Система республиканских органов государственного управления в Республике Башкортостан

Формирование современной государственности Башкортостана началось с принятия 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, провозгласившей в качестве одной из высших целей обеспечения каждому народу его неотъемлемого права на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

После всенародного обсуждения 11 октября 1990 года принимается Декларация о государственном суверенитете Башкортостана. Она положила начало новому государственному статусу республики. Декларация объявила землю, недра, природные богатства и ресурсы, экономический и научно-технический потенциал собственностью многонационального народа республики, определила договорной характер отношений Республики Башкортостан с Российской Федерацией. В Декларации было закреплено положение о том, что республика сохраняет всю полноту государственной власти на всей территории вне прав, добровольно передаваемых ею Российской Федерации.

Фундаментальнойосновой укрепления в Башкортостане реальной государственности стала Конституция Республики Башкортостан, принятая 24 декабря 1993 года и обновленная 3 ноября 2000 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Республика Башкортостан является демократическим правовым суверенным государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики.

В статье 7 Конституции РБ определено, что государственную власть в республике осуществляют Государственное Собрание РБ, Президент РБ, Кабинет Министров РБ, местные органы государственной власти в районах и городах РБ, суды РБ. (См. схему №1). Каждый из этих видов государственных органов обладает соответствующим аппаратом, в рамках которого и осуществляется государственная служба Республики Башкортостан. (См. схему №2).

Схема № 1

           
   
Система органов государственной власти в РБ
 
    Система республиканских органов государственного управления в Республике Башкортостан - student2.ru
  Система республиканских органов государственного управления в Республике Башкортостан - student2.ru
 

Система республиканских органов государственного управления в Республике Башкортостан - student2.ru Система республиканских органов государственного управления в Республике Башкортостан - student2.ru
Схема № 2

 
  Система республиканских органов государственного управления в Республике Башкортостан - student2.ru

Высшим представительным и единственным законодательным органом республики является Государственное Собрание - Курултай РБ (отдавая дань традиции, парламент республики получил двойное наименование, Курултай в переводе с башкирского означает Собрание, Съезд). Государственное Собрание РБ состоит из двух Палат: Палаты Представителей и Законодательной Палаты

Каждая Палата Государственного Собрания РБ состоит из 7 одноименных комитетов, работающих в параллельных направлениях и имеющих свои специфические задачи в правотворческом процессе. Это комитеты:

Ø по законодательству, государственному строительству и судебно-правовым вопросам;

Ø по бюджету, налогам, банкам, финансам и вопросам собственности;

Ø по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике и предпринимательству;

Ø по аграрным вопросам, продовольствию, экологии, природным ресурсам и природопользованию;

Ø по образованию, науке, культуре, спорту, туризму и делам молодежи;

Ø по социальным вопросам, семье и материнству, охране здоровья;

Ø по вопросам местной власти, делам национальностей, общественных и религиозных объединений.

Главой Республики Башкортостан является Президент РБ. Он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции РБ и законов РБ, а также международных договоров и соглашений РБ, защищает государственный суверенитет, экономические и политические интересы РБ. Президент избирается гражданами республики на 5 лет.

В соответствии с обновленной Конституцией РБ Президентом РБ может быть избран гражданин РБ не моложе тридцати лет, обладающий избирательным правом и владеющий государственными языками РБ.

Президентом РБ на альтернативной основе был избран Муртаза Губайдуллович Рахимов. Президент РБ как глава государства является высшим должностным лицом, руководит деятельностью Кабинета Министров, назначает и освобождает глав администраций районов и городов и тем самым контролирует вертикаль исполнительной власти в республике. Президент наделен правом издавать, в пределах своих полномочий, на основе и во исполнение действующего законодательства указы и распоряжения, а также проверять их исполнение. Важнейший инструмент президентской власти - государственный бюджет. Именно Президенту предоставлено право ежегодно представлять проект бюджета на рассмотрение Государственного Собрания РБ. Президент РБ как глава государства принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности республики, формирует и возглавляет Совет безопасности, в необходимых случаях в соответствии с законом вводит на всей территории республики или в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Президент РБ формирует Администрацию Президента РБ в составе Руководителя Администрации Президента РБ, Государственного секретаря РБ, Секретаря Совета безопасности РБ и подчиненных им структур.

Органом исполнительной власти РБ является Кабинет Министров -Правительство РБ. Этот орган сегодня существенно отличается от Правительства республики в 1990 году, когда оно владело и распоряжалось тремя процентами собственности Башкортостана и реально управляло лишь местным хозяйством. В настоящее время Кабинет Министров - полноценный государственный орган, способный оперативно и квалифицированно решать те сложные и ответственные задачи, которые возлагаются на него Конституцией, поручаются Президентом и Государственным Собранием. Указом Президента от 12 января 1999 года Премьер-министром РБ с согласия Государственного Собрания РБ был назначен Байдавлетов Рафаэль Ибрагимович.

На повышение эффективности работы Кабинета Министров большое воздействие оказывает завершение перехода от отраслевого к функциональному принципу управления, проведенное в августе 1998 года. В соответствии с Указом Президента РБ от 8 августа 1998 года были упразднены:

Ø Министерство труда и занятости населения РБ,

Ø Министерство социальной защиты населения РБ,

Ø Министерство экономики РБ,

Ø Министерство лесного хозяйства РБ,

Ø Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической безопасности РБ,

Ø Госкомитет РБ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур,

Ø Госкомитет РБ по платным услугам,

Ø Госкомитет РБ по делам молодежи,

Ø Госкомитет РБ по делам архивов.

В то же время были вновь образованы:

Ø Министерство экономики и антимонопольной политики РБ,

Ø Министерство лесного хозяйства, природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ,

Ø Министерство труда и социальной защиты РБ,

Ø Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ.

Продолжают свою деятельность министерства:

Ø внутренних дел РБ,

Ø здравоохранения РБ,

Ø народного образования РБ,

Ø печати и массовой информации РБ,

Ø культуры РБ,

Ø строительства и жилищной политики РБ;

Ø внешних связей и торговли РБ;

Ø сельского хозяйства и продовольствия РБ,

Ø финансов РБ

Ø юстиции РБ,

а также государственные комитеты РБ:

Ø по земельным ресурсам и землеустройству,

Ø по управлению государственной собственностью,

Ø по физической культуре, спорту и туризму,

Ø по науке, высшему и среднему профессиональному образованию[33],,

Ø по промышленной политике,

Ø по статистике.

Кроме того, в систему исполнительной власти входит ряд самостоятельных органов (Управления, Комиссии, Совет, Палата), созданных либо при Кабинете Министров РБ (Управление записей актов гражданского состояния, Совет по делам религий и т.д.), либо при некоторых министерствах (Управление ветеринарии при министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Государственная регистрационная палата при министерстве юстиции и т.п.).

Стержневым элементом правового государства является судебная власть. В Башкортостане создана полноценная система республиканских судебных органов, включающая в себя Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды, а также институт мировых судей, что позволяет в правовом судебном порядке решать все важнейшие проблемы общественной жизни.

Наши рекомендации