Внутренняя структура республиканских органов государственного управления.
Внут структура республиканского органа гос. управления – это совокупность его внутренних подразделений, его внутреннее устройство. Внут структурными подразделениями являются: главные управления, управления, отделы, а в соответствии с Указом президента от 24.09.2001 ещё и департаменты (в Министерстве Юстиции: гос-ных знаков, бюджетной политики, страхового надзора). Департаменты могут быть с правом юр. лица (могут принимать решения от своего имени) и без таких прав (не могут). Департаменты имеют более высокий статус, его руководитель назначается на должность и освобождается от неё Сов Мином, в департаменте могут создаваться коллегии. Главные управления, отделы, департаменты в составе органа, также как правило имеют собственную структуру. Названия структурных подразделений отражают основные содержания их деят-сти, кот составляет функцию органа. Правовой статус структурных подразделений не всегда одинаков даже у одного органа. Между структурными подразделениями существуют горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи свидетельствуют о наличии подчинения, и возникают там, где существует иерархия. Отношения между структурными подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи имеют место, если каждое структурное подразделение или отдельный служащий подчиняется во всём только одному начальнику. Функциональные отношения имеют место тогда, когда каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций и соотносится с руководителем только по вопросам своих функций. Однако между структурными подразделениями наиболее распространены линейно-функциональные отношения.
50.Органы внутренних дел: система, назначение, основные задачи, функции и полномочия.
Органы внут дел – гос-ные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них Законом и иными законодательными актами РБ. Основными задачами ОВД являются:защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций; защита интересов общества и гос-ва от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
профилактика, выявление, пресечение преступлений и админ правонарушений, расследование уголовных дел, ведение админ процесса в соответствии с их компетенцией; розыск лиц, совершивших преступления, админ правонарушения, лиц, скрывающихсяот органов, ведущих уголовный или админ процесс, лиц,уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и др лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ;
организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, админ взысканий; участие в реализации гос-ной политики в области гражданства и миграции; оказание помощи гражданам, гос-ным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
Систему ОВД образуют: организационно:
МВД (центральный аппарат); территориальные ОВД–главное управление внут дел Минского городского исполнительного комитета, управления внут дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внут дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций), управление внут дел на транспорте Министерства внут делиподчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты; учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внут дел;
функционально: милиция; подразделения предварительного расследования; подразделения по гражданству и миграции; подразделения охраны;
подразделения финансов и тыла; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
В систему ОВД входят также иные подразделения, кот создаются по решению МВД, если иное не определено Президентом РБ, и др организации, создаваемые по решению Президента РБ.
51. Милиция: основные задачи и ее виды.
В соответствии со статьями Закона РБ «О милиции» милиция входит в систему органов внут дел. Из этих положений следует: не может быть милиции вне системы МВД; милиция может быть только в гос-ом распоряжении. Задачи милиции: охрана общественного порядка; обеспечение личной имущественной безопасности граждан, а также общества; предотвращение преступлений; обнаружение преступлений, розыск лиц, их совершивших; защита всех форм собственности; оказание помощи гражданам, гос-ным органам, учреждениям, предприятиям в защите их прав; исполнение уголовных наказаний и админ взысканий в пределах своей компетенции. Систему милиции в РБ составляют:криминальная милиция; милиция общественной безопасности; специальная милиция (охрана объектов по договорам); транспортная милиция; милиция по организованной преступности и коррупции. Руководство милиции РБ осуществляет министр Внутренних дел РБ. В областях, г. Минске, др городах, районах, милицией руководит соответственно начальник областных УВД, Минского ГУВД, начальник ГО-РОВД. Основными направлениями деят-сти милиции явл: административная (организация и практическое исполнение функций по обеспечению личной безопасности, охране общественного порядка и борьба с преступностью админ-правовыми средствами); оперативно-розыскная (средства защиты жизни, здоровья, прав, свобод, собственности, осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями); уголовно-процессуальная (производства в пределах определенной законам компетенции дознания по уголовным делам; производство неотложных следственных действий по делам, по кот обязательно предварительное следствие; выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальная деят-сть регламентируется уголовно-процессуальным кодексом РБ); профилактическая (основана на законах и иных нормативных актах. Изучение причин, условий, разработка обеспечивающих устранение, выявлению лиц).
52.Органы юстиции: система, назначение, основные задачи, функции, полномочия.
Министерство юстиции Республики Беларусь — республиканский орган государственного управления, подчиняющийся Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, — непосредственно Президенту Республики Беларусь[1].
В систему Минюста входят:
- главные управления юстиции облисполкомов и Минского горисполкома
- Республиканский трудовой арбитраж
- государственные организации, подчиненные Минюсту
- отделы записи актов гражданского состояния райгорисполкомов и местных - администраций районов в городах
- Дома (Дворцы) гражданских обрядов горисполкомов.
Основные направления деятельности Министерства юстиции определяются законодательством Республики Беларусь и заключаются в:
.1. реализации государственной политики в сфере юстиции, в том числе урегулирования коллективных трудовых споров, а также в сфере архивного дела и делопроизводства;
.2. участии в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, обеспечении скоординированности нормотворческой работы в Правительстве Республики Беларусь (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь);
.3. обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;
.4. организации методологического руководства и координации деятельности главных управлений юстиции облисполкомов по вопросам проведения ими обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня и проверок в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, систематизации, направления на обязательную юридическую экспертизу, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу, а также осуществление контроля за этой деятельностью;
.5. организации работы по развитию и совершенствованию системы получения, хранения и распространения полной, достоверной и своевременной правовой информации в судах и организациях системы Минюста;
.6. руководстве нотариатом и контроле за нотариальной деятельностью;
.7. руководстве регистрацией актов гражданского состояния отделами записи актов гражданского состояния райгорисполкомов и местных администраций районов в городах, Домами (Дворцами) гражданских обрядов горисполкомов, поселковыми и сельскими исполнительными и распорядительными органами, а также контролем за регистрацией актов гражданского состояния этими органами;
.8. государственной регистрации политических партий, республиканских профессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений, их союзов (ассоциаций), республиканских государственно-общественных объединений, республиканских и международных фондов, созданных на территории Республики Беларусь, Белорусской торгово-промышленной палаты, Белорусской нотариальной палаты, организационных структур международных общественных объединений, созданных на территории иностранных государств, постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов, осуществление контроля за соблюдением ими учредительных документов, государственная регистрация иных некоммерческих организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
.9. организационно-методологическом обеспечении и координации государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей (за исключением регистрации и ликвидации банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, включая страховые организации с иностранными инвестициями), а также контроль за этой деятельностью;
.10. ведении Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
.11. материально-техническом, финансовом, организационном и кадровом обеспечении областных, Минского городского, районных (городских) судов и организаций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих органов и организаций;
организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов;
организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества;
.12. организация научно-исследовательской работы в области криминалистики, судебной экспертизы, документоведения, архивоведения, археографии, электронного документирования, контроль за сроками и порядком проведения экспертиз и специальных исследований, содействие развитию правовой, документоведческой и архивоведческой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику судов, учреждений Государственной архивной службы Республики Беларусь и иных организаций;
.13. организации и развитии системы юридических услуг;
.14. представлении в пределах своей компетенции интересов Республики Беларусь на международном уровне;
.15. рассмотрении отдельных вопросов, связанных с исчислением стажа государственной службы;
.16. распространении положительного опыта правовой работы юридических служб государственных организаций.