Порядок и особенности обращений граждан к Уполномоченному по правам человека

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН Принят Государственной Думой
25 декабря 1997 года

Развивая и конкретизируя положения Конституции Российской Федерации, настоящий Федеральный закон направлен на регулирование порядка рассмотрения обращений граждан - важного средства осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти, органов местного самоуправления с населением; существенного источника информации, необходимого для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства и общества.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на обращения

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и должностным лицам указанных органов, организаций и объединений (далее - органы и должностные лица).
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленные настоящим Федеральным законом порядке и сроки, а также давать на них мотивированные ответы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Обращение гражданина - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство или жалоба гражданина.
Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.
Заявление - обращение гражданина по поводу реализации прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (или бездействием) органа или должностного лица либо юридического или физического лица прав, свобод или законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия).
Ходатайство - обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации.
Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо

Выполняющие организационно-распорядительные,административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях и структурных подразделениях указанных органов, организаций и объединений.
Решения и действия (или бездействие) органов или должностных лиц - коллегиальные и единоличные решения и действия (или бездействие), в том числе предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия), в результате которых:
нарушены права, свободы или законные интересы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Статья 3. Законодательство об обращениях граждан

Законодательство об обращениях граждан состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации , а также международных договоров Российской Федерации в области прав человека и гражданина.

Статья 4. Пределы действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
обращений, которые связаны с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями и порядок рассмотрения которых регламентируется отраслевым законодательством Российской Федерации;
обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или арбитражными судами Российской Федерации;
обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
запросов в архивы.

Статья 5. Язык производства при рассмотрении обращений граждан
Производство при рассмотрении обращений граждан на территории Российской Федерации ведется на русском языке, а в субъектах Российской Федерации также на языках, определенных законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме
Обращение гражданина, изложенное в письменной форме, должно содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым направляется обращение, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, место жительства гражданина, дату и личную подпись.
Обращение гражданина, не содержащее его фамилию, место жительства, дату и личную подпись, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Не рассматривается обращение гражданина, содержащее выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
Анонимное обращение гражданина, содержащее сведения о совершении

преступления, проверяется в порядке,установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 7. Подведомственность дел об обращениях граждан

Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии со своей компетенцией.
Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения не позднее чем в семидневный срок со дня их поступления по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших обращения, а на личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (или бездействие) которых обжалуются.

Статья 8. Адресаты обращений граждан

Предложения, заявления, ходатайства в целях их своевременного рассмотрения подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых данные предложения, заявления, ходатайства относятся.
Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются, а также в иные специально образуемые органы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Обращения граждан, поступившие из средств массовой информации, рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Сроки рассмотрения обращений граждан

Обращения граждан рассматриваются в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения гражданина может быть продлен органом или должностным лицом с сообщением об этом гражданину, подавшему обращение.

Статья 10. Обращения граждан в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
Гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 11. Неразглашение сведений, ставших известными органам или должностным лицам, в связи с рассмотрением обращений граждан

При рассмотрении обращений граждан запрещается использование в распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.
По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, домашнем адресе.

Статья 12. Доказательства по обращениям граждан

При подаче обращения гражданином в случае необходимости должны быть представлены доказательства или указано их местонахождение.
Доказательствами являются любые достоверные факты, на основании которых орган или должностное лицо, рассматривающие обращение гражданина, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении гражданина, и иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения соответствующего обращения.
Доказательства представляются гражданином, подавшим обращение. Доказательства могут представляться и иными лицами, заинтересованными в рассмотрении обращения гражданина.
Если представленные доказательства недостаточны, орган или должностное лицо, рассматривающие обращение гражданина, предлагает гражданину представить дополнительные доказательства или собирает их по собственной инициативе.
Факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не подлежат повторному доказыванию.

Статья 13. Обязанность представления письменных доказательств
Органы и должностные лица по официальным запросам обязаны представлять акты, другие документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан, в качестве доказательств, за исключением тех, которые сдержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну и для которых установлен особый порядок представления.
Должностные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемых доказательств, несут дисциплинарную либо административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Организация работы по рассмотрению обращений граждан
Руководители государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений обязаны организовать работу по рассмотрению обращений граждан, обеспечивать необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан, личного приема граждан должностными лицами, правомочными принимать решения по существу обращений граждан.
Государственные органы и органы местного самоуправления организуют личный прием граждан через специально образуемые ими структурные подразделения (приемные), деятельность которых определяется соответствующими положениями.
Руководители и другие должностные лица обязаны проводить личный прием граждан в дни и часы, доведенные до сведения граждан.
Обращения граждан, изложенные в письменной или устной форме на личном приеме, а также обращения граждан, полученные по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Статья 15. Рассмотрение обращений граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает обращения граждан в соответствии с федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.

Наши рекомендации