I. Особенности исторического пути России
УВАЖАЕМЫЕ ПЕРВОКУРСНИКИ!
Поздравляем Вас с поступлением в Южно-Уральский государственный университет. Вы начинаете изучение курса отечественной истории. Отечественная история, согласно государственному образовательному стандарту, является обязательной учебной дисциплиной "Основной образовательной программы Министерства образования Российской Федерации". В современной России происходит быстрый процесс изменения социально-политических и экономических отношений. Поэтому важно из опыта предыдущих поколений извлечь уроки для того, чтобы определить свое место в обществе, стать достойным гражданином своей страны.
Эффективное изучение истории возможно лишь в результате целенаправленной самостоятельной систематической работы. Основная задача данного пособия – помочь студентам в освоении наиболее сложных и значимых проблем курса. Выбор материала определялся, во-первых, содержанием государственного стандарта; во-вторых, степенью дискуссионности вопросов. В пособии учтены изменения в методологическом подходе, произошедшие в последние годы в российской исторической науке. В то же время авторы стремились познакомить Вас с многообразием точек зрения на важнейшие события и процессы.
В пособии представлены как темы, которые обсуждаются на семинарских занятиях под руководством преподавателя, так и разделы, вынесенные на самостоятельное изучение.
Подготовку к семинару начинайте с прочтения вопросов плана, ознакомьтесь со списком литературы.
Изучите методические рекомендации: в них освещены наиболее сложные вопросы, даны основные понятия, даты, факты.
В процессе подготовки обязательно обратитесь к историческим источникам, указанным в списке литературы. Это – документы государственных органов, мемуары видных политических деятелей, военных специалистов, ученных и т.д. При работе с источниками Вы почувствуете дыхание эпохи, подлинные документы и мемуары перенесут Вас в изучаемое время.
Прочитав литературу, сделайте конспект. Помните при этом, что Вашим конспектом Вы можете свободно пользоваться во время выступления на семинаре.
Конспект ответа составляется по следующей схеме.
Во-первых, дайте определение понятия "термина", которым названо изучаемое явление (оно вынесено в вопрос плана семинара). Определения понятий содержатся в словарях. При необходимости Вы можете сформулировать его самостоятельно. При определении понятия указывают его родовую принадлежность и существенные признаки.
Во-вторых, назовите объективные экономические, политические, социальные, культурные причины явления, субъективные причины.
В-третьих, охарактеризуйте сущность явления. Выделите этапы его развития.
В-четвертых, покажите следствия развития явления, которые прослеживаются в экономической, политической, социальной и культурной сферах.
Сделайте вывод. В выводе дают оценку значимости (роли) явления в истории России, мира; связь явления с предыдущими и последующими событиями.
Желаем Вам успехов!
ПРОГРАММА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Введение
Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.
Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные).
Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России
Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов (Северное Причерноморье, Закавказье, Средняя Азия). Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III – VI вв.
Тема 2. Этапы становления российской государственности
Особенности политического и социального строя российского государства IX – XVIII вв.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII – IX вв. Восточные славяне в древности, VIII – XIII вв.
Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении древнерусского государства.
Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Организация гражданского управления и его роль в регулировании отношений с княжеской властью киевской династии. Города в системе социально-политических отношений. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков.
Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества и государства.
Монголо-татарские нашествия на Русь. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество Литовское и Русское государство.
Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии.
Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Складывание основ национальных государств в Западной Европе. Европа в начале Нового времени. Формирование целостности европейской цивилизации.
Россия в XV – XVII вв. Специфика становления единого русского государства. Возникновение сословной системы организации общества. Местничество. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.
Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России.
"Смутное время": ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных ("домонгольских") норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны. Феномен самозванчества. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К. Минин и Д. Пожарский.
Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы.
Церковь и государство. Церковный раскол, его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.
XVIII век в европейской и мировой истории. Проблема перехода в "царство разума". Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления "европеизации" страны. Эволюция социальной структуры общества.
Скачок в развитии промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Табель о рангах. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.
Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. Расширение привилегий дворянства. Дальнейшая бюрократизация госаппарата.
Екатерина II: истоки и сущность дуализма внутренней политики. "Просвещенный абсолютизм". Доктрина естественного права. Рост социальной поляризации и обособленности социальных слоев. Новый юридический статус дворянства. Распад служилой системы. Отчуждение общества от государственной власти. Разделы Польши. Присоединение Крыма и ряда других территорий на юге.
Попытка ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима.
Россия и Европа в XVIII веке. Изменения в международном положении империи.
Русская культура XVIII века: от петровских инициатив к "веку просвещения".
Новейшие исследования истории российского государства в XVII – XVIII вв.
Тема 3. Общая характеристика экономического развития России
в IX – XVIII вв.
Закономерности и специфика роста отечественной экономической системы. Генезис форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Формы собственности. Категории российского крестьянства. Крестьянская община. Колонизация окраин.
Этапы закрепощения крестьянства. Эволюция форм феодальной ренты. Особенности крепостного права в России. Крестьянские движения.
Помещичьи и крестьянские хозяйства конца XVIII века. Секуляризация церковного имущества Начало кризиса феодально-крепостнической системы.
Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстенсивных методов. Домашняя промышленность. Ремесло. Мелкотоварное производство. Мануфактура, ее организационные формы и виды. Трудности и своеобразие первоначального накопления капитала. Возникновение крупных фабрично-заводских центров.
Пути формирования всероссийского рынка и русской буржуазии. Усиление роли государства в наращивании производительных сил страны.
Концепция меркантилизма и ее реализация в России.
Тема 4. Российская империя на пути к индустриальному обществу XIX века
Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Россия – страна "второго эшелона" развития капитализма. Споры по данному вопросу.
Решение крестьянского вопроса и ограничение самодержавия – важнейшие условия перехода России к индустриальному обществу. Длительность, непоследовательность, цикличность процесса буржуазного реформирования. Роль субъективного фактора в преодолении отставания.
Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIX века. Реформы Л.А. Перовского и П.Д. Киселева. Преобразования времен Александра II. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России. Указ 1861 г. и его исторические судьбы. Консервация крестьянской общины. Русская деревня к концу XIX – началу XX вв.: роль сельского хозяйства в экономическом потенциале страны, формы земельной собственности, социальная структура, состояние помещичьих и крестьянских хозяйств, социальные конфликты. Урбанизация населения, быстрый рост городов и городских поселков. Механизация транспорта; первые пароходы и железные дороги.
Попытки реформирования политической системы при Александре I; проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева.
Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и "Священный Союз". Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX века: причины и последствия.
Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.
Политические преобразования 60–70-х гг. XIX века. Политика "контрреформ" Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии.
Русская культура в XIX веке. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.
Тема 5. Альтернативы российским "реформам сверху" в XIX веке
Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений. Основные этапы организации общественных сил России.
Охранительная альтернатива. Н.М. Карамзин. С.П. Шевырев. М.П. Погодин. М.Н. Катков. К.П. Победоносцев. Д.И. Иловайский. С.С. Уваров. Теория "официальной народности". Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально-патриотического начал.
Либеральная альтернатива. Идейное наследие П.Я. Чаадаева. Московский университет – колыбель русского либерализма. Западники и славянофилы. К.Д. Кавелин. Б.И. Чичерин. А.И. Кошелев. К.А. Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и ее роль в реформах 60-70-х гг. Земское движение.
Особенности российского либерализма.
Революционная альтернатива. Начало освободительного движения. Декабристы. Предпосылки и источники социализма в России. "Русский социализм" А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. С.Г. Нечаев и "нечаевщина".
Народничество.
М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Политические доктрины и революционная деятельность народнических организаций в 70-х – начале 80-х гг.
Оформление марксистского течения. Г. В. Плеханов. В. И. Ульянов (Ленин).
Тема 6. Россия в начале XX века
Развитие капитализма вширь. Социальный состав населения по переписи 1897 года.
Объективная потребность индустриальной модернизации России. Дискуссии историков и современников об основных направлениях модернизации: формировании эффективных рыночных отношений, элементов гражданского общества и правового государства. "Асинхронный" тип развития России и его влияние на характер преобразований. Пределы самодержавного реформирования.
Форсирование индустриализации "сверху". Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю. Витте. Индустриализация "снизу": российские промышленники, купечество, крестьянские промыслы, кооперация. Русская деревня в начале века. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса.
Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия.
Эволюция государственной власти. "Верхи" в условиях первой российской революции. Изменения в политической системе в 1905 – 1907 гг. Правительственные реформы П.А. Столыпина.
Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика.
Опыт думского "парламентаризма" в России.
Тема 7. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса 1914 – 1920 гг.
Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX века. Участие России в первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Диспропорции в структуре собственности и производства в промышленности. Обострение аграрного вопроса. Формирование национальных элит и национальные противоречия.
Проблема социальной адаптации общества к реформам и социальная цена реформ. Многопартийность как отражение социальных противоречий в обществе. Кризис власти в годы войны и его истоки. Влияние войны на приближение общенационального кризиса.
Победа Февральской революции. Альтернативы развития России после Февраля. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Корниловское выступление.
Большевистская стратегия: причины победы. Октябрьский переворот 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война. Столкновение противоборствующих сил: большевики, социалисты-революционеры, монархисты, "белое движение", "демократическая контрреволюция". Интервенция: причины, формы, масштаб.
Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.
Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.
Тема 8. Формирование и сущность советского строя. 1921–1945 гг.
Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя. Структура режима власти. Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие.
Утверждение однопартийной политической системы. Политический кризис начала 1920-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В. Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура.
Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Карательные органы. Массовые репрессии.
Эволюция социальной структуры общества. Проблема массовой поддержки советского режима в СССР. Унификация общественной жизни, "культурная революция". Большевики и интеллигенция.
Экономические основы советского политического режима. Разнотипность цивилизационных укладов, унаследованных от прошлого. Этнические и социокультурные изменения. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
Итоги "наступления социализма по всему фронту" (периода довоенных пятилеток).
Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг.
СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.
Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны. СССР – вторая сверхдержава мира. "Демократический импульс" войны.
Тема 9. Советский Союз в условиях холодной войны
Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Новый виток массовых репрессий. Создание социалистического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950–1953 гг. и Советский Союз.
Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве. Попытки обновления "государственного социализма". "Оттепель" в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики.
Значение XX и XXII съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.).
Смена власти и политического курса в 1964 г. "Мягкая модель" сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Кризис господствующей идеологии.
Причины политики ограничений и запретов в культурной жизни СССР.
Диссидентское движение: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.
Стагнация и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. Власть и общество в первой половине 80-х гг.
Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР. "Новое политическое мышление" и изменение геополитического положения СССР.
ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР.
Распад КПСС и СССР. Образование СНГ.
Заключение
Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России.
Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. "Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов.
Конституция РФ 1993 года.
Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ.
Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 гг. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.
Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Методология и теория исторической науки
План
1. Предмет, источники и методы изучения истории. Сущность, формы, функции исторического знания.
2. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Уясните содержание следующих понятий: предмет истории как науки, методы и источники изучения истории, функции исторического знания, методология и теория исторической науки, принципы исторического исследования, общественно-экономическая формация, цивилизация, менталитет.
Источники
1. Блок, М. Апология истории / М. Блок. – М.: Прогресс, 1986.
2. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – Гл. I, II, X.
3. Вернадский, Г.В. Русская историография / Г.В. Вернадский. – М.: Аграф, 1998.
4. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991.
5. Ключевский, В.О. История России. Специальные курсы / В.О. Ключевский. – М.: АСТ, 2003. – С. 3–111.
6. Пути Евразии: из глубины. Исход к Востоку. Евразийство / сост. И.А. Исаев. – М.: Русская книга, 1992.
7. Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М.: Прогресс, 1991.
8. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: Республика, 1994.
9. Энциклопедический словарь по культурологи / под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – С. 217, 257, 409, 429.
Литература
1. Балакин, В.С. Русь и Россия: цивилизационная эволюция в IX – XX вв / В.С. Балакин. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – С. 4–30.
2. Воробьева, О.В. А. Тойнби: опыт постижения истории / О.В. Воробьева// Новая и новейшая история. – 2005. – № 5. – С. 86.
3. Гударьян, А.О. Историческая наука в России к началу XVI в. / А.О. Гударьян// Новая и новейшая история. – 2003. – № 3. – С. 12–29.
4. Ильин, В.В. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / В.В. Ильин, А.С. Ахиезер. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С. 93–122.
5. Искандеров, А.А. Два взгляда на историю / А.А. Искандеров// Вопросы истории. – 2005. – № 4. – С. 3–23.
6. Историческая наука на рубеже веков. – М.: Наука, 2001. – С. 166–209.
7. История Отечества: Курс лекций/ под ред. М.Н. Евлановой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1997. – C. 3–7.
8. История России. Теории изучения/ под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: СВ-96, 2001. – Кн.1. – С. 4–47.
9. Капица, С.П. Об ускорении исторического времени / С.П. Капица// Новая и новейшая история. – 2004. – № 6. – С. 3.
10. Коломийцев, В.Ф. Законы истории или социологические закономерности? / В.Ф. Коломийцев// Отечественная история. – 1997. – № 6. – С. 91–97.
11. Кулешов, С.В. Россия в системе мировых цивилизаций / С.В. Кулешов, А.Н. Медушевский. – М.: Русский шар, 2001. – С. 385–409; 472–544.
12. Моисеева, Л.А. История цивилизаций / Л.А. Моисеева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 5–23; 311–351.
13. Новое поколение российских историков в поисках своего лица// Отечественная история. – 1997. – № 4. – С. 104–123.
14. Орлов, И.Б. Устная история: генезис и перспективы развития / И.Б. Орлов// Отечественная история. – 2006. – № 2. – С.136.
15. Плотников, Ю. Формационная и цивилизационная триады / Ю. Плотников// Свободная мысль. – 1998. – № 3. – С. 103–113.
16. Поляков, Ю.А. Как отразить многомерность истории / Ю.А. Поляков// Новая и новейшая история. – 2003. – № 4. – С. 3–11.
17. Проблемы исторического познания / отв. ред. Г.Н. Севостьянов. – М.: Наука, 1999. – С. 6–24.
18. Репина, Л.П. Историческая память и современная историография / л.П. Репина// Новая и новейшая история. – 2004. – № 5. – С. 39.
19. Савельева, И.М. История как теоретическое знание / И.М. Савельева, А.В. Полетаев// Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – Вып. 3. – С. 15–34.
20. Сахаров, А.Н. О новых подходах к истории России / А.Н. Сахаров// Вопросы истории. – 2002. – № 8. – С. 3–21.
21. Селунская, Н.Б. Методологическое знание и профессионализм историка / Н.Б. Селунская// Новая и новейшая история. – 2004. – № 4. – С. 24.
22. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семенникова. – М.: Курсив, 1995. – С. 100–109; 195–216.
23. Смоленский, Н.И. Проблема объективности исторического познания Н.И. Смоленский// Новая и новейшая история. – 2004. – № 6. – С. 26.
24. Соколов, А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения / А.К. Соколов// Социальная история: Ежегодник, 1988. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. – С. 39–77.
25. Чубарьян, А.О. Интервью директора института всеобщей истории РАН / А.О. Чубарьян// Новая и новейшая история. – 2005. – № 6. – С. 3.
26. Шаповалов, В.Ф. Россиеведение / В.Ф. Шаповалов. – М.: 2001. – С. 11–82; 116–167.
Методические советы
Познакомившись с литературой, постарайтесь ответить на вопросы: Что такое история, какое место занимает эта наука в системе гуманитарных дисциплин, в чем заключаются основные проблемы обновления методов изучения истории?
Обратите внимание на то, что среди нескольких значений понятия "история" выделяются два фундаментальных:
1) прошлое и все, что происходило в нем,
2) рассказ об этом прошлом, зафиксированный в устной и письменной традиции.
Вопрос о соотношении этих двух значений выступает как важная проблема, определяющая природу исторической науки. Следовательно, нельзя отождествлять историю как действительность, и предмет истории как науки.
Следует уяснить, что различие между тем как понимал свой предмет исследования, например Геродот, и тем как его понимают современные историки, определяется не только разными социальными условиями жизни, но и прогрессом самой науки. Плодотворным, в частности, является обращение к систематическому изучению исторической демографии, истории повседневной жизни, истории умонастроений.
Постарайтесь определить отличие собственно исторических методов исследования – историко-сравнительного, ретроспективно-описательного от методов, заимствованных историками из других наук (количественные методы исследования, моделирование исторических явлений, политологический, социологический и культурологический анализ).
Носителем информации о прошлом является исторический источник. Охарактеризуйте значение основных исторических источников: письменных источников, археологических находок, предметов материальной культуры, художественных произведений, а также документов видео- и -аудио ряда.
В качестве методологии истории может применяться материалистическое понимание истории, цивилизационная теория (См.: "Энциклопедический словарь по культурологии" С. 429–431), мир-системный подход, концепции определяющей роли социально-духовного фактора, многофакторный подход и т.д. Школа мир-системного подхода не соглашается с тезисом о том, что все "общества" вовлечены в развитие, причём прогрессивное, развиваются параллельными путями и одинаково способны добиться желаемых результатов. Они выдвигают иную, чем общество "единицу анализа".
Обратите внимание на то, что "мир-система" – это не "мировая система", а "система" являющаяся миром. Мир-система – единица с единым разделением труда и множественностью культур. Существует два вида миров-систем. Один – с единой политической системой – миры-империи, другой без политического единства – миры-экономики. Миры-экономики в результате завоевания трансформируются в миры-империи. Миры-империи базируются на способе производства, которые называются ре-дистрибутивными, данническими. Миры-империи сравнительно велики по размерам, их было много, но значительно меньше, чем минисистем. Для характеристики миров-империй некоторыми учёными применяется термин "цивилизация". Но в качестве основы выделения этих образований классики мир-системного анализа использовали не культуру, а экономику и исследовали, прежде всего, экономические связи между обществами, которые входили в состав такого образования.
Раскройте сущность теории смены общественно-экономических формаций (См.: "Энциклопедический словарь по культурологии". С. 409). Чем содержание понятия "цивилизация" отличается от понятия "общественно-экономическая формация"? Как теория смены формаций объясняет роль государства в обществе, социальный и культурный прогресс? Является ли формационный подход достаточным для объяснения особенностей исторического пути России? Можно ли считать, что цивилизационная теория включает как объективный – экономический, так и субъективный – человеческий аспекты объяснения истории?
Обратите внимание на то, все исторические методологии можно свести к двум подходам – унитарно-стадиальному и цивилизационному пониманию истории. Подумайте, возможно, ли объединение разных исторических методологий и осмысление исторического развития в виде "глобальной истории"? При подготовке ответа на второй вопрос подумайте, какие черты российского общества свидетельствуют о его близости к западноевропейской, а какие к восточной цивилизации? В каких сферах жизни российского общества особенно ярко проявились особенности, характерные для восточных цивилизаций? Можно ли определить Россию, как евразийскую цивилизацию?
Определите, какие функции выполняет государство на Западе, и какие на Востоке? В каких формах проявляется подавление индивидуального развития личности государством в различных типах цивилизаций? В чем особенности универсальных, мировых религий? Какие можно выделить особенности российской цивилизации?
Рефераты
I. Особенности исторического пути России.
Литература
1. Артамонов, В. Катастрофы в истории российского государства / В. Артамонов// Общественные науки и современность. – 1994. – № 3. – С. 61–67.
2. Барулин, В.С. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя / В.С. Барулин. –СПб.: Алтейя, 2000.
3. Голубев, А.В. Россия, век XX / А.В. Голубев// Отечественная история. – 1997. – № 5. – С. 80–92.
4. Гумилев, Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации / Л.Н. Гумилев. – М.: Экопрос, 1993.
5. Ильин, В.В. Реформы и контрреформы в России / В.В. Ильин, А.С. Панарин, А.С. Ахиезер. –М.: Изд-во МГУ, 1996.
6. Панарин, А.С. Россия в циклах мировой истории / А.С. Панарин. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 16–42.
7. Пашинский, В. Цикличность в истории России / В. Пашинский// Полис. – 1994. – № 4. – С. 111–124.
8. Руднацкая, Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России / Е.Л. Руднацкая// Вопросы истории. – 2003. – № 8. – С. 3–37.