Влияние форм собственности на деятельность СМИ. Частные и государственные СМИ.
Деятельность частных и государственных СМИ достаточно различна.
Государственные СМИ целиком и полностью подвластны государству, и обязаны неукоснительно выполнять поставленные государством задачи, требования, прописанные в законе о СМИ.
В законе «О СМИ» четко прописаны правила для государственных СМИ, например:
Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок: вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации; поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции. Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Редакции государственных средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в эфир по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Президентом Российской Федерации, оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности. По части финансирования государственные телекомпании существенно уступают частным.
Частные СМИ имеют намного больше свободы в своей деятельности, они более разноплановы, самостоятельно выбирают ЦА на которую они работают, придумывают программы, свободно выбирают степень информативности канала СМК, или степень его развлекательности. Выбирают жанр и тематику. Но тем не менее, частные СМИ так же подвержены влиянию цензуры, закона «о СМИ», «о Рекламе» и т.д. Обязательства частных СМИ носят ограниченный характер. Сама суть свободы печати и радиотелевещания заключается в том, что пишущие журналисты, а также электронные СМИ не получают инструкций в отношении того, что они могут или не могут говорить и писать. Лучшей гарантией того, что весь спектр политических идей будет донесен до общественности свободно и с достаточной точностью, считается возможность беспрепятственной работы СМИ. Однако это не означает, что частные СМИ не имеют вообще никаких обязательств. Профессиональные нормы журналистской деятельности требуют точного и сбалансированного освещения событий, а также четкого разграничения фактов и комментариев.
Радио и телевещательные станции часто получают свои лицензии от какого-либо государственного органа. Как правило, эти лицензии содержат условия относительно возможности поддерживать ту или иную политическую партию, того, какого характера новости им разрешено передавать, а также другие условия, касающиеся, например, обязательств по передаче бесплатных объявлений общественного характера.
Подобным же образом любые законы или правила более общего характера, относящиеся к освещению событий СМИ, вероятно, в равной степени будут применяться как к некоммерческим, так и к частным СМИ. Например, положения, связанные с периодом моратория на освещение избирательной кампании перед самим голосованием или освещение результатов какого-либо опроса общественного мнения. Аналогично этому правовые положения более общего характера, такие, как закон о дискредитации и оскорблении личности, в равной степени будут применимы как к некоммерческим, так и к частным СМИ.
История частных телекомпаний берет начало с 1991 года, когда они стали активно развиваться в регионах и лишь затем объединяться в федеральные телесети (REN TV, ТВ-6, СТС, ТНТ), после чего вступили в конкуренцию с центральными государственными каналами. Частные телеканалы не могут вступить в полноценную конкуренцию с государственными из-за отсутствия технической возможности устойчивого приема на территории РФ одновременно всех программ вещания.
В радиосегменте медийного рынка раздел между государственным и частным вещанием по существу обеспечивает сам способ вещания. В руках государства осталась вся кабельная сеть вещания. Частные компании приступили к активному развитию беспроводной сети, использующей преимущественно FM-диапазон. Быстрое распространение по всей стране частных коммерческих радиостанций началось с 1990 года. Об их количестве можно судить по числу лицензий на право радиовещания — более 1 000 уже в 2002 году. Они, в отличие от государственного радио, сосредотачиваются не на информационно-познавательном, а на музыкально-развлекательном вещании. В крупных городах России, частные радиостанции значительно опережают государственные в численном отношении. Частное ТВ, имеет больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений.