественного устройства, все без исключения ресурсы общества направлены на достижение этой универсальной цели («Третьего рейха», «Царства Христова», «коммунизма»);

· практически отсутствует разделение между обществом и государством. Государство тотально доминирует над обществом, индивидуальные интересы полностью подчинены общественным (в трактовке правящей олигархии). Не государство существует для людей, а люди живут для государства;

· наличие одной (и только одной!) господствующей партии, которая либо тесно срастается с государственной бюрократией, либо стоит над ней;

· устанавливается всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государства;

· исключаются разногласия не только по политическим, но и по экономическим, духовно-идеологическим вопросам. Вся информационная и пропагандистская деятельность режима, работа его репрессивного аппарата, армии, сил охраны порядка направлены на предотвращение недовольства, на достижение своего рода монолита. Здесь господствуют девизы типа «кто не с нами, тот против нас», «если враг не сдаётся, то его уничтожают»;

· тотальность режима состоит не только в том, что партия, элита или вождь устанавливает всеохватывающий контроль над всеми сферами общества, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в провозглашаемые цели, установки, ориентации: обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения универсальной цели.

Тоталитаризм зарождается, как правило, в условиях глубокого кризиса общественно-политической системы. Он может появиться и развиваться в любой стране, какими бы ни были её социально-экономические и идейно-политические особенности. Как показывает исторический опыт, такой режим может быть весьма устойчив и способен мобилизовать для достижения своих целей огромные силы.

Вместе с тем, общественная практика показывает, что сплотить общество, все его сферы и человеческие ресурсы на основе утопического (пусть даже прекрасного) идеала удаётся лишь на определённом историческом отрезке. С размыванием веры основных слоёв населения в идеалы, ценности и цели тоталитарной идеологии режим начинает терять свои специфические формы. В отношении разного рода политических решений, принимаемых тоталитарной властью, у людей вырабатывается нечто вроде устойчивого иммунитета: выражая одобрение на словах, они проявляют безразличие или даже неприятие на деле.

Такое положение, по сути дела, означает конец тоталитаризма в его «чистом виде», поскольку нарушается один из основополагающих его принципов – тотальность, тотальное единство массы и вождя. Тоталитаризм классических форм превращается в своеобразный авторитаризм с тоталитарным пластом на официальном уровне при одновременном отчуждении от режима не только узких группировок диссидентов, но и широких слоёв населения. В конечном итоге постепенно, но неумолимо вызревает проблема смены режима. Сегодня на наших глазах происходит разложение и крушение целого ряда разнотипных тоталитарных режимов в Китае, Югославии, Камбодже, Гаити, СССР и др. странах.

Демократический режим.

Третья из рассматриваемых нами форм политического режима – демократия. Исторически она известна с античных времён. Учитывая, что проблемы демократии будут рассмотрены в специальной лекции данного учебного пособия, отметим лишь самые общие черты этого политического режима:

· источником политической власти выступает народ;

· характерен приоритет общества над государством. Действия государства и его органов власти по отношению к обществу в целом и к отдельному его индивидууму строго регламентируется законом;

· гарантируется равноправие граждан. Не только провозглашает, но и обеспечивает политические свободы и права своих граждан;

· чёткое разделение властей и их тесное взаимодействие;

· почти неограниченный политический плюрализм, исключающий только нарушение законности. Это даёт возможность уважать мнения меньшинства и обеспечивать ему право превращаться в большинство.

Важнейшим условием эффективного функционирования демократии является чёткая разработка универсальных демократических процедур. К их числу относятся:

1. Высший законодательный орган власти и органы управления на местах избираются народом;

2. Избиратели равны в правах, а избирательное право – всеобщее;

3. Голосование – свободное;

4. Выборы на всех уровнях совершаются большинством голосов;

5. Наличие общественного контроля за властью;

6. Как показывает практика, именно демократический политический режим лучше других способен решать политические проблемы общества, именно он обеспечивает эффективный поиск оптимального сочетания индивидуальных и общественных интересов, баланс свободы, равенства, ответственности.

Каковы причины реформы политической системы в нашей стране? Они следующие:

· неспособность командно-административной системы обеспечить прогрессивное развитие общества. Всё очевиднее становилось её тормозящее воздействие на экономику, социальную и духовную жизнь общества;

· деформация институтов политической организации общества: государство, КПСС, общественных организаций. В Советах господствовал аппарат, в партии неразвитость демократии подрывала её авторитет. Усиливался формализм и бюрократизм во всех составляющих политическую организацию общества;

· огосударствление общественной жизни. Во всех сферах утвердилось государственное регулирование;

· отчуждение широких народных масс от власти. Всё решал аппарат, который оторвался от масс. Эти и другие причины обусловили необходимость реформы политической системы в нашей стране.

Что же означает реформа политической системы нашего общества? Она означает слом командно-административной системы и постепенную организацию всей общественной жизни на принципах демократии и законности, создание правового государства. В процессе преобразования политической системы необходимо видеть общие для всего СНГ задачи:

· радикальные перемены в органах законодательной, исполнительной и судебной влаcтей;

· утверждение многопартийности в обществе;

· подъём активности, повышение роли массовых общественных организаций и движений;

· расширение прав и свобод граждан.

Наши рекомендации