Pest-анализ
Для исследования макросреды организации может использоваться метод PEST-анализа. Этот метод предполагает оценку состояния и влияния на организацию Политических (P), Экономических (E), Социальных (S) и Технологических (T) факторов.
Политические факторы:
смена правительства,
стабилизация политической ситуации в регионе, стране,
текущее законодательство на рынке,
будущие изменения в законодательстве,
европейское/международное законодательство,
регулирующие органы и нормы,
правительственная политика,
торговая политика,
государственное финансирование, гранты и инициативы,
группы лоббирования/давления рынка,
международные группы давления.
Экономические факторы:
экономическая ситуация и тенденции,
инвестиционный климат в отрасли,
заграничные экономические системы и тенденции,
общие проблемы налогообложения,
налогообложение, определенное для продукта / услуг,
изменение валового национального продукта;
рост или снижение темпов инфляции;
изменение стоимости кредитов;
падение уровня доходов населения и размера сбережений;
движение цен;
рост или сокращение уровня безработицы;
спад в некоторых отраслях промышленности;
изменения курсов валют;
специфика производства,
обменные курсы валют.
Социокультурные тенденции:
тенденции образа жизни,
демография,
мнения и отношение потребителей,
представления СМИ,
изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы,
бренд, репутация компании, имидж технологии,
модели поведения покупателей,
мода и образцы для подражания,
главные события и факторы влияния,
точки контакта покупателей,
этнические / религиозные факторы,
реклама и связи с общественностью.
Технологические инновации:
развитие конкурентных технологий,
финансирование исследований,
связанные / зависимые технологии,
замещающие технологии/решения,
зрелость технологий,
производственная емкость, уровень,
информация и коммуникации,
потребители, покупающие технологии,
законодательство по технологиям,
потенциал инноваций,
доступ к технологиям, лицензирование, патенты,
проблемы интеллектуальной собственности.
Технология использования методики PEST-анализа достаточно проста и состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Выделяют факторы, определяющие состояние макросреды компании.
Этап 2. Факторы выписывают в таблицу отдельно по каждой составляющей макросреды.
Этап 3. Факторы анализируют и определяют состояние каждого фактора и тенденцию его изменения.
Этап 4. Оценивают характер влияния факторов на деятельность компании (отрицательное или положительное).
Этап 5. Оценивают степень влияния факторов на деятельность компании по шкале от —5 (крайне отрицательное влияние) до +5 (крайне положительное влияние).
Этап 6. Определяют суммарное влияние на фирму всех факторов внешней среды с учетом характера их влияния.
Этап 7. Разрабатывают план ответных мер (возможных действий организации по ослаблению или предотвращению отрицательного воздействия на ее конкурентные позиции угроз и использованию открывающихся благоприятных возможностей).
Этап 8. Оценивают степень влияния на деятельность компании каждого из факторов при условии, что компания соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения (шкала от —5 до +5).
Этап 9. Определяют силу и направленность суммарного влияния на компанию факторов внешней среды при условии, что компания со- ответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения.
Этап 10. Определяют, не появились ли новые факторы макросреды, оказывающие влияние на деятельность компании, и возвращаются к: этапу 1.
PEST-анализ - полезный инструмент понимания рынка, позиции компании, потенциала и направление бизнеса. Для эффективности анализа все факторы принято совместно рассматривать в единстве.
Таблица 3