Система социального прогнозирования и управления политическими процессами как элемент политического консалтинга
Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления.
Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.
Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.
Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории. Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.
Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика.
Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.
В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
В процессе прогнозирования социальной политики особое внимание должно уделяться непосредственно человеку, который определяется не только и не столько как "фактор" производства вместе с капиталом и землей, сколько как цель, причем основная всего процесса общественного производства. Поэтому в социальной политике государства в обязательном порядке должны находить отражение такие фундаментальные индивидуальные характеристики отдельного индивида, как здоровье, возможности для раскрытия способностей и личностных характеристик. Кроме того, такие главные положения социальной политики, как социальная справедливость, социальная защита и социальный мир, выступают и как цели социальной политики, и как носители обобщающих социальных нормативов
Большое значение сейчас приобретает качественное управление политическими процессами. Известно, что между качеством управления и эффективностью политпроектов существует прямая зависимость.
Так называемые «шумы в коммуникациях» внутри политической организации, неспособность эффективно руководить всем механизмом, быстро и своевременно реагировать на ошибки, сбои, нарушения – все это приводит к отклонениям в статегии и тактике. А эти отклонения, соответственно, приводят к тому, что избиратель получает искаженную, неполную информацию, причем получает ее не вовремя или не получает вообще. Естественно, это приводит к потере голосов. Кроме того, не секрет, что большое количество кампаний проигрывается из-за утраты штабом устойчивости и эффективности. Все выше перечисленное требует внедрения новых разработок в управление политическими процессами. Необходимы именно такие решения, которые обеспечат эффективную организацию, систематизацию, планирование и контроль хода политических проект Необходимы именно такие решения, которые обеспечат эффективную организацию, систематизацию, планирование и контроль хода политических проектов.
Технологии политического управления можно рассматривать и как искусство политического управления и как одно из направлений политической науки.
Технологии политического прогнозирования, по мнению ряда специалистов, не имеют сильной методологической базы. Но если стать политическим лидером сегодня можно и без прогноза, то оставаться им, не владея методами прогнозирования, невозможно.
Для технологии политического прогноза необходимо:
чётко определить объект прогнозирования с учётом политической обстановки;
собрать команду разработчиков политических прогнозов;
знать расстановку политических сил;
иметь технологически выверенную программу;
всесторонне учитывать состояние политического сознания, менталитет и общественное мнение;
учитывать международный и отечественный опыт;
осознавать достоинства и недостатки тех или иных методов прогноза и на этой основе выбирать приоритеты.