Как добиться эффективного взаимодействия
AccountAbility
Институт социальной и этической отчетности
СТАНДАРТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СТОРОНАМИ
АА 1000 SES
Предварительная версия
Цель Института AccountAbility ― способствовать росту ответственности организаций в целях их устойчивого развития. Занимая среди международных профессиональных организаций одно из ведущих мест, Институт AccountAbility разрабатывает эффективные инструменты и стандарты управления для проведения нефинансового аудита и ведения отчетности в рамках серии АА1000, проводит курсы повышения квалификации с последующей выдачей сертификатов, а также берется за самые современные исследования и защиту соответствующих общественных интересов.
Свою работу Институт AccountAbility строит на основе передовой технологии управления с участием многих заинтересованных сторон, непосредственно вовлекая, таким образом, в свою работу корпоративных и индивидуальных членов, в число которых входят коммерческие предприятия, организации гражданского общества и государственные учреждения из самых разных стран мира.
Если вы хотите приобрести печатную или компьютерную версию изданий Института AccountAbility, то мы рекомендуем посетить наш сайт: www.accountability.org.uk/resources
AccountAbility
Unit A, 137 Shepherdess Walk,
London N1 7RQ, UK
Тел.: +44 (0)20 7549 0400
Факс: +44 (0)20 7253 7440
E-mail: [email protected]
Интернет: www.accountability.org.uk
Перевод осуществлен Фондом «Институт экономики города»
125009, Тверская ул., д. 20/1
Тел. (095)7874520, 3635047
Интернет: www.urbaneconomics.ru
Сентябрь, 2005 г.
© AccountAbility, 2005
Назначение и использование Проекта стандарта
Цель данного проекта ― стимулировать экспериментальное использование стандарта самым широким кругом пользователей, в том числе коммерческими предприятиями, организациями гражданского общества, ассоциациями труда, государственными ведомствами, в самых разных сферах деятельности.
Окончательный вариант стандарта, который планируется выпустить в конце 2006 г., будет подготовлен на основе отзывов, которые мы надеемся получить на этот проект, поэтому приглашаем всех его пользователей присылать свои комментарии по адресу [email protected] или сообщать их представителям рабочих групп по внедрению стандарта.
Структура и язык стандарта
Стандарт включает в себя шесть разделов.
1. В первом разделе читатель знакомится с понятием «взаимодействие с заинтересованными сторонами».
2. Во втором разделе объясняется цель и содержание стандарта.
3. В третьем разделе даются определения терминов, используемых в тексте стандарта.
4. В четвертом разделе рассказывается о требованиях, предъявляемых к качеству взаимодействия с заинтересованными сторонами.
5. В пятом разделе содержится руководство по исполнению этих требований.
6. В шестом разделе приведены критерии оценки качества взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Стандарт имеет также ряд информационных приложений.
В разделах 4 и 5, посвященных требованиям, используется слово «должен», которое выделено жирным шрифтом.
Во вспомогательном руководстве в разделе 5 используется слово «следует», которое набрано обычным шрифтом.
Содержание
1. Как добиться эффективного взаимодействия. 5
2. Цель и содержание стандарта. 8
3. Определения. 11
4. Требования, предъявляемые к качеству взаимодействия с заинтересованными сторонами. 13
А. Обязательство и принципы подотчетности (AccountAbility) 13
Б. Система взаимодействия с заинтересованными сторонами. 15
5. Руководство по исполнению требований, предъявляемых к качеству взаимодействия с заинтересованными сторонами. 18
А. Обязательство и принципы подотчетности. 18
Б. Система взаимодействия с заинтересованными сторонами. 21
6. Качество взаимодействия с заинтересованными сторонами. 38
Приложение А.. 42
Приложение Б. 45
Приложение В.. 49
Как добиться эффективного взаимодействия
Взаимодействие с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) всегда имело принципиально важное значение для деятельности любой организации. Традиционные формы взаимодействия, такие как прием в члены организации, голосование граждан, выездные презентации для инвесторов, диалог и переговоры с персоналом, были давно институционализированы в обязательные процедуры, нормы и правила. Благодаря им организации стали подотчетными перед всеми сторонами, заинтересованными в их деятельности, а сами эти стороны стали участниками успешной деятельности организаций.
Имеющиеся на сегодняшний день организационные проблемы а также необходимость для любой организации обеспечить свое устойчивое развитие еще более повысили важность взаимодействия организаций с заинтересованными сторонами ― как с теми, с кем раньше контакта не было (возможно, в силу отсутствия у той или иной заинтересованной стороны права голоса), так и с хорошо известными организации стейкхолдерами. Однако с последними взаимодействие теперь осуществляется на новом уровне ― по новым вопросам и новыми методами. Это прежде всего справедливо по отношению к коммерческим предприятиям, осваивающим новые рынки или сталкивающимся с проблемой изменяющихся социальных ожиданий, но не менее важно для государственных органов власти, организаций гражданского общества и трудовых организаций, воспитывающих новое поколение избирателей и разрабатывающих новые формы обслуживания и защиты общественных интересов. Кроме того, настоятельная потребность в устойчивом развитии делает сегодня еще более актуальным взаимодействие с заинтересованными сторонами с целью решения специфических организационных задач, а также достижения более широких социальных, природоохранных и экономических целей, например, Целей развития тысячелетия.
Результатом этих изменяющихся условий стал начавшийся процесс массового поиска новых форм взаимодействия с заинтересованными сторонами, что стало важным шагом в деле разработки новых механизмов отчетности. К сожалению, этот поиск новых форм взаимодействия сопровождается появлением новых проблем. Так, существенные расхождения в качестве методов и результатов данного поиска способны подорвать доверие к самой идее взаимодействия с заинтересованными сторонами. Чтобы этого не случилось, необходимо четко понимать, что собой представляет высококачественное взаимодействие с заинтересованными сторонами.
По мнению Института AccountAbility, если организация обеспечивает людям, которые от нее зависят или от которых зависит она сама, право быть услышанными и при этом берет на себя обязательство реагировать на то, что их беспокоит, то она от этого только выигрывает. Такой подход позволяет организациям расширять, укрепляет их легитимность, а также дает возможность в ходе диалога с заинтересованными сторонами подтверждать или заново создавать совместные ценности, что самым позитивным образом сказывается на репутации и моральном облике организации в глазах общественности. Чтобы этого достичь, необходимо четко обозначить эти права и обязанности и затем последовательно и эффективно претворять их в жизнь.
Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами АА1000 (Стандарт АА1000SES) является хорошей основой для того, чтобы этого достичь. Он представляет собой общеприменимую общедоступную нормативную базу для планирования, исполнения, оценки, информирования и нефинансовой аудиторской проверки качества взаимодействия с заинтересованными сторонами. Стандарт создан на основе и в соответствии с Серией Стандартов АА1000, а именно Стандартом нефинансового аудита АА1000AS (AA1000 Assurance Standard), разработанных Институтом AccountAbility и обнародованных в марте 2003 г.
Данный стандарт может использоваться как сам по себе, так и в сочетании с другими инструментами, нормативными процедурами и стандартами. Его можно применять в таких целях, как контроль качества и управление системой знаний, обеспечение прозрачности и ведение отчетной документации, корпоративное управление и представление отчетности всем заинтересованным сторонам.
АА1000SES, как и все остальные Стандарты Серии АА1000, базируется на двух основных принципах, лежащих в основе работы Института AccountAbility. Во-первых, мы считаем, что наша миссия – «способствовать росту ответственности организаций в целях их устойчивого развития. Во-вторых, мы приняли на себя обязательство разрабатывать стандарты только на основе реализуемых на практике методов, изученных и кодифицированных в ходе диалога, а также на основе новшеств, полученных в результате использования этих методов.
Конечная цель взаимодействия с заинтересованными сторонами состоит в правильном выборе направления стратегического развития организации и путей совершенствования ее деятельности, а также в оказании ей содействия в достижении такого уровня устойчивого развития, от которого выигрывают все: и организация, и ее заинтересованные стороны, и общество, потому что они имеют возможность:
ü познавать:
· определять и анализировать:
o потребности, ожидания и мнения внутренних и внешних заинтересованных сторон;
o трудности и перспективы с точки зрения заинтересованных сторон;
o наиболее существенные проблемы, волнующие внутренние и внешние заинтересованные стороны;
ü осуществлять новации:
· определять стратегические направления развития и добиваться отличных результатов работы, опираясь на знания, имеющиеся у заинтересованных сторон, и результаты углубленного анализа;
· согласовывать свою деятельность с потребностями устойчивого развития и общественными ожиданиями;
ü функционировать:
· повышать эффективность деятельности;
· разрабатывать и применять на практике показатели результативности деятельности, позволяющие внутренним и внешним заинтересованным сторонам адекватно оценивать деятельность организации.
Цель и содержание стандарта
Цель
Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами АА1000SES (Стандарт АА1000SES) – это общеприменимая общедоступная нормативная база для планирования, исполнения, оценки, информирования и нефинансовой аудиторской проверки качества взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Содержание
Стандарт АА1000SES может применяться по отношению ко всем видам взаимодействия, в том числе:
· функциональному взаимодействию (например, обеспечению интересов заказчиков),
· взаимодействие по отдельным вопросам (например, по вопросу о защите прав человека),
· взаимодействию в масштабе всей организации (например, применительно к отчетности и нефинансовому аудиту)
Стандарт может применяться для осуществления как внутреннего, так и внешнего взаимодействия, а также для взаимосвязи между ними. Виды взаимодействия могут быть самыми разными, начиная от взаимодействия на микроуровне (решение отдельных вопросов между организаций и заинтересованной стороной) и кончая макровзаимодействием по основным общественным проблемам.
Стандарт АА1000SES не предназначен для использования в качестве основы для формального юридически оформленного взаимодействия между организациями и их заинтересованными сторонами (выборы, официальные переговоры между работодателями и наемными работниками и т.п.). В то же время он вполне может помочь повысить информативность и действенность этих видов взаимодействия.
Пользователи
Стандарт АА1000SES разработан для тех, кто начинает, участвует, наблюдает, оценивает, проверяет процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами или каким-либо иным образом участвует в этом процессе. Стандарт дает возможность:
· организациям или отдельным подразделениям организаций ― разрабатывать и реализовывать на практике схемы взаимодействия с заинтересованными сторонами на основе четких принципов и критериев, информировать заинтересованные стороны об их методах работы и таким образом вооружать их четкими критериями для оценки их деятельности (организации могут быть любого типа: коммерческие, гражданского общества, трудовые, государственные, а также сетевые и партнерские с большим количеством членов);
· заинтересованным сторонам― определять, оценивать качество взаимодействия с организацией исходя из четких принципов и связанных с ними критериев и высказываться по этому поводу;
· специалистам по нефинансовому аудиту ― оценивать качество взаимодействия с заинтересованными сторонами и высказываться по этому поводу по собственной инициативе, а также в качестве посредника, оценивающего, как организация определяет то, что является существенным для ее развития, как она толкует и решает существенные для себя вопросы, а также как она откликается на ожидания заинтересованных сторон;
· органам стандартизации, разработчикам рейтингов и индексов― ссылаться на четкие качественные требования, предъявляемые к организации процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами, иливключать эти требования в свои системы;
· инвесторам, их советникам и другим специалистам по оценке рисков― определять, насколько организации хорошо осознают свои риски и возможности и управляют ими;
· советникам и консультантам―оценивать качество процессов взаимодействия с заинтересованными сторонами и высказываться по этому поводу, а также помогать организациям в разработке и реализации схем такого взаимодействия;
· преподавателям курсов повышения квалификации и учебных семинаров― способствовать росту профессионализма в сфере организации процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами как такового, а также в его взаимосвязи с другими организационными процессами, например такими, как ведение отчетности и нефинансовый аудит.