Тема 9. Основы семейного права
1. Понятие семейного права, семьи и семейных отношений. Источники семейного права.
2. Брак по семейному праву: порядок его заключения и расторжения.
3. Права и обязанности членов семьи.
Литература
Конституция РФ.
Гражданский кодекс РФ. Ч.I,II.
Семейный кодекс РФ.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
по курсу «Правоведение»
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: с постатейным приложением материалов практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / Сост. Д. В. Мурзин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2008. - 1011 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: части первая, вторая и третья. - М.: Юрайт, 2008. - 462 с.
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: комментарии: Пособие для препод. и учащ. по курсу правоведения (права человека свободной страны). - М.;СПб.: Образование-Культура,2008. - 79 с.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]. - М.: Юрайт, 2008. - 211 с.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]. - 8-е изд. - М.: Ось-89, 2008. - 175 с.
Основная литература.
1. Арсеньев А. В. Правоведение [Текст]: методические указания для самостоятельной работы студентов экономических спец. / А. В. Арсеньев,
К. А. Соловейчик; СПбГТИ (ТУ). Каф. экон. и логистики. - СПб. : [б. и.], 2008. - 132 с.
2. Арсеньев А. В. Правоведение [Текст]: методические указания для самостоятельной работы студентов инженерных спец. / А. В. Арсеньев; СПбГТИ (ТУ). Каф. экон. и логистики. - СПб. : [б. и.], 2008. - 99 с.
3. Ивкова О.В. Предпринимательская деятельность: методологические подходы с учетом опыта стран Евросоюза [Текст] / О.В. Ивкова. - СПб.: ГОУ ВПО СПбГТИ (ТУ), ИК Синтез, 2009. - 160 с.
4.Козляева Е. В. Правоведение [Текст] : учебное пособие для заочной формы обучения инженерных специальностей / Е. В. Козляева ; СПбГТИ (ТУ) Каф. экономики и логистики. - СПб. : [б. и.], 2008. - 139 с.
5.Мась Л. В. Коммерческое право [Текст] / Л. В. Мась. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
6.Правоведение [Текст] : учебник / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; Под общ. ред. Г. В. Мальцева. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 578 с.
5. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. [Текст] : учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по экономическим и техническим спец. / Н. Д. Макаров, Е. А. Рябов, В. Ю. Переверзев, П. А. Скамницкий; под общ. ред. А. Я. Капустина. - М.: Гардарики, 2009. - 335 с.
6. Смоленский М. Б. Правоведение [Текст] : учеб. для неюрид. вузов и фак. / Смоленский М.Б. - [Б. м.]: МарТ, 2008. - 405 с.
Дополнительная литература.
1. Баглай М. В. Малая энциклопедия конституционного права [Текст] / Баглай, Марат Викторович, Туманов, Владимир Александрович. - М.: БЕК, 2008. - 506 с.
2. Бельский К. С. Административное право [Текст] : учеб. для вузов по юрид. спец. / Бельский КС, Козлов Ю.М., Колибаба Г.Н., Овсянко Д.М. и др. -
М.: Юристъ, 2009. - 726 с.
3. Валова (Копылова) В. Д. Основы экологии [Текст] : учеб. пособие / Валова (Копылова) Валентина Дмитриевна. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издат. Дом "Дашков и К", 2008. - 220 с.
4. Веденин Н. Н. Правоведение [Текст]: учеб. для вузов неюрид. профиля по всем напр. подготовки бакалавров и магистров, напр. подготовки дипл. спец., спец. высш. проф. образования / Веденин Н.Н., Гусов К.Н., Дашков Г.В., Калпин А.Г. и др. - М.: Юристъ, 2008. - 396 с.
5. Гирев В. Н. Административное право. Практикум [Текст]: учебное пособие / В. Н. Гирев. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 192 с.
6. Государственное регулирование защиты прав потребителей [Текст] / П. А. Аркин В. Г. Куганов Г. А. Антонов и др.; СПбГТИ (ТУ). Каф. экономики и права. - СПб.: [б. и.], 2005. - 150 с.
7.Гражданское право России [Текст]: общая часть: Курс лекций / М. И. Брагинский В. В. Залесский Н. И. Клейн и др.; Под общ. ред. О. Н. Садикова ; Ин-т законодательства и сравн. правоведения при правительстве РФ. - М.: Юристъ, 2007. -306 с.
8. Гранкин И. В. Парламент России [Текст] / И. В. Гранкин. - 2-е изд., доп. - М. : Изд-во гуманитар. лит., 2008. - 368 с.
9. Ерофеев Б. В. Экологическое право России [Текст]: учеб. / Б. В. Ерофеев. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2007. - 448 с.
10.Клепицкий И. А. Уголовное право [Текст]: общая и Особенная части: Практикум / И. А. Клепицкий; Моск. гос. юрид. акад. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 201 с.
11.Козлов Ю. М. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст] / Козлов Ю.М. - М.: Юрист, 2009. - 1229 с.
12.Комментарий к Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" (постатейный) [Текст] / Д. Х. Валеев, В. П. Васькевич, М. Ю. Челышев. - М.: Юрайт, 2009. - 255 с.
13.Кочеткова М. А. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации [Текст] / Кочеткова М.А. - М.: ИКФ "ЭКМОС", 2008. - 431 с.
14.Кравец И. А. Формирование российского конституционализма [Text]: пробл. теории и практики / Кравец Игорь Александрович. - М.: ЮКЭА, 2008. - 358 с.
15.Крылов К. Д. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации [Текст] / Крылов К.Д. - М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2008.
- 434 с.
16. Кулябин А. И. Основы правовых знаний [Текст]: для студентов не-юрид. спец. и абитуриентов / А. И. Кулябин. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 316 с.
17. Лесниевски-Костарева Т. А. Уголовное право [Текст]: словарь-справочник / Лесниевски-Костарева Т.А. - М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2007. - 423 с.
18. Мазуров В. А. Тайна [Текст]: государственная, коммерческая, банковская, частной жизни: Уголовно-процессуальная защита: Учеб. пособие / В. А. Мазуров. - М. : Издат.-торг. корпорация "Дашков и К", 2008. - 152 с.
19. Маклаков В. В. Конституционное право [Текст]: словарь / Маклаков В.В. - М.: Юристъ, 2008. - 559 с.
20. Мась Л. В. Коммерческое право [Текст] / Л. В. Мась. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
21. Мозяков В. В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации [Текст]: расшир. уголовно-правовой анализ с материалами суд.-следств. практики / Мозяков В.В. - М.: Экзамен, 2008. - 863 с.
22. Некоммерческие организации (все виды) [Текст]: сборник нормативных документов. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 254 с.
23. Основы гражданского права [Текст]: особенная часть: Учебное пособие / СПбГТИ (ТУ). Каф. гражд. и коммерч. права ; Сост. А. В. Арсеньев П. А., Аркин. - СПб. : [б. и.], 2006. - 49 с.
24. Основы гражданского права [Текст]: общая часть: Учебное пособие / СПбГТИ (ТУ). Каф. гражд. и коммерч. права; Сост. А. В. Арсеньев,
П. А. Аркин. - СПб. : [б. и.], 2006. - 146 с.
25. Полосин Н. В. Уголовное право России [Текст]: учебное пособие /
Н. В. Полосин, С. А. Скворцова. - М.: ИНФРА-М, 2008.- 272 с.
26. Садиков О. Н. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) [Текст] / Садиков О.Н. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрид. фирма "Контакт"; ИНФРА -М-НОРМА, 2007. -
779 с.
27. Сборник нормативных правовых актов по экологическому праву [Текст] / Сост. В. В. Курочкина, А. М. Волков. - М.: Щит-М, 2008.
28. Старилов Ю. Н. Административное принуждение и административная ответственность [Текст]: сб. норматив. актов / Старилов Ю.Н. - М.: БЕК, 2008. - 814 с.
29. Тихомиров М. Ю. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц" [Текст] / Тихомиров М.Ю. - М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2001. - 87 с.
30. Трудовой договор [Text]: настольная кн. работника кадровой службы / Ред.
М. Ю. Тихомиров. - М.: Изд. г-на Тихомирова М.Ю., 2008. - 310 с.
31.Цепов Г. В. Акционерные общества: теория и практика [Текст]: учебное пособие для вузов / Г. В. Цепов. - М: Проспект, 2006. - 200 с.
32.Чижов Б. А. Практика применения Трудового кодекса РФ. Ответы на вопросы [Текст] / Б. А. Чижов, Е. М. Шомов. - М.: Бератор-Пресс, 2008. -
159 с.
33. Экологическое право [Текст] : учеб. пособие / Трунцевский, Юрий Владимирович, Саввич, Надежда Егоровна. - М.: АО "Центр ЮрИн-фоР", 2001. - 301 с.
34. Эриашвили Н. Д. Экологическое право [Текст]: учеб. для вузов /
Эриашвили Н.Д., Трунцевский Ю.В., Гучков В.В., Россинская Е.Р. и др.
- М.: ЮНИТИ; Закон и право, 2008. - 415 с.
24. Законодательный процесс.
25. Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия.
26. Понятие трудового права и отношений им регулируемых.
27. Коллективный договор и соглашения.
28. Трудовой договор (контракт): понятие, стороны и содержание.
29. Переводы на другую работу и их виды.
30. Основания прекращения трудового договора (контракта): общие и дополнительные.
31 . Понятие и виды рабочего времени, времени отдыха.
32. Оплата труда.
33. Дисциплина труда: понятие и значение.
34.Материальная ответственность сторон трудового договора (контракта).
35.Понятие, система и источники гражданского права.
36.Гражданское правоотношение.
37.Субьекты гражданских правоотношений.
38.Понятие, виды и форма сделок.
39.Понятие и виды представительства.
40.Понятие и формы права собственности.
41 .Судебная защита гражданских прав.
42.Способы обеспечения исполнения обязательств.
43.Понятие и виды гражданско-правовых договоров.
44.Понятие и принципы семейного права.
45.Порядок и условия заключения брака в РФ.
46.Взаимные права и обязанности родителей и детей.
47.Брачньий договор.
48 .Усыновление, опека, попечительство.
49.Понятие и система административного права.
50.Административное правонарушение.
51 Административное взыскание: понятие, виды.
52 .Основания и порядок привлечения к административной ответственности.
53 Понятие задачи и принципы уголовного права.
54.Действие уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц.
55.Преступление: понятие и признаки.
5 6.Состав преступления.
5 7.Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
58.Понятие соучастия. Виды соучастников.
59.Понятие и цели наказания.
60.Система и виды уголовного наказания.
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Источники административного права.
2. Виды административных правонарушений.
3. Участники (субъекты) административно-правовых отношений.
4. Классификация органов исполнительной власти.
5. Конституционно-правовые принципы исполнительно-распорядительной деятельности.
6. Управленческие функции Президента Российской Федерации.
7. Правовой статус и функции Правительства России.
8. Органы управления субъектов РФ, их система и функции.
9. Система и виды административных взысканий.
10. Дисциплинарная ответственность государственных и муниципальных служащих.
11. Правовой статус государственного и муниципального служащего.
12. Поступление на государственную и муниципальную службу.
13. Прохождение государственной и муниципальной службы.
14. Право и роль в жизни общества.
15. Правотворчество: понятие и формы, стадии правотворческого процесса, принципы.
16. Источники (формы) права: понятия, основные виды, конституция как основной закон государства, конституция Российской Федерации.
17. Система права: понятие, структура, основные отрасли и институты права, публичное и частное право.
18. Правонарушения и юридическая ответственность.
19. Права человека и правовой статус личности.
20. Правовая основа и регулирование труда преподавателей и научных работников ВУЗов.
21. Правовая основа научно-исследовательской работы в ВУЗах.
22. Субъекты и объекты гражданских прав и обязанностей.
23. Право собственности и другие вещные права в РФ.
24. Обязательственное право в гражданском законодательстве.
25. Понятие и условия договора.
26. Расчетно- кредитные правоотношения в РФ.
27. Трудовое право РФ.
28. Уголовное право РФ.
29. Семейное право РФ.
30. Правоохранительные органы РФ.
31. Договорные отношения в семейном законодательстве.
32. Уголовные наказания в РФ.
33. Договорное право в РФ.
34. Трудовой договор: понятие, стороны и содержание.
35. Понятие и виды гражданско-правовых договоров в РФ.
36. Коллективный договор и соглашения.
37. Понятие и принципы федеративного устройства России.
38. Преступление: понятие и признаки.
39. Законодательный процесс.
40. Понятие, признаки и состав правонарушения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕФЕРАТА)
Цель написания контрольной работы (реферата):
• успешное усвоение студентом курса правоведение.
Задачи подготовки контрольной работы реферата:
• развитие у студента правовых знаний и умений;
• развитие у студента обще-учебных умений и навыков, а именно, умение внимательно воспринимать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и т.п. и учебно-информационных умений (умение вести библиографический поиск, пользоваться справочниками и словарями и т.п.).
Качество представленной контрольной работы (реферата) отражает степень овладения студентом данными знаниями, умениями и навыками.
Основные этапы работы над контрольной работой (рефератом)
1. Осмысленный выбор темы студентом, опирающийся на предложения преподавателя и собственные интересы.
2. Подбор необходимой для раскрытия темы литературы, выявление ее информационных возможностей.
3. Определение предполагаемой структуры контрольной работы (реферата), выбор логики изложения материала, составление плана.
4. Написание текста контрольной работы (реферата).
Контрольная работа (реферат) должна включать в себя титульный лист, содержание (оглавление), введение, 2- З главы, заключение и список использованной литературы. Объем реферата — 15 машинописных страниц. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цели и задачи контрольной работы (реферата), описывается ее структура, дается краткая характеристика использованной литературы.
В основных главах рассматриваются главные аспекты, раскрываются ключевые проблемы выбранной темы, излагается соответствующий материал.
В заключении подводятся итоги работы, делаются необходимые выводы. Не забудьте о списке литературы, который оформляется в соответствии с общепринятыми правилами библиографического описания.
Содержание контрольной работы (реферата) должно представлять собой авторский текст. Недопустимо прямое переписывание материалов, содержащихся в используемой литературе, без соответствующих ссылок.
ВЫБОР ТЕМЫ
Темы выбираются из предложенного выше списка. Номер Вашей темы должен соответствовать последней цифре номера Вашей зачетной книжки. Например, если номер Вашей зачетной книжки заканчивается на цифру «4», то Вы должны взять одну из тем под номерами 4,14,24,34. Если номер заканчивается на цифру «О», то Ваши темы-10,20,30,40.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Административно-правовая ответственность— одна из форм ответственности граждан и должностных лиц за посягательство ими на общественные отношения, связанные с государственным управлением. Административная ответственность может определяться, кроме КоАП, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами субъектов федерации.
Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Вина— психологическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его результатам.
Гипотеза - часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении (не наступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают, прекращаются или изменяются предусмотренные нормой юридические права и обязанности.
Государственный аппарат представляет собой совокупность органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.
Государственный орган - это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Гражданско-правовая ответственность — наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия.
Гражданско-правовые нарушения (проступки) — нарушение норм права в сфере имущественных и некоторых личных неимущественных отношений.
Дееспособность физических лиц - фактическая способность лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности, а также нести определению законом ответственность при совершении правонарушений.
Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах установленных действующим законодательством.
Диспозиция - часть нормы права, непосредственно раскрывающая содержание правила поведения, формулирующая права и обязанности субъектов в процессе урегулированных данной нормой правоотношений.
Дисциплинарная ответственность - заключается в наложении дисциплинарных взысканий администрацией предприятия, учреждения, организации, где трудится работник (или проходит службу), или вышестоящим, в порядке подчиненности, органом.
Дисциплинарный проступок— нарушение рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнения служебных обязанностей.
Закон— это принятый в особом порядке акт законодательного органа.
Императивный метод предполагает властное предписание абсолютно определенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.
Индивидуальный статус представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен и изменяется вместе с происходящими в жизни переменами. Он характеризуется особенностями положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении делами общества и государства.
Инкорпорация— такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.
Институт права- структурный элемент системы права, объединяющий специализированные нормы, характеризующие юридические понятия, категории, принципы.
Источник права в формально-юридическом смысле - это форма закрепления и выражения правовых норм, придания им общеобязательного официального характера.
Казус (случай) - факт, который возникает не в связи с волей и желанием лица (невиновное причинение вреда), т.е. когда субъект не мог и не должен был предвидеть неблагоприятные последствия.
Кодификация- наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта.
Консолидация представляет собой объединение мелких нормативно-правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный нормативно-правовой акт. Это возможно в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью и множественностью.
Конфедерация как форма территориального устройства отличается большей степенью самостоятельности субъектов, чем федерации.
Культурно-духовные права- это права на пользование культурно-духовным наследием, ценностями, накопленными в обществе, на формирование духовного мира личности. В данную группу входят:
Личные права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношениях с государством и обществом.
Метод правового регулирования (правовой инструментарий)— совокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов, прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.
Мотив правонарушения - внутреннее побуждение лица к совершенному им противоправному деянию.
Неосторожность - как форма вины в уголовном и административном праве делится на преступную небрежность и преступную самонадеянность.
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства. Вместе с тем, она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.
Норма права - относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий правовые нормы, обеспечиваемый силой государственного принуждения.
Нормы - это определенные стандарты, образцы позитивного поведения участников общественных отношений.
Нормы морали - правила поведения, регулирующие отношения между людьми в соответствии с утвердившимися в обществе нравственными ценностями, обеспеченные силой общественной мнения.
Нормы обычаев - правила поведения, складывающиеся в определенной общественной среде, передающиеся из поколения в поколение, соблюдающиеся в силу привычки в результате их длительного существования.
Нормы права - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и охраняемые его принудительной силой.
Нормы религии правила поведения, установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики в различных областях вероисповедания, регулирующие общественные отношения среди представителей религии.
Общественный порядок— это система стабильных, волевых, общественных отношений складывающихся в результате соблюдения всеми субъектами господствующих социальных норм (как правовых, так и неправовых: норм морали, религиозных, корпоративных и т.д.), обеспечивающих упорядоченность, согласованность и динамичности всех сфер жизнедеятельности людей.
Объект правонарушения - это те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние.
Объект правоотношения материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан, их организаций, и по поводу которых субъекты права вступают в правовые отношения, осуществляют свои права и обязанности.
Объективная сторона правонарушения - это внешнее проявление противоправного деяния (действие, бездействие), включающее в себя, кроме того: время, место, орудие совершения правонарушения, вредоносный результат и причинную связь между деянием и наступившим вредом.
Объективное право- это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридический обычай, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.
Отрасли материального права содержат нормы, которые закрепляют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (недопустимого) поведения субъектов права.
Отрасли процессуального права — это отрасли, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешения юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия).
Отрасль права - это наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородные группы общественных отношений. Именно однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую регулятивно-управленческую систему - отрасль права.
Подотрасль права - обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений.
Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политические нормы- это общие правила поведения, регулирующие общественные отношения в сфере достижения, осуществления и удержания политической власти.
Политические права определяют возможность участия граждан в управлении государством и обществом. Сюда относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, на участие в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранным, и т.д.
Понятие политический режим обозначает систему приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений в социально-политической системе, в роли субъектов которой выступают государство, общество, отдельные индивиды.
Право - регулирует и охраняет отношения, участниками которых являются люди.
Право - это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных, гарантированных принудительной силой государства правил поведения общего характера, являющихся регулятором общественных отношений и основывающихся на принципах естественного права.
Право на пользование родным языком, право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, право на доступ к культурным ценностям.
Правовая культура- составная часть цивилизационной культуры, определяющая:
фактическое, юридически значимое поведение личности; устойчивую привычку к правомерному поведению; отношение к праву, другим правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание и уважительное отношение к правам государства и гражданина.
Правовая культура личности - необходимая предпосылка и созидательное начало правового состояния общества, его цель и составная часть, вместе с тем - это степень и характер правового развития самой личности, которая находит выражение в уровне ее правомерной деятельности.
Правовая культура общества представляет собой обусловленное социально-экономическим, духовным и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свободы поведения личности в единстве с ответственностью перед обществом.
Правовая норма — это установленное или санкционируемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой общеобязательное, формально-определенное правило поведения субъектов, содержащее меру их свободы и ответственности, регулирующее типовые общественные отношения.
Правовая система— совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, методов, процедур, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, реализует меры юридической ответственности.
Правовое государство — это всеохватывающая организация общества, основанная на верховенстве закона, выражающего и воплощающего его общеобязательную волю..
Правовое регулирование — воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей.
Правовой обычай - общеобязательное правило поведения, соблюдаемое в установленных случаях субъектами права в силу целесообразности, традиции или привычки и обеспечиваемое мерами государственного принуждения.
Правовой статус - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права. Он отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, окружающими людьми.
Правовые средства — это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.
Правомерное поведение - деятельность в сфере социально-правового регулирования, основанная на выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении, исполнении и использовании.
Правонарушение - это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом, обязанным понести меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей юридической нормы.
Правоотношение можно определить как общественное отношение, в котором стороны связаны между собой юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.
Правоохранительная деятельность — это правоприменительная деятельность по охране правопорядка, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению юридических конфликтов, привлечению к юридической ответственности и т.д.
Правопорядок- это составная часть общественного порядка, это процесс соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, это итог воплощения законности в реальные общественные отношения.
Правосознание - это совокупность правовых представлений, взглядов, идей и чувств, эмоций, установок и др. проявлений, выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (к действующему или желаемому праву, юридической практике, правам и свободам гражданина и т.д.)
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.
Правотворчество - это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.
Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведения, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении. Круг этих отношений весьма широк и разнообразен. Юридически значимые отношения связаны с реализацией интересов трудового, управленческого, имущественного, семейного и т.д. характера.
Предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.
Предметом правового регулирования является та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Данный предмет включает в себя три основные группы общественных отношений:
Преступление - общественно опасное, запрещенное уголовным законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные формы собственности, права и свободы граждан, причиняющие вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.
Преступная небрежность лицо не отдает себе отчета в противоправности своего деяния, не предвидит его последствий, хотя могло и должно было их предвидеть.
При преступной самонадеянности — лицо осознает противоправность своего деяния, предвидит его вред и опасный результат, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить.
Применение права — это осуществляемая в специально установленных законом формах государственно-властная, организующая деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении актов применения права (индивидуально правовых актов).
Принципы права - это основные исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Проступки— это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные и иные отношения, не достигающие степени общественной опасности преступления.
Санкция- часть правовой нормы, в которой определяются мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.
Система права - это объективно существующее строение права, характеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих его норм, объединенных по соответствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.
Систематизация на электронных носителях предполагает создание специализированных компьютерных программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по предметно-хронологическому признаку).
Содержание правоотношений — это поведение субъектов правоотношений, в рамках которого реализуются их юридические права и обязанности по отношению друг к другу.
Состав правонарушения— это совокупность его элементов. Правонарушение будет основанием юридической ответственности только при наличии всех своих элементов. Элементами состава правонарушения являются: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Состав правоотношения — это его внутреннее устройство (структура). Изучение состава позволяет рассматривать правоотношение как сложное системное явление, в качестве составных элементов которого выступают предметы материального нематериального мира формирующие объект правоотношения; участвующие в правоотношении правосубъектные лица - субъекты правоотношения; наконец само поведение субъектов, складывающееся из субъективных прав и юридических обязанностей взаимокорреспондирующего характера - содержание правоотношения.
Социальные нормы - это выработанные обществом правила поведения, которые закрепляют и регулируют поведение людей, их объединений и тем самым, закрепляют типичные социальные связи и отношения.
Социальные права - это права на достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида. Среди них важное значение имеют право на труд, социальное обеспечение, право на жилище, право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Специальный или родовой статус отражает особенности положения отдельных категорий граждан (например: студентов, пенсионеров, военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Статус указанных социальных слоев, групп может иметь свои (дополнительные права, свободы, льготы, а также обязанности, предусмотренные в действующем законодательстве).
Структура правовой нормы— это внутреннее строение правовой нормы, деление ее на составные элементы (части) и взаимосвязь этих частей между собой.
Субъект правонарушения - лицо, достигшее установленного законодательством возраста, отдающее отчет о своих действиях и способное руководить ими.
Субъективная сторона правонарушения внутреннее, психологическое отношение правонарушителя к внешне выраженному деянию и его общественно-вредным последствиям.
Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.
Субъекты правоотношений - это лица, наделенные правосубъектностью (правоспособностью и дееспособностью), реализующие в рамках правоотношений субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.
Судебный прецедент- решение суда по конкретному юридическому делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел.
Уголовно-правовая ответственность - это негативное правовое последствие совершения преступления, заключающееся в применении к виновному негативных мер государственного воздействия в форме уголовного наказания (лишение свободы, конфискация имущества, исправительные работы) и т.д. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном Кодексе. Уголовная ответственность устанавливается только законом. Никакие другие нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом, установленных законом процедур, осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, внесения правоприменительного акта.
Учет самая простая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки. Учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов; использования автоматизированных систем.
Форма государственного (территориального) устройства представляет собой национальное и административно-территориальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между территориальными образованиями, в совокупности составляющими территорию государства, а также между центральными и региональными органами государственной власти.
Функции государства- это основные направления его деятельности, в которых выражается и конкретизируется его сословно-классовая и общечеловеческая сущность и которые, будучи объективно обусловленными потребностями объединенных политико- правовыми отношениями людей, задаются характером определенного общества.
Функции права — это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
Цель правонарушения - результат, к которому стремится (явно или косвенно) лицо, нарушающее требования правовых норм.
Экологические права- это права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или имуществу экологическими правонарушениями.
Экономические права - это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающие одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом. Это право частной собственности, право на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, как единолично, так и совместно с другими лицами, право да предпринимательскую деятельность, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии т.д.
Юридическая ответственность это обязанность лица претерпевать определенные лишения, предусмотренные санкцией юридической нормы, осуществляемые посредством государственного принуждения, выражающиеся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Юридическая фикция - заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка супругом, не являющимся фактическим родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным и т.д.).
Юридические факты— это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
ТЕСТЫ по дисциплине «Правоведение»
1. Политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велением обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом это:
а) общество;
б) политическая партия;
в) государство;
г) юридическое лицо.
2. Форма государство включает в себе:
а) государственно-правовой режим;
б) форму государственного устройства;
в) правовое регулирование;
г) форму правления.
3. Монархия бывает:
а) демократической;
б) абсолютной;
в) конституционной;
г) президентской
4. Союз суверенных государств созданных для достижения военных или экономических целей:
а) федерация;
б) республика;
в) монархия;
г) конфедерация.
5. Режим, в котором контролируется государством все сферы общества, называется:
а) демократическим;
б) авторитарным;
в) тоталитарным;
г) все ответы верны.
6. Какого кодекса нет в праве:
а) уголовного;
б) бюджетного;
в) гражданского;
г) налогового;
д) все вышеуказанные кодексы есть.
7. Основным Законом России является:
а) Трудовой кодекс;
б) Уголовный кодекс;
в) Конституция;
г) указы Президента.
8. Высшей юридической силой обладают:
а) постановления Правительства;
б) указы Президента;
в) законы;
г) решение органов местного самоуправления.
9. Конституция России была принята:
А) 12 июня 1993г.
б) 12 декабря 1993г.
в) 7 ноября 1994г.
г) 4 ноября 1992г.
10. В действующей Конституции РФ :
а) 9 глав
б) 8 глав
в) 10 глав
г) 12 глав
11. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто на срок более:
а) 24 часов
б) 36 часов
в) 48 часов
г) 72 часов
12. К ведению Совета Федерации относятся:
а) отрешение Президента РФ от должности
б) решение вопроса о доверии Правительству РФ
в) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ
г) объявление амнистии
13. Федеральные законы принимаются:
а) Президентом РФ
б) Советом Федерации
в) Конституционным Судом
г) Государственной Думой
д) Правительством РФ
14.Исполнительную власть РФ осуществляет:
а) Федеральное Собрание
б) Президент РФ
в) Верховный Суд РФ
г) Правительство РФ
15. Финансирование судов производится:
а) из бюджета субъекта РФ
б) из федерального бюджета
в) из бюджета муниципальных органов
г) из бюджета ООН
16. Конституционный Суд РФ состоит из:
а) 10 судей
б) 15 судей
в) 19 судей
г) 23 судей
17. В ведении Российской Федерации находятся:
а) разграничение государственной собственности
б) общие вопросы воспитания, образования, науки
в) судоустройство, прокуратура
г) государственные награды и почетные звания РФ
18. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся:
а) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат
б) определение статуса и защита государственной границы
в) установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ
г) метеорологическая служба, стандарты, эталоны
19. В Государственной Думе:
а) 250 депутатов
б) 350 депутатов
в) 450 депутатов
г) 550 депутатов
20. По Гражданскому кодексу субъектами гражданских правоотношений являются:
а) правоохранительные органы
б) юридические лица
в) муниципальные образования
г) политические партии
21. Права, перечисленные в Гражданском кодексе:
а) иметь имущество на права собственности
б) право на труд
в) право на жизнь
г) избирать место жительства
22. Полная гражданская дееспособность возникает с :
а) 17 лет
б) 18 лет
в) 21 года
г) 22 года
23. Организация, имеющая в собственности обособленное имущество и, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, называются:
а) муниципальное образование
б) субъект РФ
в) трудовой коллектив
г) юридическое лицо
24. Правовой способ прекращения юридических лиц:
а) уничтожение
б) реорганизация
в) банкротство
г) ликвидация
25. К коммерческим организациям относятся:
а) товарищества
б) фонды
в) ассоциации
г) производственные кооперативы
26. Высшим органом ООО являютея:
а) Совет директоров
б) Общее собрание его участников
в) дирекция ООО
г) все ответы неверны
27. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, называется:
а) Общество с ограниченной собственностью
б) ОДО
в) Унитарное предприятие
г) Акционерное общество
28. К вещным правам лиц, не являющихся собственниками относятся:
а) право постоянного ( бессрочного ) пользования земельным участком
б) право государственной собственности
в) сервитут
г) общая собственность
29. К объектам гражданских прав Гражданский Кодекс относит:
а) граждан РФ
б) юридические лица
в) вещи
г) информация
30. К недвижимому имуществу Гражданский Кодекс относит:
а) деньги
б) морские суда
в) земельные участки
г) ценные бумаги
31. К первоначальному приобретению права собственности относятся:
а) реквизиция
б) строительство
в) наследование
г) приватизация
32. Иск об истребовании в натуре своего имущества из чужого незаконного владения это:
а) негаторный иск
б) виндикационный иск
в) иск об истребовании
г) все ответы неверны
33. Правоотношение, в котором одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие это:
а) сервитут
б) договор
в) обязательство
г) акцепт
34. К мерам обеспечения обязательств относятся:
а) неустойка
б) поручительство
в) залог
г) все вышеуказанные меры неверны
д) все вышеуказанные меры верны
35. Обязательства прекращаются:
а) предоставлением отступного
б) банковской гарантией
в) соглашением сторон
г) все вышеуказанные ответы верны
36. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей называется:
а) трудовой договор
б) коллективный договор
в) соглашение
г) все ответы верны
37. Коллективный договор заключается на срок не более:
а) 1 года
б) 2 лет
в) 3-х лет
г) 5 лет
38. Сторонами трудового договора являются:
а) дирекция и профсоюз
б) профсоюз и работник
в) работодатель и работник
г) работодатель и профсоюз
39. Срочный договор заключается с:
а) лицами, направляемыми на работу за границу
б) со студентами дневной формы обучения
в) с лицами работающими по совместительству
г) с руководящими работниками
д) все ответы верны
40. Заключение трудового допускается с лицами достигшими:
а) 16 лет
б) 17 лет
в) 18 лет
г) 21 год
41. Срок испытания при приеме на работу не может превышать:
а) 1 мес.
б) 2 мес.
в) 3 мес.
г) 4 мес.
42. Испытание при приеме на работу не устанавливается для:
а) руководителей
б) беременных женщин
в) лиц не достигших 18 лет
г) все ответы верны
43. Работник при увольнении по собственному желанию должен предупредить работодателя за:
а) 1 неделю
б) 10 дней
в) 2 недели
г) 3 недели
44. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:
а) ликвидации организации
б) совершения работником хищения
в) однократного опоздания на работу
г) все ответы верны