Происхождение и сущность политических партий
Важное место в политическом взаимодействии занимают политические партии и партийные системы. Что же они собой представляют, какие функции выполняют? Рассмотрим.
Первые партии появились в Европе в XVII - XVIII вв., но знакомый нам облик приобрели в ХІХ в. Их появление на политической арене связано с периодом бурного становления капитализма, серьёзных трансформаций, потрясших все сферы европейского общества и, прежде всего, сферу политики, утверждением в Европе либеральных и демократических режимов.
Во-первых, на общественную сцену вышел молодой, активный и довольно многочисленный класс буржуазии, который решительно заявил о своих политических правах. Естественно, авторитарная система организации власти и политики ему была слишком тесной, ибо она отсекала от политики и его, и общество в целом.
Для её разрушения и ликвидации монополии государства на политику потребовалась новая демократическая организация политической жизни с соответствующими структурными элементами, способными организовать и реализовать усилия отдельных политически активных граждан. В то же время стремление к политическому господству заставило активных представителей различных внутриклассовых слоёв буржуазии искать новые формы объединения для защиты и реализации с помощью политической власти своих интересов. Партии и стали такой формой организации и объединения.
Во-вторых, постепенно утвердилось всеобщее избирательное право и сформировалась демократическая система выборов. Они создавали потребность в таких структурах, которые бы организовывали избирательные кампании. Это обстоятельство также вызывало к жизни партии. Они в наибольшей степени соответствовали духу соперничества и конкуренции, отвечающему природе капитализма.
Само вовлечение в политическую жизнь более или менее широких слоёв населения создало принципиально новую ситуацию. При принятии и реализации политических решений надо учитывать интересы и мнения избирателей и формировать их. Эти мнения и эти интересы могли быть активно заявлены на политической арене только с помощью мощных и сильных организационных структур - партий.
И все же ведущая причина возникновения партий заключается в ином. Они появляются там и тогда, где и когда в обществе имеется минимум политической свободы, когда складывается независимое от государства гражданское общество. Партии живут лишь в атмосфере свободы. Без неё они чахнут, вырождаются и превращаются в бюрократические структуры. Согласно М. Веберу, партийные организации - детище демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины.
По своей природе партия - организация, не только отличающаяся от государства, но в той или иной степени ему оппозиционная. Если бы люди целиком соглашались с государственным курсом, были бы им удовлетворены, если бы государство полностью реализовывало интересы всех групп населения, нужды в партиях не было бы.
Что же такое современная политическая партия?
Политическая партия – организованная группа, объединяющая людей одних идеологических взглядов. Она выдвигает политические цели и стремится достичь их с помощью участия в органах власти. Ее признаки: она есть носитель идеологии, является организацией (с сильной или слабой структурой), её цель - завоевание и осуществление власти (как конкретная цель и как идеал), она старается обеспечить себе поддержку народа. Именно разноплановой зависимостью от поддержки населения настоящие партии отличаются от фиктивных. Последние создаются при авторитарных и тоталитарных режимах, и зависят не от гражданского общества, а от государства. Зависимость партии от избирателей можно рассматривать в качестве доминирующего фактора. Этот фактор определяет эволюцию партий, изменение их облика на протяжении длительного исторического периода.
При всех вариантах существующих структур, в партиях, так или иначе, можно выделить три элемента: рядовых членов партии, служащих бюрократического аппарата для повседневной работы и политиков, руководящих партией и участвующих в правительстве. "Базис" партии образуют партийные активисты и политики по профессии.
Кроме того, имеет место несколько организационных уровней между членами партии на местах и центральными органами партии. В партиях имеются секции для работы с молодежью, рабочими, женщинами, фермерами, студентами, интеллектуалами. Это суть рабочие рычаги партии для проведения выборов. Наконец, имеются околопартийные или околоправительственные организации и группы, поддерживающие партию, особенно в период выборных кампаний (профсоюзы, ассоциации предпринимателей и т. п.). Таковы важнейшие признаки современных партий.
Что же касается типа политической партии, то это понятие включает в себя наиболее существенные признаки определённой группы политических партий. Типология партий строится по разным критериям: по классовому составу и целям партии, по её происхождению, внутренней структуре, особенности выполняемых функций и т.п. В зависимости от критериев обобщения выделяют следующие типы политических партий: правящие и оппозиционные, массовые и кадровые, элитарные и популистские и т.д.
По словам М. Вебера, партия есть инструмент мобилизации избирателей посредством пропаганды и агитации. Но теперь функции партии фактически не сводятся к выборам должностных лиц в правительство. Они довольно многообразны.
Во-первых, партии формулируют, обосновывают и доводят до уровня государственной власти требования социальных групп и общностей, тем самым поддерживая связь между обществом и государством.
Во-вторых, рекрутирование новых членов, политическое образование и воспитание населения, информация, воздействие на общественное мнение, выдвижение политических идей и программ, стимулирование дискуссий и участие в них, суммирование и урегулирование интересов, стимулирование политической активности граждан, особенно во время выборов.
В-третьих, если партия побеждает на выборах, она организует повседневную деятельность представительных органов (в частности, парламента). Образцами партий, которые в одиночку или в коалиции становятся правящими, играют активную роль в деятельности органов власти, существенным образом влияют на их политику, могут служить Республиканская и Демократическая партии США, Лейбористская и Консервативная партии Великобритании, Социал-демократическая, Христианско-демократическая и другие партии Германии, Социал-демократическая и Народная партии Австрии, Социалистическая партия Франции и т. п.
Если же партия не побеждает, она может действовать как официальная оппозиция. При всех обстоятельствах партия стремится наблюдать за деятельностью правительства и воздействовать на него. В этом случае она есть такая же составная часть системы государственности, как и правительство.
Взаимоотношения между партиями и государством строятся на разных основаниях, в зависимости от типа и характера политического режима в стране. Добиваясь успеха, завоёвывая места в парламенте, формируя правительство, становясь правящими, партии частично утрачивают свою общественную природу и превращаются в один из элементов государства.
Примером может служить вопрос о финансировании партий. В современном обществе никакая более или менее массовая организация не может долго существовать и играть заметную роль в обществе, если она не имеет постоянных источников финансирования. Всякая значительная организация и её функционирование стоит денег.
Всё дело в том, кто эти деньги даёт, и в какой форме. Значительную часть расходов партий на выборные кампании оплачивает государство (например, в Германии). Это говорит о превращении партий в государственные учреждения. Партии являются элементом государственности, поскольку поставляют своих людей в государственные учреждения, влияют на деятельность органов власти и на их политическую линию. Государственное финансирование их есть другой аспект признания их фактического статуса. Но легальные источники явно недостаточны. Партии имеют возможность добывать средства другими, нелегальными путями, вынуждены идти на это и ничто не в состоянии остановить усиление этой объективной тенденции.
Превращение партии в правящую, особенно длительное нахождение её у власти, чревато опасными для партии (и общества) тенденциями сращивания государственной и партийной властей. В результате формируется государственно-партийный механизм, относительно независимый от общества и временами ему противостоящий, обслуживающий в первую очередь себя и связанные с правящими партиями кланы.
Наиболее явно издержки такого явления заметны в тех странах, где партийно-политическая элита доминирует над административной, правящие партии распределяют между собой "тёпленькие местечки" руководителей государственного сектора экономики. Партии в таких условиях превращаются в канал доступа к государственным средствам. Примером такого сращивания государства и партий можно назвать Италию, Францию, Германию, ряд стран СНГ, по которым прокатилась волна разоблачений партийных функционеров и государственных деятелей самого высокого ранга, замешанных в коррупции.
И суть дела здесь заключается в том, что партии и партийные функционеры стремятся занять официально то положение в обществе, какое они уже занимают в системе государственности фактически, то есть положение, идеальным образцом для которого было положение аппарата КПСС и партийных чиновников в системе советской государственности.
Партии и гражданское общество. Партии принадлежат и гражданскому обществу, Они - связующее звено между гражданским обществом и обществом политическим, т.е. государственной сферой. Это означает, что партии свободны от непосредственного государственного регулирования, самостоятельны в своих действиях и неподотчётны государству. Напротив, по своей природе они являются представителями именно гражданского общества в сфере политики, и рождены именно его потребностями.
Прежде всего, партии аккумулируют силу и влияние гражданского общества. В лице партий оно находит средство для выражения политической и гражданской активности в наиболее действенных и эффективных формах и направления её в цивилизованное русло. Мы привыкли думать, что партии нуждаются в поддержке избирателей. Но не менее верно и то, что население нуждается в партиях, как инструменте воздействия на государство, работающем постоянно, профессионально, способном консолидировать такую интеллектуальную, политическую и социальную силу, которая сопоставима с мощью государства.
Партии интегрируют и формулируют интересы социальных групп и сил в виде системы приоритетов, целей, задач, развёрнутых программ действий, аргументированных позиций. Это сложная и специфическая деятельность, требующая высокой квалификации, навыков и умений. На ней и специализируются партии. Напомним, что общественное признание получают именно групповые или общественные интересы, которые не вырабатываются стихийно или спонтанно.
Современные партии выполняют также важную задачу по мобилизации и социализации граждан, согласованию и увязке интересов различных социальных групп. На практике это выглядит так: стремясь получить поддержку избирателей, расширить свою социальную базу, партии ищут такие варианты решения общественно значимых проблем (т.е. выдвигают предвыборные платформы), которые удовлетворяли бы максимальное число избирателей.
Иными словами, через мирную партийную агитацию на рынке голосов избирателей политики стремятся к власти. Однако в последние годы их роль в этом процессе уменьшается. Эту функцию все больше берут на себя масс-медиа.
На партиях лежит также важная задача по выработке программ развития страны. Именно партия оперативно может реагировать на возникающие проблемы в обществе. Поэтому вполне понятно, что обновление государственного курса происходит именно тогда, когда у руля государственной власти меняется партия.
Основные тенденции развития партий. В эволюции политических партий можно выделить ряд этапов. Остановимся на двух важнейших. Первый охватывает период с середины ХІХ до середины ХХ века. Он характеризуется классическим типом партий с массовым членством, с разветвленной сетью местных организаций, периодическими съездами, четким уставом и фиксированными размерами членских взносов.
Это был период резкого размежевания позиций разных классов, что и отразилось на тогдашних партиях. Они стали выразителями политических интересов классов, ориентировались на них. В свою очередь, социальные группы и классы видели в партиях своего представителя, отождествляли себя с ним. Они видели в партиях лидеров, ведущих их за собой.
Второй этап начинается с 50-х годов ХХ века. В это время эволюция партий связана с изменениями в социальной структуре европейского общества. Ослабляются и разрушаются социальные связи, растет индивидуализм. Сами социальные группы и классы теряют четкие очертания. Но не это главное. Возникнув в определенных исторических условиях, партии воспроизводятся и существуют, как особые объединения людей, прежде всего для самих себя - они борются за самосохранение. Чтобы добиться своих целей (занять посты, фигурировать на сцене истории, делать карьеру, ощущать себя причастными к исторической деятельности и т. д.), партии должны что-то делать и для "народа". Это их способ добывать "хлеб насущный".
В этих условиях партии вынуждены переключить свое внимание на избирателя как такового. Это обусловило их переход в разряд универсальных партий, партий для всех ("партий - хватай всех"). Современные партии не являются выразителями и защитниками интересов каких-то определенных групп населения. Они ориентируются на все категории населения, претендуют на то, чтобы считаться партиями общенародными. Их особенность в - стремлении объединить вокруг себя максимум избирателей самой разнообразной ориентации для решения задач текущего момента, а также персонализация политики, ориентация на прагматизм, на харизматических лидеров.
Партия нуждается в поддержке какой-то части населения, в голосах избирателей, в средствах. Она должна что-то обещать и какие-то обещания выполнять. Она, так или иначе, есть партия для какой-то части населения, отдающей ей предпочтение перед другими. Она должна обращаться ко всем, во всяком случае - к возможно более широкому кругу избирателей, чтобы собрать в свою пользу голоса тех, кто ей отдает предпочтение. Раз партия выживает и существует, это означает, что она устраивает какие-то влиятельные силы общества, так или иначе, служит им в обмен на их поддержку.
Большинство партий не имеют четкой и систематизированной идеологии, то есть определённой концепции развития человеческого общества, истории и человека, совокупности ценностей и моральных принципов, принципов деятельности властей, проектов будущего состояния общества.
Партии не имеют далеко идущих целей и программ их достижения. Они действуют, руководствуясь ближайшими практическими целями. Они стремятся завоевать популярность в массах и получить как можно больше голосов на выборах, выдвигая для этого лозунги и программы применительно к конкретным условиям. Их принцип - обещать немного всем, не угрожать серьезно никаким значительным силам общества.
Новые партии пробиваются к жизни с большим трудом. Политический рынок всячески препятствует появлению потенциальных конкурентов, как это имеет место, например, в отношении новых партий в Германии, США, Франции, в странах бывшего СССР. Им не дают ходу не ради каких-то высших идеалов (последние суть лишь предлог и маскировка), а из опасения, что они могут завоевать на свою сторону избирателей и испортить признанным партиям их политическую ситуацию.
В отечественной и зарубежной практике на всех уровнях иерархии, начиная от местного самоуправления и кончая уровнем страны в целом, происходит превращение партийных активистов и политиков вообще в часть правящего слоя, иначе говоря, происходит сращивание политики и управления. С другой стороны, партии "врастают" в хозяйственную жизнь общества и в другие его сферы. Политики становятся сотрудниками концернов, занимают совсем не политические посты. Образуются своего рода картели больших партий и клики профессиональных политиков.
Они решают, кто и какие посты будет занимать в учреждениях, в которые власти имеют доступ. Они распределяют в своих кругах возможности иметь жизненные блага и привилегии. Клики образуются по принципам личных связей - происходит "феодализация" партийной системы. Через клики происходит допуск к власти.
Партии и клики превращают государство в свою добычу, в источник карьеры, жизненных благ. Тенденция к "пропорциональной демократии" ведет к тому, что фактически потеря власти исключается, власть и влияние политиков, партий и клик обеспечивается на длительное время сверх сроков, на которые выбираются политики. По наблюдениям исследователей, в системе государственности имеется устойчивое ядро из партий, клик и политиков по профессии.
Как следствие, во многих странах наблюдается кризис политических партий, падение их влияния и престижа. Этот кризис вызван недовольством со стороны гражданского общества деятельностью партий. Партии "врастают" в государственные структуры, и потому плохо представляют интересы гражданского общества; набирает высоту бюрократизация партий. Партии отдаляются от избирателей, а партийный аппарат - от рядовых партийцев. В сущности, партии превратились в механизм врастания во власть.
Сложная и громоздкая структура делает партии негибкими и неповоротливыми, слабо реагирующими на потребности общественной жизни и изменение ситуации. Отмечены тесное слияние государственной и партийной власти, многочисленные факты коррупции, олигархические тенденции в партиях.
Тем не менее, несмотря на кризис и появление массовых движений, претендующих на лидерство в общественной жизни, партии по-прежнему остаются влиятельной политической силой. Они глубоко укоренены в нынешний тип демократического режима, который без партий существовать не может.
2. Сущность и разновидности партийных систем.
Для чего много партий, если все они - "общенародные"? Во-первых, тут сыграли свою роль исторические условия, вследствие которых сложилось именно несколько партий, и они выжили. Во-вторых, любое достаточно большое множество людей распадается на несколько группировок, в силу общих законов коммунальности, какими бы хорошими ни были взаимоотношения между людьми. В-третьих, в большом обществе всегда имеет место различие интересов людей и их конфронтация, что находит выражение в самых различных формах, в том числе - в форме политических группировок.
Поэтому в рамках общества партии образуют партийную систему. В широком смысле слова партийная система- определенная устойчивая конфигурация (соотношение) партий, сложившихся в данной стране. Каждая из партий занимает среди других определённое место (левые, правые и центр), взаимосвязана с ними, имеет предпочтения, которые могут реализоваться в партийных блоках.
В узком смысле слова партийная система - устойчивый механизм и способ чередования партий у кормила государственной власти, т.е. как и в каком сочетании партии формируют правительство и большинство в парламенте.
В формировании и функционировании партийных систем весомую роль играют: а) характер социальной структуры общества; б) действующее законодательство (избирательные законы и системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная); в) социокультурные традиции. С этих позиций выделяют наиболее значимые партийные системы.
При двухпартийной системе (бипартизме)реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии. Причём одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, и парламентских мест. Вместе с тем это не означает, что в данном обществе существуют только две партии. Просто другие партии не препятствуют двум главным управлять попеременно. Выделяют две разновидности двухпартийной системы. Первая - это классический вариант, где две главные партии собирают до 90 % голосов избирателей. Остальные же партии лишены доступа к власти.
Подобная двухпартийная система утвердилась в Англии, США, Австралии и ряде других стран. Реально претендовать на власть здесь могут только две партии, одна из которых и побеждает на очередных выборах, а вторая образует мощную и влиятельную оппозицию. Фактически все члены парламента принадлежат либо к первой, либо ко второй партии.
Достоинства бипартизма. Эта система придает устойчивость государственной власти, поскольку большинство в парламенте и правительство принадлежат к одной партии. Поэтому они свободны от неизбежных при других системах межпартийных раздоров. Благодаря многолетней работе в качестве правящих, такие партии накапливают необходимый для управления страной опыт. Партия полностью несёт ответственность за свою деятельность, не имея возможности, как при других системах, приписывать свои ошибки партнерам. Оппозиция при бипартизме, как правило, конструктивна, так как она сознает свою ответственность и за прошлое и за будущее своей страны. Данная система функциональна и продуктивна, как двухтактный двигатель. Слабой стороной бипартизма является монополизм двух партий, которые пресекают все попытки других партий попасть в их "семью". Этот факт, и небогатый партийный выбор у избирателей, сращивание правящих партий с госаппаратом рождает у населения апатию к политике.
Своеобразной разновидностью бипартизма является 2,5 - партийная система. Её классический пример - Германия. Ни одна из двух основных, реально претендующих на власть партий не может стать правящей без помощи со стороны третьей, менее крупной и влиятельной. Таким образом, власть получает коалиция из двух партий.
Другие разновидности двухпартийной системы связаны с возрастающим значением мелких политических партий. В Канаде, Австрии, Германии "третьи" партии, например, располагают достаточной силой для того, чтобы действовать в качестве потенциального баланса власти. Они предоставляют избирателям доступную альтернативу, которая делает их важным фактором политической борьбы.
Под многопартийной системой понимается такая система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем выделяют трех- четырех - и пятипартийные системы. Общим критерием для такой классификации многопартийных систем является количество партий в стране, получивших в результате выборов парламентское представительство.
У плюралистической системы много вариантов, в зависимости от того, сколько партий входит в правящую коалицию. Суть ее заключается в том, что большинство в парламенте может сложиться из представителей нескольких партий, оно может быть только многопартийным. Соответственно и правительство может получить поддержку в парламенте, когда в него войдут представители партий большинства.
При кажущейся демократичности, у этой системы масса недостатков. Ни одна из правящих партий не имеет возможности проводить свою политику самостоятельно, а потому и выполнять свои предвыборные обещания. Коалиции в силу своей многосоставности неустойчивы, правительственную власть преследуют кризисы. Так, в послевоенный период в Италии сменилось более пятидесяти правительств.
В целом же многопартийность, как политическое явление, вырождается в двухпартийность. В случае трёх и более партий образуются блоки, из которых один становится правящим (побеждает на выборах), а другой остаётся в оппозиции, получая какой-то кусочек власти и связанных с нею жизненных благ. Побежденная партия не сходит со сцены. Она остается в качестве лояльной оппозиции, рассчитывая в следующий раз выиграть соревнование. К тому же её просто невозможно ликвидировать, если бы победитель и захотел, так как у неё есть корни в обществе.
Наконец, ядро партии есть своего рода предприятие, поставляющее политические услуги. Оно существует по общим законам политического рынка. Сведение многопартийности к двухпартийности, а последней - к компромиссу победителя и побеждённого отражает общую тенденцию рынка к концентрации и укрупнению предприятий.
Как видим, партийная система есть сложное образование. Есть основания включать её в число элементов государственности в одном ее аспекте - парламентские партии, и в число элементов гражданского общества - внепарламентские объединения добровольцев. Тут мы имеем характерный пример многомерности политических феноменов. Во всяком случае, партии суть часть механизма, с помощью которого государственность смыкается с гражданским обществом и с телом страны в целом.
Итак, власть при любой партийной системе принадлежит ограниченному числу партий, и реальные возможности участвовать в парламентской деятельности имеют немногие партии. Законодательство многих стран установило т. н. 3- 4- 5 -7 % порог. Такой процент голосов избирателей должны набрать партии на выборах для получения депутатских мест; существуют и другие ограничения, препятствующие проникновению в парламент мелких партий. Партийные системы, следовательно, соединяют демократические и олигархические начала.
Вообще же реальное функционирование любой системы или политического режима невозможно без совокупного учёта его достоинств и недостатков. Невозможна его стабильность и преемственность. Устранение такого рода "дефектов" приводит, как правило, к дефектам еще худшего сорта, в частности - к укомплектованию системы власти случайными людьми и дилетантами, которые превосходят своих предшественников по всем их недостаткам, уступая, однако, им в профессионализме управления. Примером на этот счёт может служить ситуация в странах нынешнего СНГ.