Рекомендации по составлению тезисов
Тезис – это положение, которое кратко выражает какую-либо идею или основную мысль доклада, лекции, сообщения, сочинения. Тезис должен соответствовать некоторым требованиям: иметь ясную и точную формулировку, без многозначности. Соблюдение данного правила исключает двусмысленность и неопределенность в процессе доказательства того или иного положения;
на протяжении всего доказательства должен оставаться одним и тем же. В противном случае произойдет ошибка, называемая подменой тезиса. Примеры тезиса:
Свобода и равенство - это хорошо.
Бог существует.
В современном искусстве нет хороших художников.
Критерии оценки:
Оценка «5» - материал усвоен и полностью воспроизводится, используются терминология дисциплины. При выполнении самостоятельной работы используется применение теоретических знаний. Объем работы выполняется полностью. Соблюдается аккуратность, недопущение лексических и логических ошибок.
Оценка «4» - материал усвоен и полностью, но воспроизводится с небольшими неточностями. Язык дисциплины применяется, но есть незначительные нарушения в системе изложения материала. При выполнении самостоятельной работы теоретические знания применяются допущением незначительных ошибок. Объем работы выполнен на 80 – 90 %. Соблюдается аккуратность, допускаются незначительные ошибки.
Оценка «3» - Материал усвоен и воспроизводится частично. Терминология дисциплины используется слабо, чаще применяется бытовой язык. При выполнении самостоятельной работы допускается неполное знание и применение теоретического материала. Объем работы выполнен на 70%. Допускается незначительная неаккуратность.
Оценка «2» - Материал не усвоен и не воспроизводится, или воспроизводится бессистемно и не взаимосвязано. При выполнении самостоятельной работы допускается неаккуратность и серьезные ошибки. Объем работы выполнен менее 70 %.
Форма отчета:составленные тезисы в тетради.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
Учебные пособия:
1. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина
А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2012. – 367 с.
2. История современной России, 1991-2003: учеб.пособие /В.И.
Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 293 с.
3. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред.
Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2012. - 432 с.
4. История (для всех специальностей СПО): Учебник/Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. – М.: Академия, 2014. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
Дополнительная литература
1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международныеотношения, 1998. –
254 с.
2. Большая энциклопедия России: Современная Россия. М.: ИДДК, 2007.
MDF. eBook (компьютерное издание). 99 Мб
3. Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века./Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007. - 240 с.
4. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы / Г.В. Дегтев;МГИМО (ун-т) МИД РФ, Междунар. ин-т упр. – М. :Юристъ, 2005. –237 с.
5. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.:Артстиль-полиграфия, 2009. - 352 с.
6. Изосимов Ю.Ю. Справочное пособие по отечественнойисториисовременного периода. 1985-1997 гг. /Ю.Ю. Изосимов. – М.: Аквариум,1998. – 217 с.
7. КузыкБ.Н.Россия и мир в XXI веке / Б.Н. Кузык. Издание второе. – М.:Институт экономических стратегий, 2006. – 544с.
8. Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000–2008. /Н.Леонов. М., 2008.– 545 с.
9. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.:Алгоритм, 2009. – 416 с.
10. Печенев В.А. «Смутное время» в новейшей истории России (1985-
2003): ист. свидетельства и размышления участника событий / В.Печенев. - М.: Норма, 2004. – 365 с.
11. Россия и страны мира. 2008. Статистический сборник. М.: Росстат,2008. – 361 С.
12. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развитиясовременной России. /В.Ю. Сурков. М.: Современный гуманит.университет, 2007. – 49 с.
13. Шубин А. Мировой порядок. Россия и мир в 2020 году. /А.Шубин. М.:Европа, 2005. – 232 c.
Самостоятельная работа №1
Тема: «Плакаты социальной направленности за 1977-1980 гг.».
Цель: научиться составлять реферат, делать подборку плакатов социальной направленностиза 1977-1980 гг., обосновать утверждение о формировании в СССР «новой общности – советского народа»,носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»,комментировать полученный результат.
Задание:
1) Используя средства Интернет, сделайте хронологическую подборку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг.
2) Составить ответ на вопрос:
- Обоснованно ли, с Вашей точки зрения, утверждение о формировании в СССР «новой общности советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры»?
3) Проанализируйте и прокомментируйте полученный результат в форме реферата.
Самостоятельная работа №2
Тема:«Балканский кризис 1998-2000 гг. в фотодокументах».
Цель: научиться составлять реферат, проект внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг., альтернативного «новому мышлению», делать подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000гг., ответ на вопрос о схожести проблем Ольстера в Великобритании, Басков в Испании, Квебека в Канаде и пр.с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др., комментировать и обосновывать полученный результат.
Задание:
1) Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг.
2) Составить ответ на вопрос:
Можно ли считать проблемы Ольстера в Великобритании, Басков с Испании, Квебека в Канаде и пр. схожими с проблемами на территории СНГ – в Приднестровье, Абхазии, Северной Осетии, Нагорном Карабахе и др.
3) Проанализируйте и обоснуйте полученный результат в форме реферата, проекта внешнеполитического курса СССР на 1985-1990 гг.,альтернативного «новому мышлению».
Самостоятельная работа №3
Тема:«Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР».
Цель: предложить в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР, попытаться сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет, комментировать и обосновывать полученный результат.
Задание:
1) Предложите в тезисной форме перечень важнейших внешнеполитических задач, стоящих перед Россией после распада территории СССР.
2) Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.
Самостоятельная работа №4
Тема:«Меры Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за1990 – 2009 гг.».
Цель: научиться составлять реферат, обосновать отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике, оценить эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг.
Задание:
1) Обоснуйте отличия в содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к государственной политике.
2) Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990 – 2009 гг. в форме реферата.
Самостоятельная работа №5
Тема:«Схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.».
Цель: научиться составлять реферат, найти схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX –начала XXI вв.
Задание:
1) Найдите схожие и отличительные стороны процессов построения глобального коммунистического общества в начале XX века и построения глобального демократического общества во второй половине XX – начала XXI вв.
2) Проанализируйте и обоснуйте полученный результат в форме реферата.
Самостоятельная работа №6
Тема:«Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».
Цель: научиться составлять реферат, проанализировать утверждение о том, что культура общества это и есть его идеологиясобоснованием своей позиции.
Задание:
1) Проанализируйте утверждение о том, что культура общества это и есть его идеология с обоснованием своей позиции.
2) Составьте реферат по теме: «Современная молодежь и культурные традиции: «конфликт отцов и детей» или трансформация нравственных ценностей и норм в рамках освоения «массовой культуры».
Самостоятельная работа №7
Тема:«Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России».
Цель: научиться составлять реферат,ответить на вопрос с обоснование собственной позиции.
Задание:
1) Ответить на вопрос с обоснованием собственной позиции:
Почему по мере ослабления центральной государственной власти происходило усиление межнациональных конфликтов в СССР– России на протяжении 1980-2000 гг.
2) Выполните реферативную работу (5-7 стр.), раскрывающую пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России.