Методические рекомендации по изучению дисциплины
Настоящие методические рекомендации не содержат позитивного изложения всех тем курса, не заменяют учебного и лекционного материала, они включают лишь пояснения по отдельным ключевым вопросам уголовного права и уголовного законодательства и рекомендации по их изучению.
Их цель – помочь студентам выработать алгоритм самостоятельного изучения уголовного права.
Тема 1. Понятие, задачи и система уголовного права
Российской Федерации.
Изучение курса Общей части уголовного права России необходимо начать с выяснения понятия уголовного права как отрасли российского права. При этом следует уяснить, что уголовное право, являясь составной частью системы российского права, обладает специфическими особенностями, обусловленными задачами, предметом и методом регулирования охраняемых им общественных отношений.
Важно разграничивать задачи и функции уголовного права. Задачи обусловливаются материальными условиями жизни как нечто объективно закономерным, подлежащим решению в рамках данной общественной экономической формации. Функции – роль, которую выполняет само право; содержание функции определяется задачами права, но не совпадают с ними. Основные задачи уголовного права сформулированы в ст. 2 УК РФ и состоят в защите личности, общества и государства от преступных посягательств. В связи с этим основной функцией уголовного права является охранительная, поскольку соответствует задаче законодательства.
Следует также иметь в виду, что уголовное право имеет свой, присущий только ему, предмет регулирования. Его образуют общественные отношения двух видов: необходимые для жизни общества отношения, которые уголовное право, наряду с другими отраслями права, охраняет, и конфликтные отношения, которые уголовное право призвано локализовывать и вытеснять из общественной жизни, так как они возникают при совершении преступления между преступником и государством в лице его соответствующих органов. Именно предмет правового регулирования обусловливает различие норм права и группирует их по отраслям. Уголовное право тесно взаимодействует со смежными отраслями права (уголовно-исполнительным правом, уголовно-процессуальным правом, административным правом), а также многими юридическими и неюридическими отраслями знаний (криминологией, криминалистикой, статистикой, психологией, моралью и т.д.).
Уголовное право как отрасль российского права следует отграничивать от науки уголовного права, имеющей свои задачи, предмет, метод и содержание. Важно иметь в виду, что система отрасли уголовного права (деление его на Общую и Особенную части), определяя систему уголовно-правовой науки, не тождественна ей. По объему система науки шире, чем система отрасли права.
Работая над темой, студент также должен усвоить понятие, содержание и структуру уголовной ответственности.
Термин «уголовная ответственность» широко используется в уголовном законодательстве. Однако в юридической литературе по этому вопросу нет единой точки зрения. Проблему уголовной ответственности следует рассматривать в рамках учения об уголовных правоотношениях, юридическим фактом для возникновения которых является совершение преступлений. Содержание этих правоотношений определяет сущность уголовной ответственности. Сущность уголовной ответственности заключается в обязанности виновного понести ответственность и наказание за совершенное преступление.
Студент должен уяснить, что уголовная ответственность по своему характеру может быть реализована в двух основных формах: без назначения наказания и с назначением наказания. Содержание первого вида уголовной ответственности составляет факт осуждения со стороны государства как общественно опасного поведения, так и лица. Содержанием второго вида уголовной ответственности является не только осуждение, но и его наказание, а также наличием судимости.
При изучении вопроса о моменте возникновения, реализации и прекращения уголовной ответственности необходимо знать, что среди ученых-юристов нет единого мнения о ее временных границах. Большинство юристов считают, что уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, предусмотренного уголовным законом, и прекращается: а) с отказом государства в лице правоохранительных органов от привлечения к уголовной ответственности (ст. 75–78 и 84 УК РФ); б) с изменением уголовного законодательства; в) после погашения или снятия судимости (ст.86 УК РФ); г) ввиду смерти лица, совершившего преступление.
Студент должен знать, что уголовная ответственность может иметь место только при наличии основания, выраженного и закрепленного в ст.8 УК РФ.
Анализ данной нормы, а также других норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства позволяет прийти к выводу о том, что единственным и достаточным основанием уголовной ответственности является наличие в общественно опасном деянии лица, предусмотренного уголовным законом, состава преступления. Такое понимание основания уголовной ответственности разделяется подавляющим большинством российских юристов.
Осваивая содержание принципов уголовного права, следует иметь в виду, что различные отрасли права, регулируя те или иные общественные отношения, имеют и отличные друг от друга задачи, используют специфические для каждой отрасли методы регулирования.
Система правовых принципов дает возможность воплотить общие принципы права в конкретные институты отдельных отраслей права и таким образом реализовать их на практике.
В уголовно-правовой литературе принципы уголовного права разделяются на общие, межотраслевые и специальные. Необходимо усвоить, что специальные принципы присущи только конкретной отрасли права, и они заключаются в тех руководящих идеях, которыми проникнуто содержание уголовного права и которые находят отражение в отдельных его положениях и институтах.
Нужно также иметь в виду, что в теории уголовного права, так же как и в общей теории государства и права, нет единого мнения о системе принципов и четкого понятия принципов уголовного права, о соотношении принципов и задач уголовного права, о роли принципов в реализации задач уголовного права.
Следует знать содержание принципов, которые впервые в Уголовном кодексе России 1996 года получили свое законодательное закрепление: законность (ст. 3 УК РФ), равенство граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), виновность (ст. 5 УК РФ), справедливость (ст. 6 УК РФ), гуманизм (ст. 7 УК РФ).
Тема 2. Уголовный закон
Важнейшим вопросом данной темы является вопрос о понятии и значении уголовного закона.
Используя знания, полученные при изучении курса теории государства и права, студент должен усвоить признаки, присущие только уголовному закону, в частности, что уголовный закон:
а) является единственным источником уголовного права;
б) устанавливает преступность и наказуемость деяний;
в) принудительная сила государства, обеспечивающая его исполнение, выражается в установлении мер уголовного наказания.
Необходимо ознакомится с основными этапами формирования уголовного законодательства в России, с историей развития и кодификации уголовного законодательства. Важно уяснить соотношение Российского уголовного законодательства с нормами международного уголовного права.
При изучении системы действующего российского уголовного законодательства следует помнить, что оно едино по своей природе, целям, принципам и социально-политическому содержанию.
Изучая строение уголовного закона, необходимо, прежде всего, обратить внимание на структуру Уголовного кодекса РФ, выработать навыки свободного в нем ориентирования, а также уяснить смысл деления всех норм, содержащихся в УК РФ, на Общую и Особенную части.
При рассмотрении вопроса о структуре Особенной части УК РФ следует сформулировать понятие гипотезы, диспозиции и санкции как частей правовой нормы и разобраться в их видах, используя не только учебник, но и Уголовный кодекс РФ.
Уголовный закон (форму) не следует смешивать с уголовно-правовой нормой (содержанием), норму, в свою очередь, нельзя отождествлять со статьей уголовного закона (техническим оформлением уголовного закона), поскольку они отражают различные стороны нормативной природы уголовного закона и к тому же в одной статье закона могут содержаться две нормы или более.
При изучении пределов действия уголовных законов следует усвоить содержание статей главы 2 УК РФ. Необходимо иметь в виду, что преступность и наказуемость деяния определяется «действующим» уголовным законом. В этой связи важно усвоить понятие и признаки действующего уголовного закона, времени совершения преступления (ст. 9 УК РФ).
Необходимо уметь раскрыть понятия: обратной силы уголовного закона (ст. 10 УК РФ), закона, устраняющего преступность деяния, смягчающего наказание или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступление.
Студенту следует усвоить понятие «территория Российской Федерации», а также основные принципы действия уголовного закона в пространстве. Изучая содержание территориального принципа действия уголовного закона в пространстве (ст. 11 УК РФ), важно знать, что в понятие территории входят: сухопутная, морская территории, воздушное пространство, континентальный шельф, исключительная экономическая зона и т.д.
Студент должен знать, что принцип гражданства связан с ответственностью за преступления, совершенные за пределами Российской Федерации (ст. 12 УК РФ). Нужно также уяснить понятия: «гражданин Российской Федерации», «лицо без гражданства», «иностранный гражданин». Выдача лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации (ст. 13 УК РФ).
Уясняя вопрос о толковании уголовного закона, нужно иметь в виду, что его виды различаются по субъекту толкования (легальное, судебное и научное), по приемам (грамматическое, систематическое и историческое), по объему (буквальное, ограничительное, распространительное).
Тема 3. Понятие преступления
Изучение темы следует начать с уяснения природы преступления и его исторически изменчивого характера. Студент должен разобраться в том, какие деяния в Российской Федерации относятся к числу преступных, что является основанием для этого, почему государство не все деяния считает преступными. При этом нужно обратить внимание на то, что, в отличие от зарубежного уголовного права, в российском уголовном законодательстве дается материальное определение понятия преступления.
Особое внимание надо уделить уяснению признаков преступления: общественной опасности, уголовной противоправности, виновности, наказуемости (ст. 14 УК РФ). Для этого, прежде всего, необходимо усвоить содержание двух признаков преступления: материальный признак – общественно опасный характер деяния и юридический (формальный) признак – противоправность деяния, то есть запрещенность деяния уголовным законом. Указанные два признака не исчерпывают всех свойств деяния, признаваемого преступлением. Не всякое общественно опасное и противоправное деяние признается преступлением, а только такое, которое совершено виновно (умышленно или неосторожно). Четвертым обязательным признаком преступления является наказуемость.
При анализе главного, определяющего признака преступления – общественной опасности следует исходить из того, что общественная опасность выражается в причинении материального, физического или морального вреда (реального или только возможного) общественным отношениям. Необходимо также учитывать зависимость общественной опасности деяния от исторических и социально-политических условий (в том числе уголовной политики государства), а также от других обстоятельств, определяющих характер и влияющих на степень общественной опасности. Нужно уметь раскрыть понятия: «характер» (качественная характеристика) и «степень» (количественная характеристика) общественной опасности.
Действующее уголовное законодательство в зависимости от характера и степени общественной опасности различает следующие категории преступлений: преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (ст. 15 УК РФ). Студенты должны знать, какую роль классификация преступлений играет в уголовном праве.
Студентам необходимо знать понятие противоправности как нарушения закрепленного в норме уголовного права запрещения совершать деяние, которое причиняет или может причинить существенный вред объектам, охраняемым уголовным законом.
Далее следует усвоить понятие и содержание «малозначительности деяния» (ч. 2 ст. 14 УК РФ) и ее значения в уголовном праве, уметь разграничивать преступления и другие антиобщественные проступки. Исходя из того, что преступление является одним из видов правонарушения, необходимо уяснить, чем оно отличается от других правонарушений (дисциплинарного проступка, административного правонарушения, гражданско-правового деликта). При этом нужно иметь в виду, что в юридической литературе нет единой позиции по данному вопросу. Большинство авторов считает, что преступление отличается от иных правонарушений более высокой степенью общественной опасности содеянного. Некоторые же ученые полагают, что признак общественной опасности присущ только преступлению. Студент должен знать различные точки зрения по данному вопросу и определить свою теоретическую позицию.