Основные функции республиканских органов государственного управления

Структура республиканского органа государственного управ­ления складывается с учетом содержания его функций, поэтому правомерно утверждать, что внутренняя структура органа являет­ся структурой функциональной.

Создание органа и его специфика определяются не только специальными задачами, но и основными функциями. Основными называются функции, которые выражают главное назначение рес­публиканского органа и присущи только ему.

Эти функции закрепляются в нормативном правовом акте, определяющем правовой статус данного органа. Так, функции Министерства юстиции нашли отражение в Положении о Минис­терстве юстиции Республики Беларусь. Основными из них явля­ются:

1)разработка проектов законодательных и иных норматив­ных актов;

2)дача заключений о проектах законодательных актов Рес­публики Беларусь, постановлений Совета Министров Респуб­лики Беларусь и международных договоров Республики Бела­русь;

3)осуществление правовой экспертизы правовых актов На­ционального банка, министерств и других республиканских орга­нов государственного управления, областных, Минского город­ского Советов депутатов, областных и Минского городского испол­комов, за исключением индивидуальных правовых актов;

4)разработка и осуществление мер, направленных на совер­шенствование организации работы судов и укрепление независи­мости судей;

5)организация работы по материально-техническому, финан­совому, организационному и кадровому обеспечению областных, Минского городского, районных (городских) судов и организа­ций системы Минюста, повышение квалификации кадров этих органов и организаций, методическое, организационное и кадро­вое обеспечение Белорусского военного суда, межгарнизонных военных судов;

6)осуществление контроля за исполнением приговоров, опре­делений и постановлений судов по уголовным делам в части иму­щественных взысканий, определений и постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административ­ных правонарушениях, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполните­лей;

7)регистрация нагрудных знаков государственных органов, иных государственных организаций и общественных объедине­ний, ведение Государственного регистра нагрудных знаков;

8)осуществление в установленном порядке лицензирования отдельных видов юридической деятельности;

9)руководство нотариатом Республики Беларусь;

10)осуществление общего руководства деятельностью отделов записи актов гражданского состояния;

11)согласование печатей, штампов политических партий, про­фессиональных союзов, других общественных объединений;

12)регистрация политических партий, профессиональных со­юзов, других общественных объединений, осуществление контро­ля за соответствием их деятельности Конституции Республики Беларусь, действующему законодательству и их уставам;

13)организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, руковод­ство деятельностью Научно-исследовательского института про­блем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы;

14)осуществление в установленном порядке накопления, хра­нения, систематизации и предоставление в пользование правовой информации.

Каждую из этих функций может выполнять одно или не­сколько структурных подразделений. Чаще всего на одно струк­турное звено возлагается осуществление нескольких функций. Не исключается выполнение той или иной функции отдельным долж­ностным лицом.

Сопоставив перечень вышеназванных функций со структурой Министерства юстиции, можно констатировать, что на одно такое крупное структурное подразделение, как управление, возлагается осуществление нескольких функций. Например, управление орга­низации обеспечения деятельности судов призвано реализовывать все функции, касающиеся судов. Подобное относится и к отделу организации работы нотариата и загсов, являющемуся одним из структурных звеньев управления нотариата, загсов, правового про­свещения и лицензирования юридической деятельности.

В управлении организации таможенного контроля Государ­ственного таможенного комитета одну функцию контроля осу­ществляют отделы: таможенного контроля; валютного контроля; отдел контроля за доставкой товаров; нетарифных мер и экспор­тного контроля. Таким образом, осуществление одной функции контроля в названном управлении требует применения разных способов.

При этом следует подчеркнуть, что функция первична, струк­турное звено, созданное для ее реализации,— вторично. Между тем, правильно указывает В.Г. Вишняков, что «функция не су­ществует сама по себе, вне субъектов, ее осуществляющих»1.

Основные функции Правления Национального банка опреде­ляют его специфику и предназначение, например:

1)утверждение годового отчета о работе Национального банка;

2)установление но согласованию с Президентом Республики Беларусь размера (квоты) участия иностранного капитала в бан­ковской системе Республики Беларусь;

3)регулирование кредитных отношений;

4)регулирование денежного обращения;

5)определение порядка расчетов;

6)осуществление валютного регулирования;

7)осуществление государственной регистрации, реорганиза­ции и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

8)регулирование банковской деятельности;

9)утверждение в установленном порядке размеров и порядка создания и использования резервного и других фондов (кроме уставного), а также специальных резервов общих банковских рисков Национального банка;

[1] Вишняков В.Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. М„ 1972. С. 13.

10) определение порядка формирования резервов банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (п. 56 Устава Национального банка Республики Беларусь1).

Каждый республиканский орган имеет и неосновные функции. Однако они .не отражают его особенностей, главного назначения, поскольку являются однотипными, тождественными функциям иных республиканских органов государственного управления. К та­ким функциям следует отнести внутриорганизационные; внутрихо­зяйственные; планово-финансовые, бухгалтерские; кадровые; право­вого назначения; капитального строительства; социального харак­тера (развития).

В литературе высказано мнение, что в ходе управленческой деятельности осуществляются общеорганизационные, специали­зированные и обслуживающие функции2. Преобладающая часть названных выше функций относится к специализированным, по­скольку они предназначены для решения особых вопросов и тре­буют от субъектов, их осуществляющих, специальных знаний, например, в области юриспруденции, капитального строитель­ства, финансово-бухгалтерской, нотариата, загсов, таможенного дела и т.д.

Реализация общеорганизационных функций не только предпо­лагает наличие подобных знаний у соответствующих субъектов, но и требует от них умения организовать дело: руководство под­чиненными, подбор, расстановку и воспитание кадров, утвержде­ние структуры органа и его штатного расписания, т.е. осущес­твление таких функций, которые организуют, направляют работу органа (структурного подразделения).

Функции, связанные с канцелярской работой, делопроизвод­ством, называются обслуживающими функциями. Некоторые уче­ные относят к ним и бухгалтерские функции, функции учета и отчетности. Автор полагает, что они больше подходят ко второму виду функций.

Вероятно, правильным будет выделить в отдельный вид функ­ции правоохраны. Функции правоохраны — это действия, преиму­щественно связанные с применением мер административного при­нуждения.

[1] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 58, 1/2748.

2 Научные основы государственного управления в СССР. С. 278.

Среди них наиболее распространенными являются функции превенции, выражающиеся прежде всего в контроле за неподчинен­ными субъектами, так называемыми третьими лицами. Подобные функции осуществляют республиканские органы государственного управления, наделенные надведомственными полномочиями. Та­кие функции следует назвать надведомственными.

Способы контроля весьма разнообразны. Это и выдача лицен­зий, государственная регистрация, дача заключений, дача согла­сия, осуществление экспертизы и т.д. При этом основными спосо­бами контроля являются проверки, надзор, наблюдения.

Функции правоохраны республиканские органы государствен­ного управления осуществляют как непосредственно сами через структурные подразделения, так и с помощью подчиненных или уполномоченных органов. Например, Национальный банк Рес­публики Беларусь осуществляет функцию валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки (ст. 12 Устава Национального банка Республики Беларусь), Министер­ство по налогам и сборам проводит контроль за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продук­ции, спирта этилового и непищевого сырья и табачных изделий через свой департамент на правах структурного подразделения, а Министерство по чрезвычайным ситуациям осуществляет надзор за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике через соответствующий департамент с правами юри­дического лица.

Для отдельных органов государственного управления функции правоохраны являются основными. К таким органам прежде всего относятся Министерство внутренних дел, Министерство по налогам и сборам, Комитет государственного контроля, Комитет государ­ственной безопасности.

К данному виду функций следует отнести также отмену не­законных актов, привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности.

Функции республиканских органов государственного управ­ления делятся на общие и специальные.

Общими называют функции, которые присущи в той или иной мере всем республиканским органам, т.е. функции государственного управления. К ним относятся: прогнозирование, планирова­ние, организация, регулирование, руководство, координация, конт­роль, учет.

К специальным относятся функции, необходимые для обеспе­чения нормальной работы соответствующей отрасли (сферы). Они разнообразны, и среди них можно выделить основные и не­основные, вспомогательные и обслуживающие.

В системе республиканских органов основные функции мож­но разделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции служат данным органам для организа­ции их системы, ее функционирования, а также функционирова­ния ведомства, т.е. совокупности органов (организаций), входя­щих, например, в ту или иную отрасль.

Внешние — это надведомственные функции. Они подчеркива­ют, что деятельность республиканского органа распространяется на другие республиканские и местные органы, а нередко и на органы (организации) негосударственного характера.

Внешние функции присущи большинству республиканских органов государственного управления. Однако у одних из них та­кие функции являются преобладающими, основными, у других — как бы дополнительными, второстепенными.

Внешние функции являются преобладающими у органов, по­строенных по функциональному принципу, например, Министер­ства финансов, Министерства по труду и социальной защите, Ми­нистерства статистики и анализа, Министерства экономики и не­которых других.

К органам, у которых данные функции являются как бы вто­ростепенными, относятся Министерство образования, Министер­ство культуры, Министерство здравоохранения и др.

Наши рекомендации