Особое внимание необходимо обратить на приложения к Эклоге в виде Земледельческого, Военного, Морского и Моисеева законов. Нужно дать краткую характеристику каждому из них

В конце 20-х гг. VIII в. был создан Земледельческий закон. Он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Земледельческий закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, регулирующих отношения крестьянской общины (ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и т.д.).

Важную роль имел Морской закон, который определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Важные значения имел Моисеев закон. Он считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной Римской империи. Он включал в себя морально-религиозные предписания и нормы, заимствованные из Ветхого Завета. Они рассматривались как юридические нормы, применяемые на практике. В тесной связи с религиозными преступлениями в Эклоге рассматриваются государственные преступления. Так, всякое покушение на византийского императора воспринималось как покушение на посланника Бога на земле. Поэтому всякое покушение на него однозначно рассматривалось и как религиозное преступление (ст.3). Необходимо назвать и другие виды государственных преступлений, обозначив установленные за них наказания.

В Эклоге рассматривается целый ряд преступлений против личности. Этой категории преступных деяний посвящены ст. 42, 45-51 титула XVII Эклоги.

В духе христианских заповедей значительную группу в Эклоге образуют преступления против семьи и нравственности. К ним относятся не только так называемые содомские грехи: скотоложество (зоофилия), мужеложество (гомосексуализм), но и кровосмесительство, прелюбодеяние, двоеженство, изнасилование девушки и др. Эти преступления как наиболее дерзкое попрание христианской морали карались, как правило, смертной казнью или членовредительскими наказаниями.

В период с VI по XIвв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны – сборники светского и канонического права, а в XIIв. появляются комментарии к ним. По существу номоканоны были источниками церковного права. В византийское право в это время активно проникают воззрения христианской церкви. Номоканоны обладали высшей юридической силой, т.е. содержали нормы канонического права, а так же частные заимствования светского императорского права. Наибольшее значение имели номоканон «Схоластика» VIв. и номоканон VIIв., переработанный патриархом Фотнем в 883 г.

В Древней Руси были известны два номоканона в 50 и 14 титулов в славянском переводе. Первый из них, дошедший до Руси, принадлежащий Иоанну Схоластику (патриарху Константинопольскому) содержал каноны десяти соборов (четверых – вселенских и шести - поместных). Примерно в это же время составляются первые сборники императорских законов по делам церковным.

Содержащийся в Эклоге правовой материал отражался и в более поздних памятниках византийского права. Отдельные положения Эклоги, и прежде всего ее XVII титул были известны славянским народам: в сильно переработанном виде он вошел в состав Закона Судного и в Кормчие книги.

В третий период истории византийского права при Василии были опубликованы в 879 г. Эпаногога и «Прохирон» (под заглавием «Градского закона»). Они входили в состав «Кормчей книги» (« Леона царя премудрого и Константина главизны о совещании обручения и о брацех о иных различных вредах»).

Прохирон» представлял собой краткое учебное пособие для судей. Он был обличен силой закона. «Прохирон» был более полным документом, чем Эклога и содержал в себе нормы Кодификации Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений Эклоги, преимущественно уголовное законодательство. «Прохирон» в последующие века стал важным источником права Византии и оставил заметный след в развитии права славянских государств.

В период между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей – соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога (переработанное повторение), воспроизводившей многие положения Прохирона и Эклоги. Новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства, точность формулировок снискали документу авторитет в Византии. Вместе с Номоканоном они входили в состав Кормчей книги.

В 888-889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики (Базилики), или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Они в себя 60 книг, разделенных на титулы и статьи. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной Римской империи. В «Базилики» не вошли те положения из кодификации Юстиниана, которые, по мнению составителей, не имели практического значения. Из кодекса и Новелл Юстиниана был исключен также ряд конституций, которые были пересмотрены последующим законодательством.

Каждый титул Василик (Басилик) начинался с фрагмента текста одного из римских юристов, цитируемых в Дигестах, затем следовали соответствующие дополнения из Кодекса, институций и Новелл, даваемых в греческом переводе и комментариев византийских юристов VI в. (Феофила, Дорофея и др.). Большая часть Василик была посвящена вопросам частного права, правовому положению лиц: кн. 46 – о статусе свободных людей; кн. 48 – о рабах; кн. 55 – о крестьянах; кн. 45 – о наследованном праве. К сожалению, Василики не дошли до нас в полном виде(36 книг дошли в более полном виде, 7 с пропусками, а из 17 остальных сохранились только отрывки), а ряд книг (в том числе кн.50 – о праве собственности и владении) сохранились лишь в отрывках.

В Х веке после Василик появляются частные нормативные источники права Византии, которые широко использовали законодательные акты императоров – новеллы и хрисовулы (императорские грамоты), издававшиеся императорами и предоставляющие привилегии отдельным лицам либо монастырям. Некоторые из них содержат в себе положения права, светского и церковного. Так, например, новеллами Льва Мудрого разрешалось государственным чиновникам бесконтрольно приобретать земли в подведомственных им округах, снимался запрет о взимании процентов и т.п.

Заметное влияние на развитие поздневизантийского права оказали и некоторые частные юридические сборники. Получила известность Книга Эпарха, изданная в Х веке и содержавшая сведения о ремесленно-торговом укладе византийских городов.

Важным источником было Шестикнижие Константина Арменопула, изданное около 1354г., которое являлось частным сборником норм гражданского и уголовного права. На Руси были известны и другие византийские сборники: «Закон Судный людем» (около 845-856гг); Книги законные (XII в.) – компиляции частных лиц.

Наши рекомендации