Институционализированные партийные системы
Немало категорий политической науки можно рассматривать в разных ракурсах в силу их многомерного характера. Не составляет исключения и партийная система*, институциональный анализ которой полезен еще и потому, что партии принято классифицировать и в соответствии с типом данной системы.
Дюверже был первым, кто установил институциональную зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы, т.е. числом партий и отношениями между ними, сформулировав в книге «Влияние избирательных систем на политическую жизнь» (1950) три «социологических закона». 1) Выборы по мажоритарной системе в один тур способствуют установлению в стране двухпартийное (бипартизма) с крупными и влиятельными партиями, конкурирующими только друг с другом. 2) Мажоритарные выборы в два тура приводят к системе нескольких партий, стремящихся к объединению в две коалиции. 3) Пропорциональное представительство благоприятствует многопартийности, составленной из множества небольших организаций, которые вынуждены проводить коалиционную политику.
Интерпретация Дюверже разъяснял смысл своих социологических «теорем» следующим образом. Две причины определяют соотношение между мажоритарной системой и тактикой предвыборной борьбы двух сильных партий. Во-первых, от каждого округа депутатское место получает лишь наиболее крупная партия, малые же партии, лишенные поддержки большинства избирателей, не имеют никаких шансов. Во-вторых, избиратели, настроенные реально повлиять на исход выборов, а не просто продемонстрировать свои симпатии какой-либо программе, поддержат партию, способную к победе в их округе (принцип полезного голосования). Тем не менее партолог Уоллерстайн считает, что взаимосвязь между электоральной и партийной системами пока выяснена недостаточно. К примеру, почти весь послевоенный период в Австрии сохранялся бипартизм в условиях пропорционального представительства. Но все-таки «законы» Дюверже, но мнению этого автора, дают возможность увидеть вероятные следствия такой взаимосвязи. К тому же опыт разных стран показал: при пропорциональной системе количество партий в среднем выше, чем при мажоритарной, которая явно губит малые партии. |
Классическая типология всех существовавших в мире на момент исследования партийных систем была предложена Сартори в работе «Партии и партийные системы» (1976). Он выделил семь основных типов, руководствуясь вектором движения от монополии на власть к политическому плюрализму.
1. Однопартийные системы (СССР, Куба), где фактически существует тотальный контроль одной партии, слившейся с государственным аппаратом.
2. Системы партии-гегемона (ГДР, Болгария) при формальном наличии зависимых партий-сателлитов, не влияющих на принятие решений.
3. Системы доминирующей партии (Япония, Индия), где долгие годы, несмотря на множество партий, реально правит одна и та же (либерально-демократическая партия Японии, Индийский национальный конгресс).
4. Двухпартийная система (бипартизм), существующая в основном в англосаксонских странах, где две основные партии чередуются у власти (Демократическая и Республиканская партии в США, консерваторы и лейбористы в Великобритании).
5. Системы умеренного плюрализма (от 3 до 5 партий) с довольно фрагментированными партиями (Франция, Бельгия).
6. Системы крайнего плюрализма (от 6 до 8 партий), где происходит поляризация партийного спектра (Нидерланды, Финляндия) и образуются сложные коалиции.
7. Атомизированные системы (свыше 8 партий) с рассредоточением политического влияния и ролей (Малайзия).
Интерпретация В целом соглашаясь с типологией Сартори, другие политологи постарались ее откорректировать. Они выделили два типа монопартизма: идеологический тоталитарный и президенциалистский унитарный. Первый случай — это КПСС в Советском Союзе; второй — целый набор современных африканских стран, где действует единственная «партия президента» (если отвлечься от авторитарных склонностей главы государства, для этих бедных сообществ многопартийность была бы слишком расточительной). Бипартизм тоже неодинаков. Есть система жесткого бипартизма (Великобритания), где в палате общин представлены только две партии, а пост премьер-министра, фактического главы государства, всегда принадлежит победителю на выборах. При мягком бипартиз-ме президентом может быть представитель другой партии, чем та, которая имеет большинство в конгрессе (США). Понятие несовершенного бипартизма (его еще называют системой «двух с половиной партий») применимо к ФРГ. В этой стране преобладают две крупные партии — христианские демократы и социал-демократы, но формирование правительства часто зависело от того, примкнет ли третья по влиянию партия — либеральная — к какой-либо из них (как правило, она вступала в коалицию с ХДС/ХСС). В последние десятилетия в эту политическую игру на стороне СДПГ включились зеленые, а после воссоединения немецких земель - и Партия демократического социализма. |
При сравнении партийных систем демократического толка видно, что каждая из них обладает и преимуществами, и недостатками. Двухпартийная система автоматически обеспечивает одной из партий большинство в парламенте, которое гарантирует устойчивость кабинета министров, обычно позволяя ему отработать весь отпущенный законом срок. При бипартизме возможно наиболее полное представительство интересов граждан — с учетом чередования партий у власти, — а также экономятся средства на отдельные выборы главы государства.
Жесткости бипартизма противопоставлены разнообразие и гибкость многопартийной системы. В ее условиях получают право на вполне достойное существование, на парламентскую трибуну не только малые партии, но и организации, предпочитающие играть исключительно роль принципиальной оппозиции. И те, и другие при бипартизме были бы удалены с политической сцены. Еще важнее то, что лидеру многопартийной системы — так называемой правительственной партии — необходимо вступать в коалиции, а тем самым вырабатывать политический курс государства с учетом мнений других партий, которые в ином случае скорее всего были бы отвергнуты.
Интерпретация Сартори считает, что двухпартийная система благоприятствует управляемости государства и политическому реализму, снимая налет демагогии с политики, т.к. является плодом известного общественного согласия. А многопартийность, вынуждающая всякую победившую партию править совместно с другими, позволяет этим другим приписывать собственные ошибки. |
В политологии довольно распространен способ классификации партий в соотношении с типом партийной системы. Параметры партии — количество ее членов и активистов, величина избирательного корпуса, число парламентариев — приобретают особое значение при многопартийности. Распределение депутатских мест (т.е. сравнение влияния партий в парламенте) позволяет выделить: 1) мажоритарную партию, стабильно получающую абсолютное большинство мандатов и тем самым право единолично формировать правительство (ее вариант — партия с мажоритарным потенциалом, т.е. способная по итогам следующих выборов и в условиях чередования образовать правительство); 2) доминирующую партию с ее относительным большинством мест в парламенте; 3) миноритарную (лат. minor — младший) партию.
Обратите внимание Специфику доминирующей партии составляет то, что обычно она отождествляет себя с политическим режимом, поскольку служит ему опорой. На выборах ей нужно завоевать приблизительно 30% голосов, чтобы получить возможность определять состав и политический курс обязательной в таких случаях правительственной коалиции. Показательный пример - Христианско-демократическая партия Италии, которая несколько десятилетий подряд доминировала в политике этой страны. |
Три вида партийных систем определяются характером их элементов: 1) системы, основанные на мажоритарных партиях, — это бипартизм или многопартийность с организацией, обладающей абсолютным большинством мест в парламенте; 2) системы с доминирующей партией; 3) системы, опирающиеся на коалицию миноритарных партий.
Политический опыт показывает, что партия, постоянно добивающаяся мажоритарного статуса, по прошествии нескольких циклов выборов затрудняет работу парламента, поскольку такая ситуация не способствует реализации одного из важных принципов демократического строя — чередования у власти. Более оптимально для гражданского общества функционирование тех партийных систем, которые обеспечивают сочетание рационального парламентаризма (т.е. разумного числа партий в законодательном органе и участвующих в выборах) и доминирующей партии (ФРГ). Системы, основой которых служит коалиция миноритарных организаций, требуют умной и гибкой союзнической политики, поскольку им присуща нестабильность правительств при низкой оценке деятельности любого из них со стороны общественного мнения.
Группы интересов
Члены общества взаимосвязаны отношениями, отражающими их самые разные интересы. Сходное поведение людей в политике еще не означает тождественность их социальных интересов*,которые (вместе с традициями, индивидуальными качествами и мотивами) формируют стилистику политической жизни общества. Интересы как таковые — это особые стимулы деятельности, выражающие определенные потребности и цели людей, а также их групп. Именно интересы — личные и общественные — становятся причиной индивидуальных и коллективных политических акций.
В качестве негосударственного политического института следует рассматривать так называемые организованные (социальные) интересы,поскольку многие носители личных интересов объединяются в ассоциации, во-первых, ради артикуляции своих интересов внутри каких-либо групп, а во-вторых, чтобы представлять эти интересы в отношениях с иными группами и политическими институтами.
Для обозначения понятия группы интересов*используются и другие термины, в частности группа давления, лобби, союз; вместе с тем наименование «группа интересов» — самое адекватное современному статусу этого негосударственного политического института.
Словосочетание группа давления (англ. pressure group) прежде всего означает форму действия или метод, принятый неким коллективом для поддержки или срыва определенных политических решений (митинг, демонстрация, пикетирование парламента и пр.). В термин лобби (англ. lobby — кулуары, преддверие парламента) заложен весьма узкий смысл — обработка депутатов либо правительственных и иных государственных чиновников в целях вынесения нужного лоббистам решения, в т.ч. законодательного. Наконец, слово союз тоже малоприемлемо по той причине, что указывает на формально-бюрократические признаки организаций, рассчитанных на длительное существование, и за пределами понятия остаются все виды стихийных инициатив (например, гражданских).
Обратите внимание По официальной версии, группы давления и лобби создаются для консультаций и информационного обеспечения парламентов и правительств по вопросам специализированной деятельности, поскольку многие из них связаны с образованиями из конкретных сфер активности, поэтому они и располагают базой данных. Другие отражают мнения некоторых политических, социально-профессиональных или идеологических течений, не представленных на высшем уровне власти. Отстаивая вполне определенные интересы, группы давления, естественно, подают информацию в выгодном для своих контрагентов свете. При этом группы давления добиваются своей цели любыми доступными для них способами, оказывая воздействие на парламентариев и членов правительства. Некоторые из них не гнушаются подкупом коррумпированных политиков. По судебным правилам демократических стран, когда подобное раскрывается, организации запрещается продолжать лоббистскую деятельность, а виновные привлекаются к уголовной ответственности. Здесь имеются в виду прежде всего криминальные и теневые группировки, ставящие целью личное обогащение противозаконными способами. |
В XX в. размах нелегальных операций и величина доходов преступных образований достигли такого масштаба, что они стали серьезно влиять на экономическую ситуацию целых стран и регионов. Эти группировки стремятся легализовать полученные ими незаконным путем доходы, чтобы свободнее распоряжаться ими. Для включения таких криминальных и теневых групп интересов в законный бизнес непременно требуются рычаги воздействия на политику.
От партий группы интересов отличаются тем, что не принимают коллективного участия в соревновании за парламентские мандаты или управленческие посты. Представляя отдельные интересы общества, они не стремятся к политической ответственности. Вместе с тем восприятие группы интересов как негосударственного института прежде всего указывает на политическое измерение данного понятия.
Если рассматривать современную плюралистическую демократию под углом зрения негосударственных институтов, то она исходит из таких принципов: 1) общее благо есть итог сбалансированности групповых интересов; 2) признание различия интересов; 3) существование независимых от государства организаций и групп интересов; 4) многопартийная система с оппозицией и государственно-правовыми гарантиями. (Этот вывод принадлежит немецким политологам В. Грёфину-Хуку и С. Хольцеру.)
Интерпретация Политолог Эрнст Френкель, представитель неоплюралистической теории, еще в 1950-е гг. полемизировал с Карлом Шмиттом, доказывавшим, что только государство и его руководители способны осознать общее благо и реализовать связанные с ним цели, а группы интересов просто опасны, ибо представляют отдельные требования, не понимают общего блага и могут дестабилизировать страну. Френкель, в свою очередь, попытался переопределить соотношение общества и государства при демократии. Он отвергал мнение, что «единая воля народа» нарушает принцип свободы, и противопоставлял ему идею парламентско-плюралистической демократии, исходящей из критериев различия интересов и необходимости их компромиссного совмещения. Кроме того, Френкель считал: ничто, даже само государство, не может претендовать на право однозначно формирован, общее благо. Отсюда и вывод политолога — это благо есть результат взаимодействия и уравновешивания групповых интересов. |
Многообразие групп интересов в современном мире очень затрудняет их типологизацию. Легче всего ее провести по различению так называемых пар-антагонистов: материальные — духовные, общественные — частные, формальные — неформальные и т.д., но такой подход явно узок. Определенное признание политологов получила классификация (конец 1980-х гг.) немецкого ученого Ульриха фон Алемана, который исходил из существования пяти основных сфер социально-политической активности.
1. Организованные интересы в экономике и в мире труда: предпринимательские объединения и ассоциации самостоятельных работников; профсоюзы; потребительские союзы.
2. Группы интересов в социальной сфере: объединения по защите социальных прав (вроде общества слепых); объединения социальных достижений (например, благотворительные фонды); группы самопомощи (по противостоянию наркомании и пр.).
3. Групповые интересы в области досуга: спортивные союзы; клубы для общения и реализации хобби.
4. Организованные интересы в сферах религии, науки и культуры: церкви, секты; научные ассоциации; общеобразовательные кружки и клубы по искусству.
5. Группы интересов по общественно-политической деятельности: духовные, этические, правозащитные ассоциации (например, Эмнисти Интернэшнл); общественно-политические объединения — экологические (Гринпис), феминистские, глобалистские/антиглобалистские гражданские инициативы, движения в поддержку расовых («Черные пантеры»), этнических и иных меньшинств.
Разумеется, даже эта весьма развернутая классификация не отражает в полной мере варианты групп интересов и гражданских инициатив.
Для того чтобы разнообразные организованные интересы реально влияли на процесс принятия политических решений и на программы партий, в функциональном плане члены такой группы прежде всего должны выявить спектр существующих мнений, обобщить их и свести к небольшому перечню политических альтернатив. Последние могут быть восприняты конкретными организациями или секторами государственной власти. От правильного отбора интересов и требований зависит способность представляющих их групп к реальному воздействию на политику государства.
Вопросы для семинарского занятия
1. Что такое политический институт?
2. Каковы основные функции государства как политического института?
3. Какие существуют формы государственного устройства?
4. Охарактеризуйте современные республиканские формы правления. К какому из видов вы бы отнесли Россию?
5. Как можно типологизировать электоральные системы и каковы их преимущества и недостатки?
6. Что входит в понятие негосударственных политических институтов?
7. Какие существуют подходы к понятию партии? Дайте типологию российских партий.
8. К какому типу относится российская партийная система?
9. Каковы перспективы дальнейшего развития партийной системы в России?
10. Что такое группа интересов? Насколько, по вашему мнению, данный институт развит и влиятелен в России?
Тексты
Гоббс Т. Левиафан. — Гоббс Т. Сочинения. — Т. 2. — М., 1991.
Дюверже М. Политические институты и конституционное право. — Антология мировой политической мысли. — Т. 2. — М.,1997.
Дюверже М. Политические партии. — М., 2000.
Кинг П. Классифицирование федераций. — Полис. — 2000. — № 5.
Крозье М. Современное государство — скромное государство. Другая стратегия изменения. — Антология мировой политической мысли. — Т. 2. — М., 1997.
Макиавелли Н. Государь. — Макиавелли Н. Избранные произведения. — М., 1982.
Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии. — Антология мировой политической мысли. — Т. 2. — М., 1997.
Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. — М., 1997.
Олсон М. Логика коллективного действия. — М., 1995.
Уоллерстайн М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность. — Полис. — 1992. — № 6.
Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм. — Полис. — 1995. - № 5.
Дополнительная литература
Голосов Г.В. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации. — Полис. — 1998. — № 1.
Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория. — Современная сравнительная политология: Хрестоматия. — М., 1997.
Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? — МЭиМО. — 1997. — № 1.
Ильин М.В. Слова и смыслы: Государство. — Полис. — 1994. — № 1.
Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений. — Общественные науки и современность. — 1996. — № 5.
Паппи Ф.У. Политическое поведение: мыслящие избиратели и многопартийные системы. — Политическая наука: новые направления. — М., 1999.
Перегудов С, Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. — М., 1999.
Политические институты. — Политическая наука: новые направления. — М., 1999. —Гл. 4-7.
Пшизова С.Н. Какую партийную систему воспримет наше общество. — Полис, 1998. —№4.
Глава 7
Политический процесс
Программные тезисы
· Общее понятие политического процесса. Макро- и микроизмерения его анализа. Политический процесс как функционирование макросистемы политических институтов общества и как совокупность политических микропроцессов, интегральная активность социально-политических акторов. Концептуальные подходы к интерпретации политического процесса. Групповой плюрализм Д. Трумэна, А. Бентли и системно-функциональный холизм Д. Истона и Г. Алмонда.
· Структура и типы макрополитического процесса. Взаимодействие процессов государственного управления и гражданского давления. Роль участия граждан в макрополитическом процессе.
· Концептуальный подход Г. Алмонда к определению основных функций политического процесса: артикуляция и агрегирование интересов, принятие и осуществление решений, арбитраж и контроль. Д. Истон о политическом процессе как циклическом функционировании политической системы во взаимодействии с социальной средой. Компоненты политического процесса: акторы и их характеристики, нормы и правила и т.д. Расстановка и соотношение социальных сил на политической сцене. Перегруппировка сил на различных фазах политического процесса.
· Сущность государственного управления. Механизм выработки и осуществления государственной политики. Формирование легитимных агентов государственного управления и избирательный процесс. Принятие политических решений и законодательный процесс. Принятие государственных решений: модели, механизмы, типы и основные фазы. Осуществление государственных решений и административный процесс.
Проблемные вопросы
1. Что такое политический процесс, каковы его основные типы и базовые интерпретации?
2. Каковы структура и внутренние компоненты политического процесса?
3. В чем заключается механизм разработки и осуществления государственной политики?
4. Каковы основные этапы принятия государственных решений?
5. Кто выступает акторами макрополитического процесса, каковы типы взаимоотношений между ними?
6. Что такое расстановка и соотношение социальных сил на политической сцене?
7. В чем состоит особенная роль элиты в политическом процессе?