Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX–XIII вв

Основу экономики белорусских земель, как и всей Киевской Руси, составляло сельское хозяйство. Большинство населения проживало в сельской местности и занималось земледельческим трудом. Кроме земледелия, в котором уже использовался двух- и трехпольный севооборот, сельское население занималось скотоводством и промыслами. Основной производственной единицей являлось хозяйство одной крестьянской семьи – дым. Сельское население было организовано в общины («миры», «верви») – территориальные объединения крестьянских семей.

До начала XIII в. восточнославянское общество значительно феодализировалось, однако этот процесс не был завершен и позже. Процесс феодализации заключался в том, что возникло крупное землевладение и формировалось зависимое от феодалов крестьянство. При феодализме, как известно, основным средством производства являлась земля. Она находилась в руках феодалов. Крестьянин при феодализме, лишенный свободного доступа к земле, вынужден был получать ее из рук феодала, однако получал он ее не во владение, а в пользование. За это он всегда и при любых обстоятельствах должен был выполнять повинности в пользу владельца земли.

Из «Русской правды» вытекает, что в Киевской Руси имели место четыре формы феодальных повинностей: дань, оброк продуктами, денежный оброк и барщина. Все они сосуществовали одновременно. Однако одна из этих повинностей на том или ином этапе развития феодальных отношений была основной, господствующей: в IX–X вв. основной формой феодальной эксплуатации была дань, в XI–XIV вв. – оброк продуктами, в XV – пер. пол. XVI в. – денежный оброк, с сер. XVI в. – барщина.

Чтобы понять, как происходил процесс формирования феодальных отношений, недостаточно разобраться только с формами феодальных повинностей или феодальной эксплуатации. Нужно еще разобраться и с формами феодальной собственности на землю. При феодализме существовали две формы феодальной собственности на землю – условная и безусловная, или как их еще называют – ограниченная и неограниченная. Что это за формы?

Известно, что верховным владельцем земли в Киевской Руси был великий князь. Все феодалы получали земельные наделы от великого князя на различных условиях. Самым древним типом феодального землевладения было фактическое владение землей, пожалованной великим князем. Это владение, как правило, было наследным. Наряду с выслугами «на вечность» великий князь раздавал земельные владения своим приближенным и до «воли и ласки господской», не определяя сроков владения. Но такой порядок не удовлетворял феодалов, т. к. держал их в неизвестности. Поэтому великий князь стал определять сроки своих дарений; «до живота», это значит, пожизненно; «до двух животов» – с правом передать своим детям; «до трех животов» – с правом передать детям и внукам.

Наряду с великокняжеским доменом существовало большое количество независимых владений, властители которых распоряжались ими «с полным правом и панством».

В интересах государственной службы возник также особенный тип феодального землевладения, основанный на ленном праве. Здесь земля передавалась только наследникам мужского пола. Поместье отнималось, если владелец выполнял службу плохо. Такими владельцами были, прежде всего, дружинники князя.

Таким образом, земля при феодализме служила своеобразной формой платы за службу или заслуги перед государством. Именно такая форма землевладения (условная, при условии службы, а значит и ограниченная) была основной в период Киевской Руси.

Можно предположить, что в Полоцком княжестве не занятая отдельными феодалами земля считалась государственной, и, чтобы вступить во владение ею, необходимо было дарение от имени князя. В Полоцкой земле дядя имел преимущество перед племянником, чтобы занять лучшую волость. Полоцкие князья, вероятно, также давали земли своим служилым вассалам во временное владение. Князь и бояре, которые получали, таким образом, земли, обязаны были службой сюзерену – они участвовали в его военных мероприятиях.

Получив во владение землю, феодал не мог обойтись без крестьян. Землю необходимо было обрабатывать. Ею он наделял крестьян. Получив землю от феодала, крестьянин попадал от него в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости крестьянства – экономическая и личная. Экономическая зависимость осуществлялась в форме выполнения крестьянами феодальных повинностей: дани, оброка продуктами, денежного оброка, барщины.

Но одной экономической зависимости для эксплуатации феодалами крестьян было недостаточно. Необходимо было еще поставить крестьянина и в личную зависимость, это, значит, прикрепить крестьянина к земле, лишить его личной свободы. В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности. Свободных общинников или «хозяйственно самостоятельных крестьян», как и других категорий крестьянства, свободных от феодалов, в то время не существовало.

В «Русской правде» уже встречаются и категории лично зависимых крестьян. Это закупы, радовичи, изгои, удачи, холопы и др. «Закупы», как считают многие историки, формировались в результате несчастных случаев или бедствий, постигших крестьянское хозяйство. По различным причинам (войны, голодные неурожайные годы, смерть кормильца, падеж скота и др.) крестьяне вынуждены были обращаться за помощью к феодалу, брать у него «займ» (древнее слово – «купу»), в результате чего и становились должниками – «закупами», обязанными отрабатывать долг. Однако «закуп» освобождался от личной зависимости, когда отдавал «купу».

Вторую группу лично зависимых крестьян в этот период составляли радовичи, от слова «рад» (договор). Это были крестьяне, которые в силу таких же причин, как и закупы, должны были заключать с феодалом договор и выполнять согласно с его условиями дополнительные повинности. Радович, так же как и закуп, мог освободиться от личной зависимости, когда кончался срок договора или выполнялись условия, предусмотренные договором.

Самой распространенной в Древнерусском государстве категорией лично зависимых людей были холопы. Они рекрутировались из бывших рабов, военнопленных и т. д.

Становление государственности на Руси было тесно связано с возникновением городов. Города как поселения нового типа начали возникать на Руси еще в IX–X вв. Одной из предпосылок их появления считается успешное развитие земледелия, что позволило части людей оставить сельское хозяйство и заниматься только ремеслом и торговлей. Пути возникновения городов были различные. Если Полоцк и Туров образовались на месте древних племенных центров, то такие города, как Минск, Заславье, Новогрудок, Гродно, Брест, Браслав и др. появились в качестве военных крепостей, охраняющих западные границы Руси.

Первым городом Беларуси летописи под 862 г. называют Полоцк. В сообщениях за Х в. впервые упоминается Туров (980 г.), Изяслав и Витебск, а в летописных известиях за XI в. упоминается еще 12 городов на территории современной Беларуси. В XII в. источники называют еще 18 городов. Всего до середины XIII в. на территории Беларуси летописи упоминают 35 городов.

Летописи не говорят о датах возникновения городов. О них упоминается только в связи с тем или иным событием. Археологические раскопки, которые проводились на территории многих городов, свидетельствуют о том, что они возникли значительно раньше, чем упоминаются. Например, Гродно упоминается в XII в., а раскопки показали, что город существовал уже в XI в. Такие данные есть по многим другим белорусским городам. Не все названные в летописях населенные пункты сразу стали городами, это значит центрами ремесла и торговли. Большинство из них возникли в качестве поселений нового типа и только по мере концентрации в них ремесленников и торговцев стали городами.

Что же представлял собой древний город? Как правило, города Беларуси состояли из двух частей – укрепленного дединца (града) и торгово-ремесленного посада. Формы и размеры дединцов в значительной степени определялись рельефом местности, на которой они размещались. Многие из них размещались на мысах рек, на месте бывших древних городищ. И название свои они получали от названия реки, на берегу которой возникли. Так, Полоцк получил название от Полаты, Витебск – от Витьбы, Минск – от Менки, Гродно – от Городничанки и т. д.

Средние размеры дединцов колебались от 1 до 6 га. Дединцы являлись не только военными крепостями, но и местом, где селились наиболее привилегированные слои городского населения.

О посадах известно пока что мало. Посады, на которых жил свободный ремесленный люд, появлялись в основном в XII в., когда стали бурно развиваться ремесла. Город рос, главным образом, за счет посада. Однако дединец оставался центром города и его архитектурным украшением. Наиболее крупными городами в границах Беларуси были Полоцк, Туров, Витебск, Пинск, Брест, Слуцк, Новогрудок.

Древний город нельзя представить без оборонительных сооружений. Все города обносились земляными валами и укрепленными деревянными стенами. Въезд защищала мощная деревянная башня. Некоторые крепости обносились еще глубокими рвами, наполненными водой.

Завершая изучение данного вопроса, следует обратить внимание на экономическую жизнь раннесредневекового города. В этой связи необходимо отметить, что в X–XI вв. ремесло и обмен были развиты слабо. Только в XII–XIII вв. крупные и средние города становились центрами ремесленничества и торговли. Получили развитие кузнечное, гончарное, кожевенно-швейное, ювелирное, косторезное и другие ремесла. Древние кузнецы знали много секретов обработки металлов. В своих кузнях они изготовляли оружие: наконечники стрел и копий, боевые топоры. Ювелиры делали различные украшения, которым уделялось значительное внимание в одежде древнего человека. Гончары из глины изготавливали посуду: горшки, миски, кубки. Важное событие в истории ремесленничества – начало использования гончарного круга. На Беларуси он появился в первой половине Х в. Столяры знали токарный станок примерно с этого же времени. Они вытачивали из дерева красивые миски, изготовляли хозяйственную утварь: бочки, ведра, кадушки, ложки, черпаки и др. Более ценные деревянные предметы покрывали художественной резьбой.

В древних городах очень распространенным было кожевенно-швейное ремесло. «Кожемяки» занимались изготовлением кожи. Тогда ее называли «успией». В качестве сырья использовалась кожа крупного и мелкого скота. Из мягкой, хорошо обработанной кожи ремесленники шили обувь: ботинки, сапоги, туфли. Женские и детские ботинки вышивали цветными шерстяными нитками.

О высоком мастерстве косторезов говорят многие находки: различные костяные накладки на ценные предметы, ручки ножей. Распространенным видом продукции косторезов являлись обычные гребни из рога лося.

Городские ремесленники обрабатывали камень. Блоки и плиты использовались для возведения монументальных сооружений. Из валунных камней высекали мукомольные жернова, из песчаника и сланца – точильные бруски.

Определенное место в хозяйственной жизни города занимало прядение и ткачество. Они были хорошо знакомы каждой женщине-горожанке. Волокно пряли при помощи веретена. Ткань изготавливали на простых ткацких станках.

В ремесленном производстве и домашних промыслах господствовала исключительно ручная техника.

Ведущей отраслью ремесленничества в городах XII–XIII вв. было изготовление потребительских товаров (кожаной обуви, украшений, различной глиняной посуды).

В белорусские города привозились ремесленные изделия из других земель и городов. Из Киева сюда поступали предметы религиозного культа, стеклянная посуда, из Овруча – каменные пряслицы для веретен, из Прибалтики – янтарь, с юга – соль, амфоры с вином или оливковым маслом. Для феодального двора из Византии и Ближнего Востока изредка доставлялись предметы роскоши – ценные цветные ткани, стеклянная посуда тонкой художественной работы, расписанная золотом и эмалью, грецкие орехи, из Ирана привозилась фаянсовая посуда.

Киевская Русь сбывала на рынках Константинополя меха, воск, мед, а также рабов, захваченных во время войн. Письменные источники говорят о торговых связях Полоцка и Витебска с крупным центром Прибалтики – Ригой в начале XIII в.

Торговля в IX–XIII вв. развивалась в условиях ограниченной потребности в привозных товарах. Основная часть продуктов не включалась в процесс обмена. Натуральное хозяйство господствовало в экономической жизни. Значительного товарообмена между городом и селом не существовало. Поэтому городские ремесленники занимались земледелием, огородничеством, садоводством, скотоводством, промыслами.

Наши рекомендации