История информационного телевещания.

Год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам.

В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое.

В 1888-1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.

В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения.

На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов. В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году.

С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м.

Апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями.

Реальное массовое производство электронных телевизоров началось в 1950-м году, это был телевизор марки "КВН-49" (по первым буквам фамилий конструкторов - Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали.

В 1950-м году телевидение имели три страны мира - СССР, США, Англия. К 1960-му - телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира.

Во 2-й половине 50-х годов в СССР началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 50-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 60-е годы, с совершенствованием технических средств для наземной трансляции, начала расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой. Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция.

Другой технической проблемой, которая решалась по мере развития ТВ, была фиксация телевизионного изображения. Уже в 50-х годах в большинстве стран, где существовало телевидение, пришли к выводу о неудобствах использования в телевидении киносъемки. Выход был найден американской фирмой "Ампекс", основанной российским эмигрантом Анатолием Михайловичем Пексиным, предложившей аппаратуру и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку. Это было ни что иное, как видеомагнитная запись (ВМЗ).

В процессе творческого становления телевидения и тележурналистики необходимо отметить дату 1 января 1968 года, когда в эфир вышел первый выпуск информационной программы "Время". Определенный всплеск произошел во второй половине 80-х, в период перестройки: на этот период приходится эйфория прямого эфира (прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР, публицистические передачи в прямом эфире - "Взгляд", "12-й этаж").

С 1991 года начинает свой отсчет история телевидения новых независимых государств, образовавшихся на территории СССР. 90-е годы отмечены еще одним фактом: практически все теоретики телевидения сходятся во мнении о том, что безраздельному господству эфирного телевидения приходит конец. К концу десятилетия окончательно сформировалась группа новейших технологий телекоммуникации: кабельное вещание, непосредственное спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет. Кроме того, формируется группа потенциально перспективных "мегаканальных" технологий:цифровое ТВ, волоконно-оптические системы по 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и ТВ и т.д.

Важнейшей тенденцией конца тысячелетия стал глобальный кризис государственного телевидения. Централизованные формы вещания во всем мире уходят в прошлое, происходит регионализация телевещания - во-первых, перспективными становятся интерактивные (двусторонние) телевизионные технологии - во-вторых. Впрочем, это перспективы на 21-й век, в ближайшие же десятилетия классическое эфирное телевидение лишь дополняется новейшими телевизионными технологиями, одновременно стимулируя их развитие.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

1895 — Изобретение радио и кино.

— Запатентован диск П. Нипкова.

1907 — Опыты Б.Л. Розинга с катодной трубкой в Петербурге.

— О.А. Адамян патентует двухцветное ТВ.

1911 — Б.Л. Розинг демонстрирует опыты с передачей изображения.

1926 — В Лондоне Дж. Берд проводит публичную демонстрацию механического ТВ.

1928-1933 — Бум малострочного ТВ в Европе и США.

1931 — В.К. Зворыкин в США и СИ. Катаев в СССР независимо друг от друга создают передающее телеустройство типа иконоскоп. Распространение во всем мире получило изобретение Зворыкина.

— Открытие малострочного немого телевещания в Москве.

1935 — Начало экспериментальных передач электронного ТВ в Германии и во Франции.

1936 — Би-би-си (ВВС) открывает регулярное телевещание в Англии.

— Трансляция Олимпийских игр по берлинскому ТВ.

— Начало регулярных телепередач в СССР и США.

— Создание телесети Эн-би-си в США. 1948 - Создание телесети Си-би-эс.

1951 — Вышли в эфир первые общенациональные новости Си-би-эс (CBS) в США.

1953 — Сформирована телесеть Эй-би-си (АВС) (США).

— В США утверждены стандарты цветного вещания Эн-ти-эс-си.

— В Германии начались телепередачи по первой программе (АРД).

— Выход в эфир ТВ Эн-эйч-кей и коммерческого вещания в Японии.

— Московские телепередачи становятся ежедневными.

— Открытие второй московской программы.

— В новостях Си-би-эс (США) впервые использован студийный видеомагнитофон «ампекс».

— Открытие пекинской телестудии.

— Открытие телестудии в Дели.

— Ленинград начинает транслировать московскую программу.

— Отмена абонентной платы за пользование телевизорами в СССР.

— Начало передач Второй телепрограммы (ЦДФ) в ФРГ.

1963 — В США опросы впервые регистрируют превращение ТВ в главное средство массовой информации.

1964 — Выход в эфир программы Би-би-си-2 в Англии.

— Создана вторая французская телепрограмма.

1965 — Американский спутник «Эрли берд» используется для международной телесвязи.

— В СССР начинает вещание третья (учебная) программа.

1967 — Открытие телецентра в Останкине, начало цветных передач.

— Завершение перехода на цветные передачи в США и открытие цветного вещания в странах Западной Европы.

1968 — Государственное ТВ Франции начинает показывать коммерческую рекламу.

— В СССР впервые вышла в эфир информационная программа «Время».

1969 — Создание культурно-просветительной сети (Пи-би-эс) в США.

1975 — Начало кабельно-спутникового вещания. Одна из кабельных компаний США («Хоум бокс оффис») первой использует спутник.

1976 — В США продан первый домашний видеомагнитофон.

— Выход в эфир коммерческого телевидения в Италии.
1980 — Создание телекомпании Си-эн-эн в США.

1982 — В Англии начинает работать коммерческий «Канал-4».

— Открытие вещания первого европейского спутникового канала «Сэтеллайт телевижн» (позднее «Скай» Р. Мердока). 1984 - Создание платного «Канала-плюс» во Франции и спутниковой программы ТВ-5.

— «Сат-1» и начало коммерческого вещания в ФРГ.

— Во Франции открывают вещание коммерческие сети Пятая и М-6.

— В США Р. Мердок приступает к формированию четвертой коммерческой сети «Фокс».

— Программы «До и после полуночи» и «Взгляд» открывают телевизионную перестройку в СССР.

— На мировом рынке появляются первые цифровые видеомагнитофоны.

— Приватизирована Первая программа французского ТВ.

— По советскому ТВ прошла первая зарубежная реклама.

— Первый год европейского прямого спутникового вещания, НТВ.

— Европейское соглашение о телевидении без границ.

— Создание французского телевизионного иновещания («Канал Франс интернасьональ»).

1990 — В СССР упразднен Главлит (цензура).

— Открытие экспериментальной спутниковой программы ТВЧ — телевидения высокой четкости в Японии.

1991 — В СССР принят закон «О средствах массовой информации».

— Начал вещание телеканал «Россия».

— Вышла в эфир Всемирная телеслужба Би-би-си.

1992 — В России вводится лицензирование телекомпаний.

— Создание франко-германского культурного телеканала «Артэ».

— «Немецкая волна» начинает телепередачи для зарубежной аудитории.

1993 — Открытие вещания ТВ-6 и НТВ в России.

— Из Лиона начал передачи спутниковый канал «Евроновости».

1994 — Объединение кабельных студий Москвы в канал «Столица».

1995 — Создание «Общественного российского телевидения» (первый канал).

— Принят закон РФ «О рекламе».

1996 — РенТВ и СТС начинают освоение дециметрового диапазона в России.

— Созданы первые тематические спутниковые «каналы «НТВ-плюс».

— «Закон о коммуникациях» вводит в США индексацию экранного насилия (ви-чипы).

1997 — Реорганизация третьего канала в ТВ Центр и открытие канала «Культура».

— Создан холдинг «Медиа-мост»».

— Образован «Канал-5» в Англии.

1998 — Объединение в холдинг российских государственных электронных СМИ.

— Финансовый кризис наносит удар по российской телерекламе.

— Начало цифрового эфирного вещания в Англии и США. 1999 - Созданы первые цифровые каналы «НТВ-плюс».

2000 — Крупнейшее слияние в медиабизнесе США («Тайм Уорнер» и «Америка он лайн») закрепляет союз телевидения с компьютерными технологиями.

— Принятие Доктрины информационной безопасности и борьба власти с медиаолигархами в России.

Билет № 7

1. Традиционные и новые СМИ. Их типология, классификация, характеристика. Электронные СМИ. Их характеристика и роль в системе средств массовой информации.

2. Творческая и репродуктивная деятельность в журналистике. Содержание понятий и различия. Содержание термина «мастерство». Насколько применимо это понятие к деятельности журналиста?

Наши рекомендации