Обращение с военнопленными
Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. (Третья конвенция) об обращении с военнопленными и Протокол I к Женевским конвенциям 1949 г. рассматривают в качестве военнопленных определенные категории лиц, попавших во власть неприятеля личный состав вооруженных сил, находящихся в конфликте сторон, личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил, участников других ополчений и добровольческих отрядов, включая участников организованных движений сопротивления, принадлежащих воюющей стороне.
Все они должны отвечать ряду требований 1) иметь во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, 2) иметь определенный и явственно видимый издали отличительный знак, 3) открыто носить оружие, 4) соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны
Кроме указанных категорий лиц, попавших во власть неприятеля в качестве военнопленных, к ним также относятся, личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных государством, держащим этих лиц в плену, лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие непосредственно в их состав, например гражданские лица, входящие в экипаж военных самолетов и имеющие соответствующие удостоверения личности, население неоккупированной территории, которое при приближении противника по собственному почину, стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками, при условии, что оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны, и некоторые другие категории лиц Таким образом, любой комбатант, т е лицо, признаваемое нормами международного права воюющим, приобретает статус военнопленного, если попадает во власть противной стороны Оно имеет право на такой статус Следовательно, комбатант, оказавшийся во власти противника, может претендовать на статус военнопленного, а сторона, к которой принадлежит комбатант, может потребовать для него статуса военнопленного путем соответствующего уведомления властей задержавшей его державы Если возникает сомнение в том, имеет ли любое такое лицо право на статус военнопленного, оно продолжает сохранять такой статус и пользуется защитой Третьей конвенции и Протокола I до тех пор, пока его статус не будет определен компетентным судебным органом. В том случае, если лицо, попавшее во власть противной стороны, не задерживается в качестве военнопленного и подлежит суду данной стороны за правонарушение, связанное с военными действиями, оно также сохраняет право добиваться статуса военнопленного перед судебным органом и права на вынесение решения по этому вопросу
если лицо из попало во власть противной стороны в то время, когда оно занималось шпионажем, оно не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом
Не имеют права на статус комбатанта или военнопленного также наемники
Что касается лиц, имеющих право на плен, то они начинают пользоваться этим правом с того момента, как попадут во власть неприятеля, и прекращают пользоваться им с момента окончательного освобождения и репатриации Отказ военнопленных частично или полностью от прав, обеспечиваемых им Третьей конвенцией и предусмотренными ею специальными соглашениями, не допускается Таким образом, право на плен в первую очередь есть право военнопленного на сохранение жизни Ответственность за обращение с военнопленными (независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц) несет держащее их в плену государство Это положение вытекает из принципа, согласно которому военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен Другим принципом, отраженным в Третьей конвенции, является требование о том, что с военнопленными следует всегда обращаться гуманно Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны пленившего лицо государства, влекущие смерть военнопленного или ставящие под серьезную угрозу его здоровье Так, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому кале-чению или какому-либо научному или медицинскому опыту, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами Такие действия рассматриваются как грубые нарушения Конвенции об обращении с военнопленными
Военнопленным должна обеспечиваться защита, в частности, от всяких актов насилия, запугивания, оскорблений. Не должно допускаться применение к военнопленным репрессалий Они имеют право на уважение к их личности и чести при любых обстоятельствах Свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен, военнопленные сохраняют полностью Однако держащее их в плену государство может ограничить не саму правоспособность военнопленного, а осуществление связанных с нею прав — в той степени, в какой этого требуют условия плена Обязанностью держащей в плену державы является бесплатное обеспечение содержания военнослужащих, а также оказание врачебной помощи, которой требует состояние их здоровья В отношении военнопленных государство не должно допускать дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т п Однако режим военнопленных должен учитывать их состояние здоровья, возраст, квалификацию К офицерам и приравненным к ним военнопленным, равно как и военнопленным, не являющимся офицерами, следует относиться с уважением, соответствующим их званиям и возрасту. Режим военнопленных связан с недопустимостью применения к ним физических или моральных пыток и других мер принуждения для получения от них каких-либо сведений. Для того чтобы военнопленные находились в безопасности, они в возможно более короткий срок после их взятия в плен должны быть эвакуированы в лагеря, находящиеся достаточно далеко от зоны военных действий. Они также могут быть подвергнуты интернированию — государство может обязать военнопленных не выходить за установленную черту лагеря (или ограждения), где они интернированы Вместе с тем, за исключением случаев, предусмотренных Конвенцией о военнопленных относительно уголовных и дисциплинарных санкций, военнопленных нельзя держать в запертых помещениях или лишать права их покидать. Помещения, где содержатся интернированные военнопленные, должны обеспечивать полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья Каждый лагерь должен иметь соответствующий лазарет, где военнопленные могут получить необходимую помощь и режим питания. Медицинские осмотры военнопленных должны производиться не реже одного раза в месяц
Военнопленным должна предоставляться полная свобода для выполнения обрядов их религии с соблюдением предписанного военными властями дисциплинарного порядка. Держащее в плену государство обязано поощрять интеллектуальную, просветительную и спортивную активность военнопленных. Оно может использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы, но с учетом их возраста, пола, звания, физических способностей По просьбе офицеров или приравненных к ним лиц им может быть предоставлена работа Однако они ни в коем случае не могут к работе принуждаться. Военнопленные не могут использоваться на работах, угрожающих их здоровью или опасных, если они не соглашаются на это добровольно.
Военнопленные имеют право на связь с внешним миром — им разрешается как отправлять, так и получать письма и почтовые карточки, а также получать индивидуальные или коллективные посылки, содержащие, в частности, продукты питания, одежду, медикаменты, книги, предметы культа, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь Все предназначенные для военнопленных посылки освобождаются от таможенных пошлин и других сборов.
Военнопленный, который пытался бежать, но оказался пойманным, подлежит за этот проступок дисциплинарным взысканиям, даже в случае рецидива. Если военнопленный осуществил удачный побег, например присоединился к вооруженным силам державы, за которой он числился, но впоследствии снова попал в плен, он не подвергается никакому наказанию за побег Собственно и сам захват в плен не может рассматриваться как наказание. По прекращении военных действий военнопленные должны быть незамедлительно освобождены и репатриированы.