Понятие и типы политических систем
Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Появление этой категории непосредственно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50—60-х гг. нашего столетия. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых.
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.
Использование термина «политическая система» в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду.
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций. Это — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.
Некоторые авторы еще более детализируют перечень функций политической системы. Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции «ввода» — политическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их интересов; агрегирование интересов и три функции «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку (одобрение политики, политическое участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста (неодобрение, борьба и т.п.). Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия. Главная цель политической системы — самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды и активного воздействия на нее.
В современной науке существуют разнообразные модели политических систем. Их изучение способствует углублению анализа политической жизни, уточнению и операционализации категорий, расширению использования в политических исследованиях формализации, математических, кибернетических и других точных методов.
Приемы и процедуры системного анализа подразумеваются (хотя далеко не всегда используются) при употреблении термина «политическая система» во втором, более конкретном значении: реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.
Применяемое в единстве своих аспектов, понятие политической системы по содержанию значительно шире категории государства и обладает достаточно высокой точностью анализа политических явлений. Это позволяет широко использовать его для сравнения политического строя различных стран, выявлять его общие черты и отличия.
Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные (Р. Арон, У. Ростоу и др.), по характеру взаимодействия со средой — на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти — на англо-американскую; континентально-европейскую; доиндустриальную и частично индустриальную; тоталитарную (Г. Алмонд).
Существует множество и других, в том числе более сложных типологий политических систем. Одна из достаточно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких их классификаций — деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические. Критерием их разграничения служитполитический режим — характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). В самом общем виде для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства. Авторита-ризм отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. И, наконец, демократия характеризуется контролем общества (большинства) над властью.
При этом если личность имеет автономию, права и свободы, признается важнейшим источником власти, то имеет место либеральная демократия. Если же власть большинства ничем не ограничена и стремится контролировать общественную и личную жизнь граждан, то демократия становится тоталитарной.
Неоднородны также авторитарные и тоталитарные политические системы. Так, в зависимости от того, кто — один человек или группа лиц — являются источником власти, авторитарные и тоталитарные режимы могут быть автократическими (у власти одно лицо) или группократическими (аристократическими, олигархическими, этнократическими и т.п.).
Данная классификация отражает идеальные типы политических систем, значительно отличающиеся от существующих в реальной жизни. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к идеалу широко представлены в истории человечества и в современном мире.
Введение в политологию: учебник для студентов вузов/В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. С. 171-174
Тема 5
Верно ли:
1. Согласно институциональному подходу политическая система представляет собой совокупность образовательных учреждений(институтов), организующих политические процессы
2. Интеграционная функция политической системы заключается в определении целей системы, а также путей и средств их достижения
3. Мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей НЕ является функцией политической системы
4.Экстракционная возможность политической системы – это ее способность извлекать из общества и среды природные и человеческие ресурсы
5. Известный французский политолог Раймон Арон делил политические системы в зависимости от типа обществ на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные
Выберите один верный вариант ответа:
6. Как связаны между собой понятия политическая система и политический режим?
- политическая система – это способ функционирования политического режима
- политический режим – это способ функционирования политической системы
- это синонимы
- они никак не связаны
7. Какова главная цель политической системы?
1. самосохранение путем приспособления к изменяющимся требованиям среды
2. преобразование внешней среды и превращение ее в оптимальную для системы
3. увеличение своих составных частей
4. минимизация структурных элементов
8. Согласно структурно-функционалистскому подходу обратные связи в политической системе обеспечивают взаимосвязь:
1. структурных элементов политической системы
2. компонентов окружающей среды
3. решений и действий на выходе
4. входа и выхода
5. требований и поддержки на входе
Выберите все верные варианты ответов:
9. Выберете типы политических систем, которые выделял Г. Алмонд
1. англо-американнский
- континентально-европейский
- доиндустриальный
- демократический
5. тоталитарный
10. Демократический тип политической системы характеризуется:
1. широким вовлечением в политику граждан, обеспечением их прав и свобод,
2. парламентским способом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.
3.концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;
4. максимальным расширением компетенции исполнительной власти;
5. ограниченным политическим участием неправительственных партий и движений, а также урезанными властными полномочиями нижестоящих органов