Вопрос 34. Депрессивные регионы

Объектами особого внимания со стороны государства являются проблемные регионы, которые выделяются в зависимости от уровня развития, глубины кризисных процессов, значения в решении обще­государственных социально-экономических задач. Основными типами проблемных регионов в современной ситуации являются: отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

Сохраняют свою остроту вопросы подтягивания отстающих в эко­номическом отношении регионов, характеризующихся чрезмерно низкими душевыми доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалами. На усиление экономической базы отстающих регионов требуются значительное время и активная поддержка госу­дарства, прежде всего в вопросах привлечения сюда инвестиций и создания новых рабочих мест, в том числе и за счет средств феде­рального бюджета. Населению этих регионов оказывается социальная помощь из фонда финансовой поддержки субъектов Российской Феде­рации.

Депрессивные районы — территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структур­ного кризиса устойчивым снижением производства и реальных дохо­дов населения и растущей безработицей. К этой категории террито­рий следует относить не только субъекты Федерации, но и конкрет­ные части областей, краев или республик в составе России, что позволяет оказывать целевую помощь депрессивным местностям, не распространяя ее на развитые центры субъектов Федерации. Предусматривается разработка специальной Федеральной программы по депрессивным районам с тем, чтобы предусмотреть в бюджетах на 1997—1998 гг. выделение необходимых средств для ее финансиро­вания.

Основной формой поддержки депрессивных регионов является концентрация уже предусмотренных нормативно-законодательными актами методов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, со­действия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров и т.д. В связи с этим предусмотрено:

- обеспечить для предприятий депрессивных регионов перво­очередное рассмотрение заявок на получение средств, выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства, разработать механизм оказания им технической помощи при подго­товке таких заявок;

- пересмотреть порядок рассмотрения заявок на получение государственных кредитов (в том числе конверсионных) предприятиями депрессивных регионов;

- предоставлять предприятиям депрессивных регионов налоговый кредит в первоочередном порядке (в случаях его отмены — сохра­нить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрес­сивных регионов);

Обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития произ­водственной инфраструктуры:

- создать условия для дополнительного привлечения средств фондов занятости, используемых для переподготовки кадров, финан­сирования общественных работ и т.п., в депрессивные регионы;

- предоставлять высвобождаемым работникам промышленных пред­приятий целевые кредиты на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков).

Проблемы кризисных регионов, отличающихся экстремальным характером экономических, социально-политических и экоприродных процессов (остановка подавляющей части промышленных предприятий, межэтнические конфликты, последствия природных катаклизмов), будут решаться с помощью федеральных целевых программ. На кри­зисные регионы будут распространяться меры, предпринимаемые в отношении депрессивных регионов.

Народное хозяйство России не может нормально развиваться без природных ресурсов Крайнего Севера. Сохраняется приоритетное значение государственной поддержки топливно-энергетического и горнопромышленного комплексов. Будут решаться проблемы структурной перестройки промышленности Севера в направлении ликвидации непрофильных, убыточных и экологически "грязных" предприятий, развития транспортной инфраструктуры, включая совершенствование трансарктической навигации.

Особое геополитическое положение Дальнего Востока и Калинин­градской области предопределяет необходимость принятия специаль­ных целевых федеральных программ социально-экономичес-кого разви­тия этих регионов, укрепления их транспортных связей с централь­ной Россией, усиления их роли во внешнеэкономических отношениях.

Требуют внимания регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Новое приграничье России глубоко интегрировано с сопредель­ными зарубежными территориями в экономическом, культурно-этниче­ском и демографическом плане. Поэтому посредством правовых и экономических инструментов будет поощряться стремление пригра­ничных районов к всеобъемлющему сотрудничеству с соседними обла­стями Казахстана, Украины, Беларуси, других республик бывшего СССР. Учитывая прогресс в вопросах создания общего экономического пространства СНГ, намечается подготовить на межгосударственной основе предложения по нормативно-договорному оформлению пригра­ничного сотрудничества по вопросам координации и регулирования транспортных, торговых, медицинских, культурных, информационных и других связей с прилегающими зарубежными регионами, совместного решения экологических проблем, правоохранительной деятельности и др.

В предстоящий период будет законодательно определен статус проблемных регионов разного типа.

Наши рекомендации