Журналистика как социальный институт
Социальная позиция
Следует отчетливо различать жизненную позицию человека, его политическую позицию и позицию профессиональную . В научной литературе не обнаруживаеется четкого видения смысла этих понятий. Есть понятие «социальная позиция », разрабатываемое социологами . Независимо от него в литературе по этике встречаются обращения к понятию «жизненная позиция». Специалисты по профессиональной этике говорят о профессиональной позиции журналиста, имея в виду конкретизацию его позиции как автономной личности в условиях профессиональной деятельности…
Как складываются позиции?
Жизненная позиция формируется у человека на основе его обогащенной моральной установки в ходе тех нравственных исканий, которые сопутствуют освоению им накопленного обществом морального опыта.
В контексте рассуждений жизненная позиция представляется проявлением в самосознании личности достигнутого уровня идентичности. При этом в ней обнаруживается мера тождества человека не только с самим собой, но и с социумом (персональная и групповая идентичность). Тем самым предопределяется степень его моральности и степень включенности в социокультурные процессы.
Тот факт, что жизненная позиция интегрирует в себе установки на самореализацию личности в самых разных направлениях, дает основания рассматривать это понятие как общее , родовое для группы понятий, в которых отражаются элементы самосознания, связанные с конкретными направлениями самореализации . С этой точки зрения политическая и профессиональная позиции , равно как и другие, обусловленные ролевыми характеристиками личности, выступают в виде определенных граней жизненной позиции.
Формирование позиций, связанных с определенной социальной ролью человека, — достаточно автономный процесс. Бесспорно, на него влияет жизненная позиция , выступающая в качестве уже в некотором роде обозначившейся нравственной платформы личности . Но в то же время он и сам оказывает на нее влияние , поскольку представляет собой момент решения конкретных задач развития идентичности.
С учетом сказанного политическая позиция человека представляется отражением в его самосознании достигнутого им уровня идентичности с определенной политической идеологией и соответствующими политическими силами. Вызывая необходимые установки на соответствующие отношения и деятельность, она становится важным условием его успешной самореализации в этой сфере.
Профессиональная позиция оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются ему необходимые для его профессиональной деятельности психологические установки . В их ряду — и установки на систему профессионально-нравственных отношений, обусловленные мерой идентичности, соответствия его профессионально - нравственных представлений тем представлениям , которые аккумулированы в профессионально-нравственном сознании группы.
Профессионально-нравственные представления журналистской общности , определяющие основу профессиональной позиции журналиста , выступают в качестве доминанты его профессионально- нравственного сознания. По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональное достоинство», «профессиональная честь».
9.
10.
На тему принципов журналистики написано и сказано, пожалуй, больше, чем на любую другую тему в теории журналистики. Дискуссия по этому вопросу идет давно. Почти сто лет назад Ленин в своих работах обращал особое внимание на роль прессы в общественно-политической жизни и выдвигал принципы партийности, народности и классовости…Проблема принципиальности журналистов, сообщающих о событиях в СМИ, привлекает все большее внимание со стороны общественности. Журналистов обвиняют в беспринципности.
Но что такое принципы журналистики, какого журналиста можно назвать принципиальным? Принцип (от лат. principium - начало, основа) - внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.
Следует иметь ввиду: каждый журналист, каждая редакция сами для себя выбирает свод правил, принципов, которых она будет придерживаться. Причем этот выбор может отличаться от идеала, описанного в теории журналистики. В погоне за деньгами, славой, престижем принципы лишь помеха. Тем более что за их отсутствие не наказывают, как, например, за кражу или хулиганство.
Одно дело — профессиональный долг и принципы для сотрудников еженедельника « Аргументы и факты», ориентированного в первую очередь на удовлетворение конкретных запросов аудитории по поводу недостающей ей информации. Другое дело — профессиональный долг и принципы для коллектива редакции «Новой газеты» :
• сделать прозрачной для читателей деятельность властных структур, поставив тем самым ее под контроль общественности ;
• помочь человеку в условиях социального расслоения, социальной нестабильности и незащищенности выстоять, не потерять чувства человеческого достоинства, способности к сопереживанию и взаимодействию, ощущения радости жизни;
• вопреки тенденциям к засорению и обеднению речи, сопутствующим времени социальной неустроенности, нести в аудиторию яркий, живой, выразительный русский язык.
На понимание профессионального долга влияют политические позиции журналистов. Скажем , сотрудники газеты « Сегодня », в силу своего понимания профессионального долга , настроены на разностороннее освещение сложных экономических и политических ситуаций , дающее читателю некоторую возможность составить свое мнение о происходящем. Совсем другое видение профессионального долга у членов редакционного коллектива газеты «Завтра», на страницах которой господствует однозначное отрицание существующего политического режима и затеянных в стране экономических реформ, имеющее целью организацию протестного движения .
Между тем наличие в ряду функций современной журналистики и развлекательной функции ( а именно с ней прежде всего связывает свою деятельность бульварная пресса) отнюдь не предполагает, что выполнять эту функцию следует с помощью средств, принципиально не соотносимых с общей формулой журналистского долга . Связанная с потребностью человека в релаксации, в поддержании нормального жизненного тонуса, развлекательная функция прессы может успешно осуществляться и в рамках предписаний долга . Но такая ориентация требует от редакционных коллективов более глубокого понимания сущности журналистского дела , более высокой степени профессионализма .
Вот таким образом происходит самовозложение профессионального долга. Так исполняется долг .
В условиях, когда в силу экономических причин Журналистика попадает в зависимость, процесс самоопределения и самовозложения профессионального долга самым серьезным образом осложняется и для редакций, и для отдельных журналистов. Это вызвано тем, что такая зависимость , как правило , превращает прессу в орудие борьбы враждующих экономических группировок и связанных с ними политических сил . Перед редакционными коллективами встают цели , обусловленные не столько исконно присущей журналистике функциональной спецификой , сколько интересами структур , в деятельность которых СМИ включаются поневоле. В результате естественный ход самоопределения долга в практике журналистов заметно деформируется .
Данное обстоятельство нередко приводит к тому, что возникают конфликты между профессиональным и служебным долгом журналиста (деонтологические противоречия). Служебный долг , выступающий в качестве регулятора взаимодействия членов производственных коллективов ( в том числе творческих ) с помощью административно - должностных инструкций , в подобных условиях может потребовать от журналиста пренебрежения профессиональным долгом . Возникающие коллизии решаются по - разному , но чаще всего драматично . Одним участникам конфликта приходится по собственной воле или против нее оставлять редакцию . Другие постепенно превращаются в циников , для которых профессиональный долг — не более чем пустые громкие слова. Третьи обретают такую степень « пластичности », когда становится естественным убеждение , что «журналисту позиция не нужна » .
Ситуации подобного рода служат признаком неблагополучия в отношениях СМИ и общества . Они говорят об утрате журналистикой ее самостоятельной роли . И не удивительно , что именно те , для кого профессиональный долг становится одним из нравственных императивов , чаще всего предпочитают статус « независимого журналиста », свободного от необходимости подчиняться предписаниям служебного долга, хотя это в большинстве случаев ухудшает их материальное положение .
Принципы журналистской деятельностисегодняв общем понимании: правдивость и объективность, гуманизм, демократизм.
11.
Формирование социальной позиции. Социально-мировоззренческая, общественно-политическая позиция. Трансформация принципа "партийности печати".
12.
Что есть свобода информации, и как она сопряжена со свободой слова? Как себя чувствуют СМИ в нашем современном обществе? И как должна регулироваться журналистская практика на самом деле?
Расходы государственного бюджета на финансирование государственной системы СМИ в последние годы возросли в арифметической прогрессии. Будучи заинтересованными в увеличении финансовых поступлений от государства и, не являясь при этом полностью подконтрольными ему, редакции в представляемых на финансирование сметах могут намеренно завышать тираж. На смену легальной политической цензуре советского времени теперь в систему СМИ фактически пришла монополия финансирования или иначе - возникновения так называемого административного ресурса, что позволяет хотя и опосредованно, но не менее эффективно воздействовать на информационные каналы в собственных интересах.
Означает ли это, что власть предержащие превышают свои полномочия, ограничивая свободу журналистской деятельности?
Не так давно в средствах массовой информации США разразился скандал. Касался он, собственно, одного издания, но его более чем широкая известность и суть пролившейся на свет истории взбудоражили как самих журналистов, так и общественное мнение.
Выяснилось, что один из репортеров газеты "Нью-Йорк Таймс" сдавал на протяжении определенного времени в печать... заведомо ложную информацию. Видимо, чтобы не утруждать себя поисками оригинального материала и одновременно привлечь внимание читателей, этот "журналист" решил ступить на литературную стезю. Естественно, если бы его публикации выходили на литературной странице - к примеру, под рубрикой "выдуманные истории", то никаких претензий к автору ни читатель, ни редактор не имели. Но наш герой служил в газете репортером и должен был поставлять в редакцию факты, а не высосанные из пальца сюжеты.
Скандал был настолько велик, что в отставку со своих постов вынуждены были подать и главный редактор "Нью-Йорк Таймс", и исполнительный редактор, ответственный за деятельность своего горе-сотрудника. Последний, конечно, был также незамедлительно уволен.
Об этом инциденте поведал профессор Гарвардского университета Марк Крамер.
Тема дискуссии была посвящена проблемам творческой свободы журналиста в современном мире, его возможностям объективно излагать факты, а также некоторым этическим аспектам, с которыми приходится сталкиваться работникам средств массовой информации в освещении тех или иных событий.
Кстати, пример, приведенный выше профессором Крамером, был не в столь давние времена почти рядовым: репортеры чуть ли не соревновались в своих фантазиях, пытаясь как можно "достовернее" изобразить тот или иной факт. Однако со временем не приукрашенный, но правдивый репортаж с места события, или самая обычная, но достоверная информация взяли над "литературой" верх. Читатель стал предпочитать факт, и это отразилось на концепции всей сегодняшней прессы: ложь стала самым страшным ее грехом. Вот почему скандал в "Нью-Йорк Таймс" принял столь жесткий оборот: ее редакторам пришлось сделать выбор между личной карьерой и репутацией солидной газеты - естественно, в сторону последнего.
Проведенное руководством газеты тщательное внутреннее расследование и, самое главное, публичная огласка результатов этого расследования стали своего рода очищением перед главным судьем - читателем. В данном случае речь даже не шла о конкретных личностях, виновных в публикации лже-сообщений - на повестке дня стояла честь профессии, достоинство газеты. Чтобы не подвергнуться остракизму читателя, необходимо было доказать, что случившееся - действительно из ряда вон выходящий случай и журналистский цех Америки воспринимает его как настоящее ЧП.
Сегодня скандалы никто не придумывает, и не только потому, что в период широчайшей гласности, при которой мы живем, их выдумывать не надо - они сами рвутся на страницы газет, но и потому, что поставщики этих скандалов или обычной информации - журналисты знают, что получить свой заработок можно лишь при условии "изготовления" чистого продукта. Производство же неправдивой информации означает профессиональное самоубийство. Что доказал и случай в "Нью-Йорк Таймс".
Однако всегда ли правда, изображаемая в печатных и электронных средствах массовой информации, отражает действительно объективную картину происходящего, всегда ли журналист беспристрастен в передаче информации? Этично ли журналисту заниматься подтасовкой фактов, насколько правомерен его личный взгляд при освещении события?
Правила журналистской этики выражены по сути тремя словами: не прибавляй, не придумывай, не вводи в заблуждение. Если журналист придерживается этих правил, у него никогда не возникнет проблем ни с читателем, ни с редактором издания.
Конечно, чтобы выполнять эти заповеди, необходимо следовать другим не менее важным условиям - например, обращаться при подготовке материала к авторитетному источнику, проверять достоверность полученных сведений, в спорной ситуации дать возможность высказать свое мнение разным сторонам. Авторитетные издания потому и пользуются авторитетом, что их редакторы и корреспонденты руководствуются в своей работе этими условиями.
Сами этические стандарты деятельности американской журналистики неизменно растут. То, что было возможным для репортера вчера, сегодня требует переосмысления с точки зрения защиты частной жизни, или, наоборот, то, что считалось невозможным вчера, сегодня кажется нормой. Для журналистики нет запретных тем и запретных лиц .
Обычный рецепт для решения подобной проблемы - так называемый объективный стиль. Есть некий общепринятый стиль, который помогает преподнести читателю ту или иную информацию беспристрастно. В американской прессе объективность, как правило, сводится к тому, чтобы выбрать две точки зрения на одну проблему и преподнести их читателю или зрителю. Правильнее было бы говорить о всесторонности. Но объективность совершенно не предполагает одного и того же подхода к исполнителям террористических актов и к их жертвам.
13.
Аспекты свободы
Основой функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью — правовой и этической. Чем больше свободы действий, а значит и возможностей влиять на общественную жизнь предоставлено журналистике, тем выше мера ее ответственности за характер и последствия использования этой свободы. И каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, обязан отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть. То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, правильно толковать и применять основные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня составляют богатое правовое поле российской журналистики.
Журналистская этика — понятие, которым обозначается изучение и практическое применение стандартов профессионального поведения в журналистике. Понятие «журналистская этика» относится к области принятия решений при отборе новостей, а понятие «этика в журналистике» подразумевает кодекс поведения, предписанный сотрудникам редакций. Журналистская этика распространяется на процесс принятия решений в специфических ситуациях, и здесь выбор должен соотноситься с фундаментальными правилами и принципами. Для журналистов и других работников информационной сферы это означает необходимость сделать такой выбор, который согласовался бы с правилами и принципами профессии, записанными в этическом кодексе.
К числу важнейших принципов журналистики относятся правдивость и объективность. Но порой наша пресса ради сенсации публикует заведомую ложь, информацию о несуществующих, надуманных событиях. Также в условиях вседозволенности участились случаи использования СМИ для сведения групповых и личных счетов, для выражения разного рода амбиций и пристрастий. Многие издания разных типов и уровней отличаются низкой культурой полемики, искажают позицию оппонента, демонстрируют стойкое неприятие чужих мнений.
Профессия предоставляет журналисту право и обязанность вершить от имени общества публичный моральный суд над явлениями, привлекающими общественный интерес. Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала — во всем этом обязательно проявляется и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. То есть моральные отношения вплетены в содержание его работы, а сама она от начала до конца предстает как нравственная по своему характеру деятельность.
Собирая факты, журналист обращается к разным источникам информации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному.
Люди не обязаны сообщать журналисту сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты. Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы.
Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций — один из главных признаков профессиональной зрелости журналиста, его воспитанности. Так как цель журналиста — получение объективных сведений, не стоит задавать вопросы, которые прямо или косвенно подсказывают собеседнику тот вариант ответа, в котором заинтересован репортер. Большое значение имеет порядок вопросов, их последовательность и сочетаемость. Недопустимы покровительственный или, наоборот, заискивающий тон беседы, а также категоричность высказываний. Чтобы избежать промахов, нужна большая подготовительная работа.
Уровень сбора информации, а затем и качество публикации существенно снижается, если у журналиста нет наблюдательности и интереса к людям, способности быстро и верно оценивать их психологическое состояние. Этические ошибки — следствие и его некритической оценки своей осведомленности о предмете разговора, неумения слушать, постановки нетактичных вопросов... Избежать этого помогут самоконтроль, нестандартное мышление, забота об авторитете газеты, радиостанции, телепрограммы.
Коллективным источникам информации, используемым в ходе формального и неформального общения, относятся собрания, совещания, конференции, заседания «круглых столов», пресс-конференции, беседы с группой людей в неофициальных условиях. Ценность такого рода источников обусловлена природой общения (демократизм, критика, самокритика), что помогает журналисту точнее сориентироваться в явлении, ситуации, проблеме, расширить свои представления о них, проверить первоначальные наблюдения или, скажем, найти интересного человека, важную тему. Но при последующем использовании сведений, полученных из коллективного источника, важно соотнести их с почерпнутыми из других источников.
Довольно часто журналист прибегает к документам, представляющим собой любые зафиксированные знания, которые могут быть использованы для справок, изучения, доказательств.
Для положительного материала допустимо собирать сведения, не представляясь информирующим лицам. Неведение последних позволяет увидеть суть дела изнутри, пронаблюдать людей в естественной обстановке, ведь визит журналиста часто вызывает напряженность, волнение будущих героев. Для критической корреспонденции также возможен сбор сведений, при котором источники информации не догадываются о том, что стали объектом внимания журналиста, или об истинной цели сбора. Такой прием порой сочетается со скрытым фиксированием информации — «лицедейством». Однако включение диктофона без ведома собеседника и его согласия не только не рекомендуется, но и прямо запрещено законодательством.
Более честным и принципиальным является открытый сбор сведений. Принципиальная позиция заставляет журналиста прямо и недвусмысленно выражать свое отношение к отрицательным фактам: высказать все открыто и честно.
Полная драматизма социально-экономическая и политическая обстановка в стране, отсутствие единой идеологии, конкуренция средств массовой информации, эйфория журналистов от осознания своей реальной силы как «четвертой власти» в России (после законодательной, исполнительной и судебной), недостаточная компетентность, ощущение безнаказанности за ошибки привели к многочисленным нарушениям правовых и этических норм. Практика освещения только негативных фактов, нагнетания нервозности особенно недопустима на телевидении, аудитория которого во много раз больше читательской.
Для журналистов существует соблазн занять внешне эффектную радикальную позицию, потрафлять дурным вкусам, ублажать обывателя дешевой сенсацией, скандальными историями. Такие подходы чреваты размежеванием различных социальных групп населения, расколом массовой аудитории.
Скандальность журналисты порой отождествляют с популярностью. Неудивительно, что в СМИ нередко появляется заведомо ложная информация, в которой доводы журналиста строятся на ставших уже штампами словосочетаниях: «По неподтвержденным данным», «Как нам сообщил источник», «Как нам стало известно»... На этом строится фальсификация, к которой прибегают в некоторых изданиях, когда журналист придумывает событие и плоды своей фантазии выплескивает на газетные страницы.
Правда, в последнее время процент таких фальсификаций становится меньше. Это связано с возрастающим недовольством читателей, которые откликнулись на подобные публикации и, узнав истинное положение дел, почувствовали себя обманутыми. Многие газеты, прислушивающиеся к аудитории, отказываются от фальсификаций. Но пока далеко не все.
Не уменьшается количество исковых заявлений граждан, чьи честь и достоинство унижены или оскорблены печатно или в эфире. Число исков свидетельствует о том, что средства массовой информации, твердя о правах человека, часто эти права попирают.
Средства массовой информации внесли огромный вклад в борьбу с тоталитаризмом, но зачастую сами выходят за правовые рамки. По отношению к государству и обществу у средств массовой информации не должно быть двойных стандартов и двойной морали. Раз действует конституционный принцип свободы массовой информации, должен действовать и принцип недопустимости злоупотребления этой свободой и нарушения законодательства о средствах массовой информации. Правы те, кто полагает, что следует заново возвысить понятие профессионального долга журналиста как служения прессы обществу. На этой основе будет формироваться новая журналистская деонтология — целостная система различных норм, обеспечивающих достойное выполнение всего объема обязанностей, рассматриваемых как профессиональный долг.
Чрезмерная горячность, категоричность и митинговость газетных страниц, передач радио и телевидения, занимаемая журналистами позиция противостояния, не привносит позитивного вклада в гармонизацию общественных отношений. Подлинный радикализм журналистской позиции должен заключаться в стремлении обеспечить духовную консолидацию всей массовой аудитории, в умении толково распорядиться неоценимым потенциалом печатной строки, телевизионного кадра, звучащего радиослова во имя здравого смысла, во благо идеалов социальной справедливости, ориентации на подлинные нужды всех слоев населения.
14.
Исторические типы журналистики(феодально-монархическая, религиозно-клерикальная, буржуазная, социалистическая,СМИ в переходный период развития обществ.)
Современная журналистика накопила огромный опыт, результаты которого осмысливает, типологизируя и классифицируя их. В процессе классификации СМИ, жанров, типов творчества и т.д. выявляются существенные закономерности функционирования журналистики, характеризующие ее с внутренней стороны. Типологизация же журналистики со стороны ее социальности, т.е. с точки зрения социально-политической содержательности ее текстов, позволяет осмыслить ее социальный опыт. В этом плане историческая типологизация журналистики необходима для понимания ее настоящего, в котором все типы журналистики, возникшие в прошлом, сосуществуют с некоторой редакцией содержания, соответствующего потребностям времени, поскольку существуют социальные слои, взывающие тот или иной тип журналистики к жизни.
Всякий тип журналистики представляется в качестве определенной целостности, возникшей в результате взаимных отношений различных социально-политических сил исторического процесса, в котором отражаются и выражаются интересы того или иного социального слоя. "Отнесение конкретного журнала или газеты, программы ТВ или РВ к одному из исторических типов - результат высокого обобщения на основе "ядра" позиции и играемой в обществе роли, главной социальной направленности" (Е. П. Прохоров )
В типологии журналистики, таким образом, за точку отсчета берется ее социальная укорененность, проявляющаяся в соответствии содержания ее текстов потребностям класса или социального слоя, то есть социально-политическим интересам. Согласно этому принципу выделяются: феодально-монархическая журналистика, отражающая интересы класса аристократов: дворян, помещиков, баронов, князей и других представителей аристократического сословия; религиозно-клерикальная, отражающая интересы церквей, которые то поддерживают светскую власть, то конкурируют с ней, испытывая с ее стороны давления, то сами претендуют на государственную власть; буржуазная, отражающая интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, и, наконец, социалистическая журналистика, возникшая в недрах буржуазного общества, как журналистика, призванная защищать интересы непосредственного производителя материальных и духовных благ: рабочих, крестьян, интеллигенции.
Современные исследователи сегодня понимают относительность данной типологии с точки зрения ее количественной репрезентативности, поскольку грани между названными типами журналистики условны. Однако небольшое число типов журналистики означает лишь то, что в них "схвачены" сущности более высокого порядка, позволяющие познавать другие. В политических изданиях все названные типы журналистики представлены, и они могут служить в качестве точки отсчета, инструментом познания политического поля журналистики. Не все воспринимают подобную типологию в качестве инструмента познания, поскольку не все сформулированные типы журналистики желательны тем или иным идеологам.
Каковы основания классификации социокультурных моделей журналистики у Корнилова? Корнилов сделал первую попытку классификации определенного множества социокультурных моделей журналистики, в которых отражается более многомерная социальная реальность, чем это возможно при типологизации. Его классификация моделей журналистики более адекватна реальности. Поскольку журналистика в своих текстах отражает не только и не столько социально-политические интересы и потребности населения, но все социально и культурно значимые явления, включая мифологические, бытовые (особенности жилища, питания и т.п.)... Корнилов хорошо понимает условность, выделяемых им форм, связанную с формализацией знаний об объекте, и предполагает дополнения.
Корнилов выстраивает модели журналистики по различным основаниям: территории распространения, каналов передачи, правовой санкционированности, политической направленности, качеству. Это позволяет ему характеризовать те или иные содержательные стороны журналистики с точки зрения ее возможностей и качества. Сущностные ее характеристики проявляются, благодаря парной представленности моделей: глобальная - региональная, печатная - аудиовизуальная, официальная -неформальная, континентальная - островная, качественная - бульварная, демократическая - тоталитарная.
С содержательной стороны эти модели акцентируют внимание на своеобразный антагонизм пар социокультурных миров: глобальная - интернационализирована, распространяется через телевизионные и компьютерные сети (Интелсат, Интернет) и региональная - национализирована, ее издания территориально закреплены; печатная - старейшая, развивается уже в течение четырех веков, аналитическая и сервисная, и аудиовизуальная - еще молодая, но активно прокладывающая себе дорогу, информационными и культурно-рекреативными передачами и программами. В моделях зафиксирована жесткая конкурентная борьба, но при этом отражена их взаимодополняемость, в которой одна обеспечивает жизнь своему антиподу уже фактом своего существования: глобальная вызывает к жизни стремление населения к культурной идентификации, которое удовлетворяется региональными СМИ. Недостаточная аналитичность аудиовизуальных средств способствует обращению граждан к газетам и журналам, - печатным текстам и, наоборот: потребность в развлекательном шоу заставляет включить телевизор.
Выделение официальной и неофициальной журналистики позволяет оценивать журналистику как с политико-правовой точки зрения, так и с позиций ее качества. В этом плане пары "демократическая и тоталитарная", "качественная - бульварная" журналистика пересекаются с ней. Заслуживают внимания и характеристики пары "континентальная - островная", где "континентальная" (преимущественно романо-германская, комментаторская, аналитическая), противостоит "островной" (англо-американской, информирующей, поставляющей факты). "Островная" использует новейшие технологии, стремясь к экспансии, но единый ментальный фон (обе функционируют, прежде всего, в лоне европейских ценностей) позволяет им осуществлять диалог, препятствуя проникновению в свое информационное поле бульварной журналистики с оппонирующей сторон. Принцип парности социокультурных моделей журналистики позволяет более глубоко понять информационные потоки, их действия, противодействия и подводные камни. Так, мы знаем, что "островная" журналистика - это высокие технологии, большие возможности, информативность, индивидуалистичность, следовательно, она и представляет основу глобальной модели, которая интернациональна. Эти модели журналистики и представляют "коренного жителя" сетевого общества, о котором пишет Кастеллс, как об опасном своей анонимностью, угрожающей безответственностью. Но им противостоят: континентальная, региональная, печатная, качественная, демократическая журналистика. Журналистика, как целостное явление, таким образом, бинарна. И в этом залог жизни культуры, а, следовательно, и человечества. Нужно только умело регулировать этим двуединым миром, вовремя снабжая его левое и правое полушарие необходимой информацией.
15.
Свобода и ограничения
Принципы свободы «в идеале»:
Принцип 1
Поддержание и развитие подлинной демократии требуют наличия и, укрепления свободной, независимой, плюралистической и ответственной журналистики. Это требование воплощается для журналистики в необходимости:
- информировать индивидуумов о деятельности органов государственной власти и частного сектора, предоставляя им таким образом возможность сформировать собственное мнение;
- позволять индивидуумам или группам высказывать их мнения, содействуя таким образом информированию органов государственной власти и частного сектора, а также всего общества, об этих мнениях;
- подвергать постоянному критическому рассмотрению деятельность различных органов власти.
Принцип 2
Журналистская деятельность в различных электронных и пишущих СМИ основывается прежде всего на основополагающем праве на свободу слова, в том виде, как она гарантирована в статье 10 Европейской конвенции по правам человека и интерпретируется в юриспруденции органов Конвенции.
Принцип 3
Следующие условия позволяют журналистике содействовать поддержанию и развитию подлинной демократии:
а) доступ без ограничений к профессии журналиста;
б) действительная редакционная независимость по отношению к политической власти и давлению, осуществляемому частными заинтересованными группами или органами государственной власти;
в) доступ к информации, которой располагают органы государственной власти, обеспечиваемый справедливым и непредвзятым образом, в порядке осуществления политики информационной открытости;
г) защита конфиденциальности источников информации, используемых журналистами.
Принцип 4
Учитывая основополагающую роль журналистской свободы слова в подлинной демократии, любое вмешательство со стороны органов государственной власти в журналистскую деятельность должно:
а) фигурировать в полном и исчерпывающем списке ограничений предусмотренных в пункте 2 статьи 10 Европейской конвенции по правам человека;
б) быть необходимым в демократическом обществе и отвечать настоятельной общественной потребности;
в) быть предусмотренным законом и ясно и точно сформулированным;
г) интерпретироваться узко;
д) быть пропорциональным цели, преследуемой таким ограничением.
Принцип 5
Органы государственной власти или, при необходимости, все те, кто задействован в журналистикой деятельности, должны поощрять:
а) системы высококачественной профессиональной подготовки журналистов;
б) диалог между журналистами, редакторами, издателями, руководителями и владельцами СМИ - как электронных, так и пишущих - и властями, ответственными за политику в области СМИ на правительственном и межправительственном уровнях;
в) создание или поддержание условий защиты журналистов (национальных и иностранных), находящихся в командировке или в опасной ситуации, в т.ч. через посредство двусторонних или многосторонних соглашений;
г) гласность в отношении:
- структур собственности различных предприятий СМИ и
- отношений с третьими лицами, которые оказывают влияние на их редакционную независимость.
Принцип 6
Основополагающая функция журналистики в подлинной демократии предполагает, что все те, кто задействован в журналистикой деятельности занимают этичные и ответственные позиции что воплощается в особенности в сохранении их независимости и критического подхода. Журналистика должна служить свободе слова, которая включает в себя право получать и сообщать информацию, при соблюдении также других основополагающих прав, свобод и интересов, защищаемых Европейской конвенцией по правам человека.
Принцип 7
Журналистская деятельность имеет ряд свойств в подлинной демократии. Из этих свойств - которые уже учтены во многих профессиональных кодексах поведения - можно привести следующие:
а) уважение права публики быть точным образом информированной о фактах и событиях;
б) сбор информации честными способами;
в) честное представление информации, комментариев и критики, в особенности избегая неоправданных покушений на частную жизнь, диффамации и необоснованных обвинений;
г) исправление любой опубликованной или распространенной информации, которая оказывается впоследствии грубо неточной;
д) профессиональный секрет в отношении источников информации;
е) непоощрение любого насилия, ненависти, нетерпимости или дискриминации, основанной, в частности, на расе, поле, сексуальной ориентации, языке, религии, политике или других мнениях, национальном, региональном или социальном происхождении.
Принцип 8
Помня о разных и меняющихся условиях различных СМИ, органы государственной власти должны проявлять сдержанность, когда они приступают к рассмотрению аспектов, упомянутых в Принципе 7, и признавать за всеми, кто задействован в журналистской деятельности, право на выработку норм саморегуляции таких, как кодексы поведения, описывающие, каким образом их права, и свободы должны быть согласованы с другими правами, свободами и интересами, с которыми они могут войти в конфликт, а также их обязанности.
«Ограничители свободы»:
1. Уважение к истине, соблюдение прав человека и правдивое информирование общественности — руководящие принципы прессы.
2. Предназначенные к публикации материалы — как тексты, так и фотографии — должны с соответствующей обстоятельствам тщательностью проверяться на достоверность. Редактирование, заголовки или подписи к фотографиям не должны искажать или представлять в ложном свете смысл материалов. Документальные материалы надлежит публиковать в аутентичном виде. Неподтвержденные сообщения, слухи и предположения следует обозначать в качестве таковых. Символические фотографии должны быть четко обозначены или снабжены соответствующими пометками.
3. Орган печати, опубликовавший сообщение или утверждение, которое впоследствии окажется неверным, обязан незамедлительно и по собственной инициативе исправить его надлежащим образом.
4. Новости, информация и фотографии не могут добываться неблаговидными методами.
5. Договоренности о конфиденциальности подлежат безусловному соблюдению.
6. Все сотрудники прессы обязаны поддерживать престиж и авторитет средств массовой информации, хранить профессиональную тайну, пользоваться своим правом отказываться от дачи свидетельских показаний и не раскрывать личность своих информаторов без их явного согласия.
7. Ответственность прессы перед обществом требует, чтобы редакционные материалы не зависели от частных и коммерческих интересов третьих лиц или от частных коммерческих интересов журналистов. Издатели и редакторы обязаны пресекать любые попытки такого рода и следить за четким разграничением редакционных и рекламных материалов.
8. Пресса с уважением относится к частной жизни людей. Однако, если поведение человека в частной сфере затрагивает общественные интересы, то в отдельных случаях оно может находить отражение в прессе. При этом следует быть особо внимательным, чтобы не нарушить личные права третьих лиц.
Пресса обязана уважать право людей на самостоятельное принятие решений в отношении касающейся их информации, а также соблюдать правила редакционной защиты данных.
9. Противоречит журналистской этике публикация беспочвенных утверждений и обвинений, особенно тех, которые унижают человеческое достоинство.
10. Публикация текстов и фотографий, которые в силу своей формы и содержания могут оскорбить нравственные или религиозные чувства группы людей, несовместима с долгом прессы.
11. Пресса отказывается от неподобающей сенсационности в материалах о насилии и жестокости. При их публикации следует принимать во внимание интересы защиты молодежи.
12. Никого нельзя подвергать дискриминации в силу его принадлежности к расовой, этнической, религиозной, социальной или национальной группе.
13. Освещать уголовные расследования, судебные процессы и другие формальные процедуры следует беспристрастно. В силу этого до начала и в ходе самих процессуальных действий пресса должна избегать односторонности или предвзятости во всех публикуемых ею материалах — как в статьях, так и в заголовках. До вынесения судебного приговора обвиняемого нельзя называть виновным. О решениях суда нельзя сообщать до их обнародования, если только нет веских на то оснований.
14. При публикации материалов на медицинские темы следует избегать неподобающей сенсационности, способной вызвать у читателей необоснованные опасения или надежды. Результаты научных исследований на их ранней стадии нельзя подавать как окончательные или почти окончательные.
15. Получение и предоставление преимуществ любого рода, способных негативным образом сказаться на свободе принятия решений издательством или редакцией, несовместимы с престижем, независимостью и задачами прессы. Всякий, кто соглашается на подкуп в целях распространения или замалчивания информации, действует бесчестно и вопреки профессиональным принципам.
16.
Журналистика как социальный институт
Для того, чтобы всесторонне охарактеризовать журналистику как социальный институт, ее место и значение в жизни общества и отдельного человека, необходимо прежде всего понимать, что вкладывается в понятие социальный институт и каковы особенности функционирования журналистики в этом качестве.
Особенность журналистики заключается в том, что это один из самых «неспокойных» социальных институтов. Объявив себя «четвертой властью», журналистика постоянно вступает в конфликт с главным политическим институтом – государством. Вся ее история - наглядный пример тому.
Чтобы разобраться, почему происходит несостыковка действий социальных институтов, противоборство между ними, хотя их общая задача – сохранить целостность системы, следует обратиться к такому понятию как дисфункции социального института. На определенном этапе развития системы возможна деформация некоторых социальных институтов. Начинается это с кризисных явлений. Например, кризис власти обусловлен разложением того социального слоя, который формирует эту власть, определяет идеологию. В этот период прекращается поступательное развитие общества. Власть, стремясь удержать свое господство, с помощью силовых институтов – права и армии - пытается противостоять натиску других социальных институтов – журналистики, образования, партий, профсоюзов. И тогда говорят о дисфункции института власти.
С усложнением социальной системы усложняется структура социального института, в том числе и журналистики, - ролевая (если первоначально автор, издатель, наборщик, распространитель существовал в одном лице в век так называемого персонального журнализма, то затем роли разделились, появились новые; процесс этот продолжается и по сей день), организационная (печатные издания дополнились аудиовизуальными, электронными). Усложнилась иерархическая система внутри данного института.
Разговор о функциях журналистики не просто абстрактное теоретизирование. Это попытки понять ее отношения с властью, с обществом, с отдельным человеком. Это объяснение ее действий, в том числе и деструктивных. Некоторые исследователи говорят о том, что журналистика сейчас перестает нести достоверную информацию, создает искаженную картину мира, драматизируя малозначимые события и замалчивая важные, что она часто выступает средством не объединения, а разъединения людей. В обществе все сильнее высказывается недовольство ее деятельностью. Скорее всего, это реакция на проявляющиеся дисфункции данного социального института, которые могут привести к его трансформации. Каким образом это произойдет, трудно сказать. Конечно, такой важный политический институт не исчезнет совсем. Но уже сейчас становится очевидным, что функцию социализации в большой степени берут на себя институты образования и религии. Журналистике, особенно электронной, все больше отводится роль распространителя, а иногда и просто транслятора массовой культуры. Набирает силу Интернет-журналистика, явление еще недостаточное нами осмысленное и изученное, но имеющее безграничные возможности на личностном уровне удовлетворять потребности населения.
17.
Четвё́ртая власть — словосочетание, определяющие и саму прессу, и её влияние в социуме.
Первой, второй и третьей властями являются, соответственно, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти .
Термин впервые употребил Томас Карлайл. Иногда авторство приписывают Жан-Жаку Руссо. Первое печатное упоминание в современном смысле — Томасу Маколею.
Из работы «Четвертая власть как социологическая категория»: Воздействуя посредством массовой информации на общественное мнение как состояние массового сознания, массовые коммуникации способствуют тем самым наилучшей реализации целей субъектов социальных интересов. Этот факт послужил основанием возникновения термина «четвёртая власть», наделяющего массовые коммуникации некими особыми властными полномочиями.
В СССР термин употреблялся исключительно в отношении западной периодики. Впервые применительно к отечественной журналистике данное словосочетание употребил Евгений Додолев в газетах «Московский комсомолец» и «Московская правда» в 1986 году (в публикациях о таком явлении как гласность).
Тот факт, что по официальной доктрине пресса не обладала самостоятельным влиянием и воспринималась лишь как инструмент коммунистической партии, не означает, что сами журналисты не ощущали собственную значимость.
Однако модель «четвертой власти», в понимании советских журналистов, означала не совсем то, чему учат американских студентов в школах журналистского мастерства. В соответствии с имеющей глубокие исторические корни традицией масс-медиа они видели своей задачей не информирование публики или формирование достоверной картины реальности, но просвещение, агитацию и организацию масс во имя истинных ценностей и идеалов.
Во всех учебниках советских времен авторы не забывали подчеркивать важность газет для пропагандистской системы, служивших ее фундаментом и важнейшим носителем информации. Радио играло особую функцию повседневной организации реальности вокруг ритуалов, планирование и организация которых происходила централизовано. Известно, например, что вплоть до реформаторских восьмидесятых программы на радио начинались в 6 утра — и во многих гостиницах, общежитиях, коммунальных квартирах и даже жилищных комплексах радио нельзя было выключить, оно было неизбежно, как фабричный гудок.
Медиатизация общества является закономерным процессом в контексте дефицита социальных институтов и начало этого процесса отмечено было коррекцией рейтингов политиков с помощью СМИ..
Влияние СМИ на общество в качестве четвёртой власти иногда ставится под сомнение.
Тем не менее пресса не без оснований ощущает себя таковой. Достаточно вспомнить Томаса Джефферсона, который сказал однажды, что если бы ему пришлось как гражданину выбирать жизнь с правительством без прессы или жизнь со свободной прессой, но без правительства, он выбрал бы последнее.
Бытует мнение, что журналистика является четвертой властью (если гипотетически предположить, что таковая возможна) тогда и только тогда, когда она не является самой собой.
В контексте глобализации некоторые эксперты называют власть прессы первой, а не четвёртой.
18.