Иммунитет от юрисдикции
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
• вещных исков, относящихся к частному недвижимому
имуществу, находящемуся на территории государства пре
бывания, если только он не владеет им от имени аккреди
тующего государства для целей представительства;
• исков, касающихся наследования, в отношении ко
торых дипломатический агент выступает в качестве испол
нителя завещания, попечителя над наследственным иму
ществом, наследника или отказополучателя как частное лицо,
а не от имени аккредитующего государства;
• исков, относящихся к любой профессиональной или
коммерческой деятельности, осуществляемой дипломати
ческим агентом в государстве пребывания за пределами
своих официальных функций.
Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля.
Никакие исполнительные меры не могут приниматься в отношении дипломатического агента,'за исключением те вышеупомянутых случаев и иначе, как при условии, что соответствующие меры могут приниматься без нарушения неприкосновенности его личности или его резиденции.
Иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.
От иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом, может отказаться аккредитующее государство. Отказ должен быть всегда определенно выраженным.
Возбуждение дела дипломатическим агентом или лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего требуется особый отказ.
63.Консульские учреждения.
Наряду с дипломатическими отношениями государства поддерживают друг с другом и консульские отношения, для чего обмениваются консульскими представительствами, создаваемыми по соглашению между государствами. Консульские отношения могут быть установлены и между государствами, не поддерживающими дипломатических отношений. Число консульских представительств, учреждаемых одним государством на территории другого, определяется соглашением государств, устанавливающих консульские отношения.
Консулы в отличие от дипломатических представителей не являются полномочными представителями своего государства в государстве пребывания. Они представляют государства лишь по определенному кругу вопросов и только в своем консульском округе.
1) Консульское представительство выполняет согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1961 г. следующие функции: охрана и защита интересов своего государства, его граж
дан и юридических лиц;
2) поощрение торговли и содействие развитию экономи
ческих, культурных и научных связей между государствами;
3) выполнение административных и нотариальных функ
ций в отношении граждан представляемого государства;
4) выполнение обязанностей в отношении судов мор
ского и воздушного флотов своей страны и их экипажей;
5) наблюдение за экономической, правовой и полити
ческой жизнью своего округа и предоставление информа
ции по этим вопросам ведомству иностранных дел своего
государства.
64.Понятие, принципы и источники международного экономического права.
Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов международных договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалась свобода торговых отношений. Так, Гуго Греции (XVII в.) указывал, что «никто не вправе препятствовать взаимным торговым отношениям любого народа с любым другим народом». Именно принцип свободы торговли становится основополагающим для международного экономического права.
В XVII в. появляются первые специальные международные торговые договоры. К XX в. сложились некоторые специальные принципы, институты и международно-правовые доктрины, относящиеся к регулированию экономических взаимоотношений государств: «равных возможностей», «капитуляций», «открытых дверей», «консульской юрисдикции», «приобретенных прав», «наиболее благоприятствуемой нации», «национального режима», «недискриминации» и др. В них нашли отражение противоречия между интересами свободы торговли и стремлением к монополизации внешних рынков или к протекционистскому ограждению собственного рынка.
Появление новых форм международного экономического и научно-технического сотрудничества в ХГХ-ХХ вв. обусловило появление новых видов договоров (соглашения о товарообороте и платежах, клиринговые, по вопросам транспорта, связи, промышленной собственности и др.), а также создание многочисленных международных экономических и научно-технических организаций. Особенно бурно этот процесс развивался после окончания Второй мировой войны.
В Уставе ООН в качестве одной из целей указывается осуществление международного сотрудничества в решении международных проблем экономического характера Во второй половине XX в. в Европе возникают особые экономические интеграционные международные организации — Европейские сообщества и Совет экономической взаимопомощи. В 1947 г. был заключен первый в истории многосторонний торговый договор - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалась Всемирная торговая организация.
Международное экономическое право (МЭП) можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права.
Предметом МЭП являются международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансо-вой, транспорта, связи, интеллектуальной собственности и т.п.
Существуют следующие основные концепции МЭП:
• МЭП — отрасль международного публичного права,
и ее предметом являются экономические отношения субъ
ектов международного права;
• согласно господствующей в настоящее время концеп
ции источником норм МЭП является как международное,
так и внутригосударственное право, а МЭП распространяет
свое действие на все субъекты права, участвующие в коммер
ческих отношениях, выходящих за пределы одного государства.
Эта концепция смыкается и с выдвигаемыми на Западе теория
ми транснационального права, направленными на то, чтобы
уравнять в качестве субъектов международного права государст
ва и так называемые транснациональные корпорации;
• концепция международного права развития делает
акцент на особых правах развития наиболее бедных стран.
В отечественной науке В.М. Корецкий еще в 1928 г. выдвинул теорию международного хозяйственного права как межотраслевого права, включающего регулирование международно-правовых (публичных) и гражданско-правовых отношений. И.С. Перетерский в 1946 г. выступил с идеей международного имущественного права как отрасли международного публичного права. По пути развития этой идеи велись дальнейшие разработки многих отечественных ученых.
Источники МЭП те же, что и вообще в международном публичном праве. Для МЭП является характерным обилие рекомендательных норм, имеющих в качестве своего источника решения международных организаций и конференций. Они не только «рекомендуют», но и определяют правомерность тех или иных действий субъектов. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерными при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.
В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.
Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.
Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения, следует выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т. п.
Но наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.
К ним относятся торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т. п. Главное в них — закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это может быть режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды.
С торговлей и другими видами экономического сотрудничества тесно связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.
Международные товарные соглашения регулируют обмен сырьевыми товарами на многостороннем уровне.
В клиринговых соглашениях предусматривается взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.
Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде — предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа.
Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям, используются так называемые соглашения о товарообороте, иначе говоря, о взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.
Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.
Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этихдо-кументах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.
Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях» (1984 г.) и «О международной экономической безопасности» (1985 г.).
Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских сообществ, могут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юридическую силу.
Решения межгосударственных экономических конференций рассматриваются как особая разновидность многостороннихдоговоров и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Существенное значение для формирования международного экономического права имеют содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 г. принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию; раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также раздел «Экономическое сотрудничество» Парижской хартии для новой Европы, принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 г.