Международные организации как субъекты международных отношений

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех госу­дарств, входящих в них. Число международных организаций посто­янно растет. Международные организации охватывают самые разные ас­пекты международных отношений. Они создаются в экономичес­кой, политической, культурной, национальной областях, имеют оп­ределенные особенности и специфику.

В качестве примера различ­ных международных организаций можно привести:

— региональные организации такие как, Ассоциация Госу­дарств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономичес­кое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

— организации в области отдельных отраслей мирового хо­зяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические организации, например: Органи­зация Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Органи­зация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Крими­нальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демокра­тическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области культуры и спорта: Международ­ный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедера­ция Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарнос­ти: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Между­народный Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отно­шений играет Организация Объединенных Наций (ООН)1.

3. Роль Организации Объединенных Наций (ООН) в системе международных отно­шений

Организация Объединенных Наций стала практически первым в истории механизмом широкого многогранно­го взаимодействия различных государств в целях поддержания ми­ра и безопасности, содействия экономическому и социальному про­грессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 госу­дарств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не оста­ется вне поля зрения Организации Объединенных Наций. Число государств — членов ООН на 7 октября 2008 г. составляло 192 2 .

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним отно­сятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами куль­туры и науки);

— МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные организации имеют боль­ше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения. Огромным влиянием на мировой арене пользуются: международные монополии или транспортные корпорации (ТНК); религиозные организации; люди.

4. Внешняя политика, её цели и задачи

Международные отношения как систему нельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика».В конеч­ном итоге международные отношения складываются, прежде все­го, из совокупности внешнеполитической деятельности госу­дарств, которые являются основными участниками международ­ных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций. Внешняя политика регулирует отношения данного государ­ства с другими государствами, обеспечивает реализацию его по­требностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие офи­циальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать опре­деленные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению постав­ленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими. К политическим средствам относится дип­ломатия. Дипломатия — это официальная деятельность государ­ства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций междуна­родного права и имеющих конституционно-правовой статус. Она осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двух­сторонних и многосторонних соглашений, дипломатической пере­писки, участия в работе международных организаций1.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для до­стижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное поло­жение на международной арене. Даже небольшие по территории го­сударства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономи­ка, которая базируется на передовых технологиях и способная рас­пространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенны­ми экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставле­ние инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении2.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенно­го. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за по­следние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протя­жении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Земле согласно со слова­ми Дж. Бернала, что «война — всегда преступление против челове­чества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губитель­ности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других то­чек зрения. Например, Гегель считал, что война — двигатель про­гресса. А по мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном обще­ствоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-преж­нему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.

К косвенным военным средствам относится:

- гонка вооруже­ний, включающая испытание новых видов оружия,

- учения,

-манев­ры,

-угроза применения силы.

Например, военные расходы всего ми­ра в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов ору­жия массового поражения.

К военным средствам внешней политики следует отнести:

- разведку

- шпионаж.

Сегодня здесь применяются новейшие дости­жения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия полу­чил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себявесь арсенал со­временных средств массовой информации, пропаганды и агита­ции, которые используются для укрепления авторитета государст­ва на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Час­то пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения1.

Наши рекомендации