Муниципальная служба в РФ: понятие, принципы, правовые основы
Конституция РФ,
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путём заключения трудового договора (контракт).
Принципы муниципальной службы:
1. К принципам функционирования муниципальной службы или деятельности муниципальных служащих относятся следующие:
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. В Конституции РФ (ст. 2) установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности.
Профессионализм муниципального служащего предполагает как знание (полученное в результате обучения в образовательном учреждении) общей характеристики определенной сферы, в управлении которой он принимает участие, так и особенностей этой сферы, ее специальных функций и задач.
Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Под ответственностью понимается мера воздействия на нарушителя.
Принцип правовой и социальной защищенности муниципальных служащих. Правовая защищенность выражается в том, что муниципальный служащий не может быть произвольно привлечен к ответственности или уволен с муниципальной службы. Для перевода муниципального служащего на другую должность муниципальной службы необходимо получить его согласие (кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством). Правовая защищенность также заключается в том, что никто не вправе заставить муниципального служащего исполнять незаконные приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. Социальная защищенность муниципальных служащих в первую очередь неразрывно связана с обеспечением статуса данной категории граждан. Муниципальному служащему в муниципальном образовании должны быть созданы такие социальные условия труда, при которых он никогда не должен отстраняться от надлежащего исполнения своих обязанностей.
Принцип стабильности муниципальной службы устанавливает способность муниципальной службы решать поставленные задачи, выполнять возложенные функции одной и той же структурой, штатной численностью муниципального образования.
Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих устанавливает право населения составить представление о работе муниципальных служащих, их компетенции, позволяющие обратиться к тому служащему, который выполняет нужную функцию.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами является формой реализации ст. 3 Конституции РФ, которая устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Муниципальные служащие для решения конкретных вопросов местного самоуправления могут создавать советы жителей. Это право целесообразно конкретизировать в уставе муниципального образования.
2. Принципами организации муниципальной службы, т.е. формирования структур и подразделений органов местного самоуправления, подбора и расстановки кадров муниципальных служащих, являются следующие.
Принцип равного доступа граждан и равных условий прохождения муниципальной службы.
Принцип единства основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы.
Принцип внепартийности муниципальной службы
Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих.
Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это установлено Конституцией РФ, уточнено в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», а также в законах субъектов РФ.
Принцип обязательности для муниципального служащего правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления
Принцип гласности в осуществлении муниципальной службы