Методы правового регулирования заработной платы
В Российской Федерации применяются два основных метода регулирования заработной платы: государственное нормирование и коллективно-договорное регулирование, которые дополняются индивидуально-договорным формированием оплаты труда работника при заключении трудового договора.
Государственное регулирование основывается на положениях Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), которая предусматривает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (ст. 23). Содержащиеся в Декларации принципы оплаты труда были закреплены в ст. 37 Конституции РФ, в ТК РФ и других нормативных актах.
В условиях рыночной экономики роль государства в регулировании оплаты труда существенно сужается. Выполняя функцию защиты интересов работников, государство прежде всего устанавливает государственные гарантии по оплате труда работников. Во-первых, это запрет на дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ). Реально государственные органы (Государственная Дума и Правительство РФ) устанавливают минимальный месячный размер оплаты труда, утверждают тарифно-квалификационные справочники, определяют правила оплаты труда при отклонениях от нормальных условий работы, размеры районных коэффициентов и северные надбавки, ограничивают основания и размеры удержаний из заработной платы, включая ограничения оплаты труда в натуральной форме, закрепляют порядок и сроки выплаты заработной платы, в том числе при ликвидации организации и при недостаточности денежных средств на счете работодателя (ст. 64 ГК РФ), в полном объеме регулируют заработную плату работников бюджетной сферы.
Во-вторых, государство обеспечивает защиту реальной заработной платы путем индексации номинальной заработной платы. Индексация— это регулярное повышение заработной платы в связи с ростом минимального потребительского бюджета. Она имеет целью полностью или частично возмещать рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, услуги и другие расходы работников (ст. 1 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан» от 24 октября 1991 г.). Следует отметить, что предусмотренный этим законом механизм индексации фактически не применялся. Вместо этого регулярно — один раз в квартал или в полгода — увеличивался размер минимальной оплаты труда, что служило ориентиром повышения оплаты труда всех категорий работников.
В-третьих, государственное воздействие на заработную плату осуществляется также путем введения определенных условий налогообложения. Прежде всего отметим, что с 1999 г. государство отказалось от прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц: все работники независимо от размера дохода (заработной платы) платят 13 проц. налога. Все налогоплательщики (бедные и богатые) поставлены в одинаковые условия. Хотя, по данным Федеральной налоговой службы, общая сумма собираемых налогов при этой ставке увеличилась, однако справедливость уравниловки обществом не признана.
Необходимо также учесть, что с 1 января 2001 г. действует единый социальный налог (ЕСН). ЕСН зачисляется в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды социального страхования РФ, обязательного медицинского страхования РФ) и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное страхование и медицинскую помощь.
Формально ЕСН относится к корпоративным налогам (его платят предприятия, а не граждане), но рассчитывается он по ставке 35,6 проц. от суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Высокая планка ЕСН приводит к двум негативным последствиям. Во-первых, уплата налога снижает темпы роста заработной платы работников. Во-вторых, высокий налог на заработную плату подталкивает работодателей к применению «серых», «теневых» форм оплаты труда. Правительство РФ признало критику справедливой и приняло решение о снижении ЕСН с 35,6 до 26 проц. Однако по политическим (а не экономическим) причинам реализация реформы ЕСН отложена на 2004 — 2005 гг.
Договорный метод регулирования заработной платы в условиях рыночной экономики становится преобладающим и применяется (реализуется) в соглашениях на всех уровнях социального партнерства (генеральное, региональное, отраслевое тарифное соглашения и коллективный договор).
Основную регулятивную нагрузку в сфере оплаты труда выполняют коллективные договоры. Согласно ст. 41 ТК РФ и ст. 13 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» организации и предприятия самостоятельно устанавливают системы, формы и размеры заработной платы. При этом минимальная тарифная ставка первого разряда определяется в повышенном размере (например, на предприятиях нефтегазовой отрасли она в 4—5 раз превышает государственный МРОТ).
В коллективном договоре предусматриваются тарифные ставки, тарифные сетки и системы должностных окладов для различных квалификационных категорий работников, надбавки, доплаты и другие формы материального стимулирования работников за счет собственных финансовых средств организации. Закрепляется механизм ежеквартального регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения производственных показателей. Например, в организациях ОАО «Газпром» по окончании каждого квартала размер минимальной тарифной ставки первого разряда увеличивают на величину фактического роста индекса потребительских цен.
В соответствии со ст. 149 ТК РФ в коллективном договоре устанавливаются конкретные размеры доплат за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также выплата межразрядной разницы при выполнении работ, тарифицированных ниже присвоенных работникам разрядов (ст. 150 ТК РФ).
К коллективному договору в качестве составной его части прилагаются положения: об оплате труда, о премировании, о выплате вознаграждения по итогам работы за год, о выплате за выслугу лет.
Индивидуально-договорное регулирование заработной платы в условиях рыночных отношений является основным. Заключая трудовой договор, стороны в непосредственных переговорах формируют цену рабочей силы в рамках законодательных и коллективно-договорных предписаний. На индивидуальном уровне определяются размер тарифной ставки (оклада), условия назначения и размер надбавок, доплат и премий, порядок их выплаты и другие условия оплаты труда.