Вопрос : Туристские макрорегионы и регионы мира.

За последние 25—30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания и как популярная форма организации отдыха.

Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и события, которые привлекают людей с самыми разными потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными географическими районами и объектами.

Термин «География туризма» зародился в США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10—15 лет научные статьи появились во Франции, Англии и Японии. В послевоенные годы улучшение в экономике подхлестывало ученых развитых стран проводить исследования по географическим аспектам туристской деятельности.

В Советском Союзе основы географии туризма начали формироваться в середине 60-х годов прошлого столетия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической жизни: быстрый рост потребностей населения в рекреационной деятельности способствовал осознанию того, что удовлетворение этих потребностей станет важнейшим фактором развития общества.

Поэтому индустрия отдыха бурно развивалась За рубежом научное направление географии туризма в 60-х годах базировалось на теоретических и методологических основах экономической географии и изучало проблемы влияния на хозяйственную структуру, занятости населения, транспортных потоков. В 70-х годах рекреационно-туристская проблематика исследовалась уже в рамках социальной географии

2 вопрос : Географические факторы туризма и методы их изучения.

Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными географическими районами и объектами. Поэтому географический фактор в туризме играет ключевую роль. Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы.

К физико-географическим факторам относятся характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т. д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи. Чем богаче разнообразные природные ресурсы в каком-то регионе, тем больше у него возможностей для привлечения туристов. Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма двояко. С одной стороны они выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во

втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных

технологий.

К экономико-географическим факторам, прежде всего, относятся; выгодность экономико-географического положения (относительно туристских рынков, транзитные возможности); уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов; наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т. д.; уровень развития

внешних и внутренних транспортных связей данного района.

Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны.

С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают

музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним — мощный рычаг для развития туризма.

Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами решений до

поездки. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки

зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т.д. Рекреационно-географическое пространство характеризуется многомерностью и системностью. Его основной

системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогичес-

ких знаний, уточняются методологические и теоретические принципы рекреации, что воздействует на распространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.

Ныне рекреационная география ориентируется не на ТРС, а на более широкий предмет. Это фундаментальная географическая дисциплина. Говоря о месте рекреационной географии в системе географических наук, необходимо знать, что эта система очень динамична.Эта система может быть представлена следующим

образом .

Название блока дисциплин Название дисциплин
Общественные (гуманитарные) Экономическая география, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география
Естественные географические Физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и т. д.
Теоретические и методологические географические   Теоретическая география, метагеография, картография, топография

Вопрос : Туристские макрорегионы и регионы мира.

Процесс расчленения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков (например, по благоприятности природно-климатических условий для туризма) и

выделяются туристские районы, которые отличаются друг от друга по набору и степени выраженности признаков. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет 6 крупных туристских макрорегионов мира

1. Европа

2. Америка

3. Азиатско-Тихоокеанский

4. Африка

5. Ближний и Средний Восток

6. Южная Азия

К Европейскому макрорегиону относятся страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной

Европы, включая Восточное Средиземноморье (Израиль, Кипр, Турция).Американский макрорегион — это страны Северной, Южной и Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна. Азиатско-Тихоокеанский макрорегион включает в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию.

В Африканский макрорегион входят государства африканского континента, за исключением Египта и Ливии.

Южно-Азиатский макрорегион включает в себя все страны Южной Азии (Индия, Непал, Пакистан, Шри Ланка и другие). И, наконец, Ближневосточный макрорегион — это страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.

Вопрос : Характеристика

Вопрос : Характеристика

Американский туристский макрорегион расположен в западном

полушарии. Он состоит из 2-х крупных туристских ре-

гионов — Северной Америки и Центрально-Южноаме-

риканского. К Северо-Американскому регаону относятся

территории США, Канады, Мексики, Датского острова

Гренландия. Площадь 23,5 млн км.На севере омывает-

ся водами Северо-Ледовитого, на западе — Тихого, на

востоке — Атлантического океанов, на юге граничит с

Центральной Америкой и Карибским бассейном. Охва-

тывает климатические зоны от арктического пояса (на

севере) до тропического (Мексика, юг США). Рельеф в

большей часта состоит из равнин и невысоких гор, хотя

горные цепи высоких Кордильер протягиваются на не-

сколько тысяч километров с севера на юг (высшая точ-

ка — г. Мак-Кинли — 6193 м). Растительность включает в себя хвойные и широколиственные леса, В штатах

Флорида и Калифорния, в Мексике растут пальмы и

фикусы.

На Аляске, севере Канады, юге Гренландии встре-

чается и редкая хвойная растительность.

Америка богата внутренними водами — речной сис-

темой, озерами, искусственными водохранилищами.

Река Миссисипи с притоком Миссури — одна из самых

протяженных рек на Земле (6420 км).

Огромную водную систему образуют Великие озера,

три из которых (Верхнее, Гурон, Мичиган) входят в число

наиболее крупных в мире. Река Святого Лаврентия со-

единяет их с Атлантическим океаном. Река Ниагара «про-

пилила» холмистую возвышенность и соединила озера

Эри и Онтарио. Срываясь с уступа, она образует систе-

му всемирно известного Ниагарского водопада. Корот-

кие и стремительные реки текут на запад, в Тихий оке-

ан. Наиболее крупные из них — Колумбия и Колорадо.

На р.Колорадо, прорезав горные хребты, находится зна-

менитый Большой каньон протяженностью 320 км. Это

огромная долина имеет отвесные ступенчатые склоны,

сложенные породами разного возраста и окраски.

Население Северной Америки составило в 2000 г.

более 413 млн человек. Весьма пестрый расовый и на-

циональный состав. В США 83% — это белые, 12% —

африканцев и 4% — лица азиатского происхождения. В

Канаде проживает 40% англо-канадцев, 27% — франко-

канадцев, а около 1/3 — других этнических групп, ис-

пано-индейские метисы — 55%.

К католикам себя относят 30% населения. Эта вера

же доминирует в Мексике (90%).

Неоднороден среди этих 3-х государств уровень жиз-

ни — показатель, оценивающий уровень материального

благополучия. Канада занимает по этому показателю 3

место, США — 6-е, а Мексика только на 51-м. США по

объему ВНП находится на 1 месте в мире — 10,3 трлн

долларов, Мексика — на 10-м (0,9 трлн долларов), Ка-

нада — на 11-м (0,9 трлн долларов) Регион Центральной и Южной Америки площадью

19,14 млн км

расположен к югу от границы Мексики

до крайней точки материка — мыса Горн. На востоке

регион омывается водами Атлантики, на западе — вода-

ми Тихого океана. На территории региона находятся 48

государств разного политического устройства и различ-

ного уровня социально-экономического развития.

В меридиональном направлении через всю Южную

Америку протянулся один из самых протяженных гор-

ных поясов в мире — Кордильеры (высшая точка г. Акон-

кагуа — 6960 м над у.м.). Остальная площадь — это плос-

когорья и равнины, среди которых выделяется самая

крупная на Земле Амазонская низменность.

Климат на континенте от тропического до сурового

субарктического (южные острова Антарктики). Южная

Америка — самый влажный материк на Земле. Именно

поэтому здесь находится самый большой речной бас-

сейн Амазонка (площадь бассейна 7 млн 180 тыс. км,

средний расход воды 22 тыс. л/ сек., что в- 6 раз больше

занимающей 2-е место в мире по этому показателю р.

Янцзы). Если в среднем течении русло Амазонки со-

ставляет 5 км ширины, то у устья — 320 км. Воды Ама-

зонки богаты жизнью В таких заводях и протоках рас-

тет кувшинка Виктория-регия с плавающими листьями

диаметром до 2 м. Из многочисленных рыб наиболее

известны хищные пираньи, электрические угри, акулы.

В реке обитают пресноводные дельфины, крокодилы

кайманы. На реках, стекающих с Анд, Гвианского и

Бразильского плоскогорий, много водопадов. Но из-за

своей лучшей доступности более известен путешествен-

никам водопад Игуасу (высота 722 м), расположенный

на одном из притоков р. Пораны. Это ОДИР из самых

красивых водопадов на Земле. Его шум слышен за не-

сколько десятков километров.

Население региона составляет 420 млн человек (2002

г). Индейцев, коренных жителей, проживает 10%, бе-

лых —- 10%, метисов (от смешанных браков белых и

индейцев) и мулатов — до 80%.Католицизм исповедуют 85% населения, протестан-

тизм — 8%, среди других религий распространены ислам,

буддизм. Многочисленные индейские и другие религии.

По вполне понятным причинам американский мак-

рорегион в 2002 г. (120,2 млн чел) не достиг уровня 1997

г. Среди десятка стран, наиболее привлекательных для

туристов, в таблице 3 видим США (45,5 млн чел.), Мек-

сику (19,8 млн чел.) и Канаду (19,7 млн чел.).

Среди стран Латинской Америки второе место за-

нимала Бразилия — более 5 млн туристов. -На третьем

месте — соседняя Аргентина — около 3 млн туристов.

Пятерку лидеров замыкали Доминиканская Республика

и Уругвай. Опережающими темпами развивалась турин-

дустрня Кубы — с 1995 г. объем туристских прибытий

на остров Свободы вырос на 126%, достигнув отметки

1,7 млн человек.

Трагические события в США осенью 2001 г. карди-

нально изменили эту радужную картину. По итогам года

практически все страны мира, за исключением разве что

Колумбии и Пуэрто-Рико, зафиксировали заметное сни-

жение турпотока. Так, например, объем туристских при-

бытий в Бразилии сократился на 10%, доходы в отрасли

упали с $4,2 млрд в 2000 г. до $3,7 млрд в 2001 г. Почти

на 4% уменьшился турпоток в Уругвай и Мексику, на

6,6% — в Доминиканскую Республику, на 9,6% — в Ар-

гентину. Наибольшие убытки понесла туриндустрия Кубы.

Впрочем, сейчас эксперты ВТО считают, что Латин-

ская Америка и Карибы частично восстанавливают свои

позиции на международном туристском рынке. По ито-

гам 2003 года страны Карибского региона приняли 16,4

млн туристов (-3%), Южной Америки — 13,6 млн Не-

которые страны демонстрируют впечатляющую поло-

жительную динамику роста турпотока. Так, в прошед-

шем зимнем сезоне 2003 г. в Аргентине зафиксирован

рост турпотока на уровне 15% (7,35 млн туристов). За

первые 4 месяца 2003 г. Куба приняла 770 тыс. зарубеж-

ных гостей, что на 19% превышает показатель за анало-

гичный период 2002 г. В целом на долю региона Латинской Америки при-

ходится порядка 5% мирового рынка международных

туристских прибытий. Ожидается, что среднегодовые

темпы прироста турпотока до 2004 г. составят здесь 3,9%.

Вопрос

За последние 25—30 лет понятие «туризм» и «отдых» существенно изменилось. Если еще в советское время туризм считался как один из эффективных видов активного отдыха, то в настоящее время этот термин используется и как экономическое явление, и как деятельность лиц, путешествующих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, и как форма умственного и физического воспитания и как популярная форма организации отдыха.

Кроме того, в сферу деятельности дисциплины входят памятники археологии, истории и культуры, объекты и события, которые привлекают людей с самыми разными потребностями. Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными географическими районами и объектами.

Термин «География туризма» зародился в США в 20-х годах XX столетия. Чуть позже, через 10—15 лет научные статьи появились во Франции, Англии и Японии. В послевоенные годы улучшение в экономике подхлестывало ученых развитых стран проводить исследования по географическим аспектам туристской деятельности.

В Советском Союзе основы географии туризма начали формироваться в середине 60-х годов прошлого столетия. В то время происходили значительные изменения в социально-экономической жизни: быстрый рост потребностей населения в рекреационной деятельности способствовал осознанию того, что удовлетворение этих потребностей станет важнейшим фактором развития общества.

Поэтому индустрия отдыха бурно развивалась За рубежом научное направление географии туризма в 60-х годах базировалось на теоретических и методологических основах экономической географии и изучало проблемы влияния на хозяйственную структуру, занятости населения, транспортных потоков. В 70-х годах рекреационно-туристская проблематика исследовалась уже в рамках социальной географии

2 вопрос : Географические факторы туризма и методы их изучения.

Цели, виды и формы путешествий, планирование тура тесно связаны с определенными географическими районами и объектами. Поэтому географический фактор в туризме играет ключевую роль. Географические факторы подразделяются на физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические и геополитические факторы.

К физико-географическим факторам относятся характер рельефа (равнинный, горный, предгорный, пустынный и т. д.), особенности географического положения, климатические и ландшафтные особенности местности, богатство и уникальность растительного и животного мира, наличие экзотических и уникальных природных объектов, морские и океанские ресурсы, леса, необъятный животный мир, минеральные воды и грязи. Чем богаче разнообразные природные ресурсы в каком-то регионе, тем больше у него возможностей для привлечения туристов. Экономико-географические факторы влияют на развитие туризма двояко. С одной стороны они выступают как объекты, привлекающие туристов в конкретное место, с другой стороны являются важным средством развития рекреации и туризма. В первом случае из-за различий в уровне развития регионов и стран экономики у представителей деловых и промышленных кругов проявляется интерес. В программу путешествий бизнесмены включают посещение научных центров и промышленных предприятий с целью изучения опыта, ознакомления с результатами в научно-технической сфере, технологий, повышения профессионального уровня. Во

втором случае экономико-географические факторы способствуют развитию материальной базы туризма, модернизации и реконструкции объектов, внедрению новейших технических достижений и информационных

технологий.

К экономико-географическим факторам, прежде всего, относятся; выгодность экономико-географического положения (относительно туристских рынков, транзитные возможности); уровень социально-экономического развития принимающей страны и страны, поставляющей туристов; наличие квалифицированных кадров для организации приема туристов; уровень цен на ресурсы, услуги средств размещения, общественного питания, транспорта, экскурсионные и т. д.; уровень развития

внешних и внутренних транспортных связей данного района.

Этнические факторы влияют на развитие туризма следующим образом. На нашей планете проживает большое количество различных наций и народностей, которые имеют свои историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Все больше и больше людей стремятся познакомиться с жизнью разных народов, посещая различные страны.

С этническими факторами тесно связаны культурно-исторические факторы. Туристов всегда привлекают

музеи, выставки, картинные галереи, архитектурные памятники и исторические места. Интерес к ним — мощный рычаг для развития туризма.

Геополитический фактор в последние годы стал весьма существенным при принятии туристами решений до

поездки. Турист, прежде чем поехать в какой-либо регион, тщательно взвесит все «за» и «против» с точки

зрения стабильности ситуации, отсутствия межнациональных конфликтов, отношения местного населения к приезжим и т.д. Рекреационно-географическое пространство характеризуется многомерностью и системностью. Его основной

системообразующей связью выступает деятельность. Одновременно формируется банк общерекреалогичес-

ких знаний, уточняются методологические и теоретические принципы рекреации, что воздействует на распространение рекреационной тематики как на другие сферы знания (экономика, архитектура, социология), так и на сложные области географии.

Ныне рекреационная география ориентируется не на ТРС, а на более широкий предмет. Это фундаментальная географическая дисциплина. Говоря о месте рекреационной географии в системе географических наук, необходимо знать, что эта система очень динамична.Эта система может быть представлена следующим

образом .

Название блока дисциплин Название дисциплин
Общественные (гуманитарные) Экономическая география, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география
Естественные географические Физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и т. д.
Теоретические и методологические географические   Теоретическая география, метагеография, картография, топография

вопрос : Туристские макрорегионы и регионы мира.

Процесс расчленения территории, при котором районы идентифицируются по наличию у них особых рекреационных признаков (например, по благоприятности природно-климатических условий для туризма) и

выделяются туристские районы, которые отличаются друг от друга по набору и степени выраженности признаков. Всемирная туристская организация (ВТО) выделяет 6 крупных туристских макрорегионов мира

1. Европа

2. Америка

3. Азиатско-Тихоокеанский

4. Африка

5. Ближний и Средний Восток

6. Южная Азия

К Европейскому макрорегиону относятся страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной

Европы, включая Восточное Средиземноморье (Израиль, Кипр, Турция).Американский макрорегион — это страны Северной, Южной и Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна. Азиатско-Тихоокеанский макрорегион включает в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралию и Океанию.

В Африканский макрорегион входят государства африканского континента, за исключением Египта и Ливии.

Южно-Азиатский макрорегион включает в себя все страны Южной Азии (Индия, Непал, Пакистан, Шри Ланка и другие). И, наконец, Ближневосточный макрорегион — это страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.

Наши рекомендации