Иммунитет от юрисдикции

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уго­ловной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:

• вещных исков, относящихся к частному недвижимому
имуществу, находящемуся на территории государства пре­
бывания, если только он не владеет им от имени аккреди­
тующего государства для целей представительства;

• исков, касающихся наследования, в отношении ко­
торых дипломатический агент выступает в качестве испол­
нителя завещания, попечителя над наследственным иму­
ществом, наследника или отказополучателя как частное лицо,
а не от имени аккредитующего государства;

• исков, относящихся к любой профессиональной или
коммерческой деятельности, осуществляемой дипломати­
ческим агентом в государстве пребывания за пределами
своих официальных функций.

Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.

Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента,'за исключением те вышеупомянутых случаев и иначе, как при условии, что со­ответствующие меры могут приниматься без нарушения не­прикосновенности его личности или его резиденции.

Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдик­ции аккредитующего государства.

От иммунитета от юрисдикции дипломатических аген­тов и лиц, пользующихся иммунитетом, может отказаться аккредитующее государство. Отказ должен быть всегда опре­деленно выраженным.

Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.

63.Консульские учреждения.

Наряду с дипломатическими отношениями государст­ва поддерживают друг с другом и консульские отноше­ния, для чего обмениваются консульскими представитель­ствами, создаваемыми по соглашению между государства­ми. Консульские отношения могут быть установлены и между государствами, не поддерживающими дипломати­ческих отношений. Число консульских представительств, учреждаемых одним государством на территории другого, определяется соглашением государств, устанавливающих консульские отношения.

Консулы в отличие от дипломатических представите­лей не являются полномочными представителями своего государства в государстве пребывания. Они представляют государства лишь по определенному кругу вопросов и толь­ко в своем консульском округе.

1) Консульское представительство выполняет согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1961 г. сле­дующие функции: охрана и защита интересов своего государства, его граж­
дан и юридических лиц;

2) поощрение торговли и содействие развитию экономи­
ческих, культурных и научных связей между государствами;

3) выполнение административных и нотариальных функ­
ций в отношении граждан представляемого государства;

4) выполнение обязанностей в отношении судов мор­
ского и воздушного флотов своей страны и их экипажей;

5) наблюдение за экономической, правовой и полити­
ческой жизнью своего округа и предоставление информа­
ции по этим вопросам ведомству иностранных дел своего
государства.

64.Понятие, принципы и источники международного экономического права.

Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государст­вами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалась свобода торговых отношений. Так, Гуго Греции (XVII в.) указывал, что «никто не вправе пре­пятствовать взаимным торговым отношениям любого на­рода с любым другим народом». Именно принцип свободы торговли становится основополагающим для международ­ного экономического права.

В XVII в. появляются первые специальные международные торговые договоры. К XX в. сложились некоторые специаль­ные принципы, институты и международно-правовые док­трины, относящиеся к регулированию экономических взаи­моотношений государств: «равных возможностей», «капиту­ляций», «открытых дверей», «консульской юрисдикции», «приобретенных прав», «наиболее благоприятствуемой на­ции», «национального режима», «недискриминации» и др. В них нашли отражение противоречия между интересами сво­боды торговли и стремлением к монополизации внешних рынков или к протекционистскому ограждению собствен­ного рынка.

Появление новых форм международного экономическо­го и научно-технического сотрудничества в ХГХ-ХХ вв. обу­словило появление новых видов договоров (соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопросам транс­порта, связи, промышленной собственности и др.), а также создание многочисленных международных экономических и научно-технических организаций. Особенно бурно этот про­цесс развивался после окончания Второй мировой войны.

В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического характера Во второй половине XX в. в Европе возникают особые экономические интеграционные международные органи­зации — Европейские сообщества и Совет экономической взаимопомощи. В 1947 г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное согла­шение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базе которого об­разовалась Всемирная торговая организация.

Международное экономическое право (МЭП) можно опре­делить как отрасль международного публичного права, ко­торая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государст­вами и другими субъектами международного права.

Предметом МЭП являются международные экономиче­ские многосторонние и двусторонние отношения между го­сударствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торго­вые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансо-вой, транспорта, связи, интеллектуальной собственности и т.п.

Существуют следующие основные концепции МЭП:

• МЭП — отрасль международного публичного права,
и ее предметом являются экономические отношения субъ­
ектов международного права;

• согласно господствующей в настоящее время концеп­
ции источником норм МЭП является как международное,
так и внутригосударственное право, а МЭП распространяет
свое действие на все субъекты права, участвующие в коммер­
ческих отношениях, выходящих за пределы одного государства.
Эта концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теория­
ми транснационального права, направленными на то, чтобы
уравнять в качестве субъектов международного права государст­
ва и так называемые транснациональные корпорации;

• концепция международного права развития делает
акцент на особых правах развития наиболее бедных стран.

В отечественной науке В.М. Корецкий еще в 1928 г. вы­двинул теорию международного хозяйственного права как межотраслевого права, включающего регулирование ме­ждународно-правовых (публичных) и гражданско-правовых отношений. И.С. Перетерский в 1946 г. выступил с идеей ме­ждународного имущественного права как отрасли междуна­родного публичного права. По пути развития этой идеи ве­лись дальнейшие разработки многих отечественных ученых.

Источники МЭП те же, что и вообще в международном публичном праве. Для МЭП является характерным обилие рекомендательных норм, имеющих в качестве своего источника решения международных организаций и конференций. Они не только «рекомендуют», но и определяют правомер­ность тех или иных действий субъектов. Например, Конфе­ренция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла извест­ные Женевские принципы, в которых, в частности, содер­жалась рекомендация о предоставлении развивающимся стра­нам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с та­моженного тарифа). Такие льготы были бы неправомерными при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

В современном мире центр тяжести постепенно смеща­ется в сторону многостороннего экономического сотрудни­чества. С точки зрения выработки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Имен­но многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.

Среди международных договоров, регулирующих дву­сторонние экономические отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономиче­ского сотрудничества, по содействию заключению ком­мерческих сделок и т. п.

Но наиболее существенное значение для формирова­ния норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.

К ним относятся торговые договоры, которые могут име­новаться также договорами о торговле и мореплавании и т. п. Главное в них — закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отноше­ниях государств и их физических и юридических лиц. Это может быть режим наибольшего благоприятствования, на­циональный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.

С торговлей и другими видами экономического сотруд­ничества тесно связано их валютно-платежное и финансо­вое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практи­ка объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в опреде­ленных национальных свободно конвертируемых, ограни­ченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

Международные товарные соглашения регулируют об­мен сырьевыми товарами на многостороннем уровне.

В клиринговых соглашениях предусматривается взаим­ный зачет поступлений и расходов во встречных торго­вых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими не­конвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде — предоставление одним государством другому зай­ма в денежной, товарной или смешанной форме с обяза­тельством погашения займа.

Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям, используются так называемые соглашения о товарообороте, иначе говоря, о взаимных поставках товаров. В таких согла­шениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также ор­ганизациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основопола­гающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономиче­ском порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этихдо-кументах провозглашаются недискриминационные, взаимо­выгодные основы экономического сотрудничества.

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).

Постановления ряда региональных экономических уч­реждений, прежде всего Европейских сообществ, могут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юриди­ческую силу.

Решения межгосударственных экономических конференций рассматриваются как особая разновидность многостороннихдоговоров и соответственно могут обладать и рекоменда­тельной, и обязательной юридической силой. Существенное значение для формирования международного экономиче­ского права имеют содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. принципы, определяющие международные торговые отно­шения и торговую политику, способствующие развитию; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и тех­ники и окружающей среды» Заключительного акта Сове­щания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также раздел «Экономическое сотрудничество» Париж­ской хартии для новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 г.

Наши рекомендации