Бюджет как основной элемент бюджетной системы
Бюджет – это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
В юридическом смысле бюджет – это финансовый план (финансовый закон) образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.
Таким образом, бюджет представляет собой финансовый план поступления и расходования денежных средств.
Наряду с бюджетом действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций, но основным и универсальным является именно бюджет.
Основные виды бюджетов.
Законом предусмотрено понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории;
сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие бюджеты. Так, например, в федеральный консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные бюджеты используются для расчета нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
Федеральное Собрание РФ обладает правом вводить чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного расходования бюджетных средств. Основанием для введения чрезвычайного бюджета является чрезвычайное положение на территории Российской Федерации, требующее иной схемы расходования бюджетных средств, а основание для введения режима чрезвычайного расходования - увеличение дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг.
Существует также понятие муниципального бюджета и бюджета субъекта федерации, т.е. расчетного объема доходов соответствующего бюджета, покрывающего гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. Дело в том, что нижестоящие бюджеты (особенно местные) в значительной мере зависимы от решений вышестоящих органов власти. В таких условиях эти органы определяют перечень расходов, которые должны осуществляться в любом случае, и соответственно гарантируют поступление средств на эти расходы.
Основным элементом бюджетной системы является федеральный бюджет, т.е. бюджет государства. Согласно официальному определению, государственный бюджет– это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Именно в федеральном бюджете аккумулируется большая часть денежных средств и затем перераспределяется между различными уровнями бюджетной системы.
III. Налоговое право
Налоговое право – это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.
Общественные отношения в сфере налогообложения регулируют властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Указанные общественные отношения (налоговые правоотношения) составляют предмет налогового права и образуют систему общественных отношений в сфере налогообложения, включающих в себя:
1) властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;
2) правовые отношения, возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств по исчислению и уплате налогов или сборов;
3) правовые отношения, возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;
4) правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;
5) правовые отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности виновных лиц за совершение налоговых правонарушений.
Участниками общественных отношений в сфере налогообложения, входящими в содержание предмета налогового права, выступают физические и юридические лица, в том числе: организации и физические лица, признаваемые в соответствии с положениями Налогового кодекса налогоплательщиками или плательщиками сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод);
органы государственных внебюджетных фондов.
Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.
Также в налоговом праве выделяют два метода:
а) публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод);
б) гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии).
Принципы налогового права – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.
Основные принципы налогового права являются:
- принцип законности налогообложения;
- принцип всеобщности и равенства налогообложения;
- принцип справедливости налогообложения;
- принцип взимания налогов в публичных целях;
- принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
- принцип экономического основания налогов (сборов);
- принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
- принцип определенности налоговой обязанности;
- принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики;
- принцип единства системы налогов и сборов.
Понятия «налог» и «сбор» являются едва ли не центральными понятиями налогового права. Определение «налога» и «сбора» содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.1 указанной статьи Налогового кодекса РФ: Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Классификация налоговых платежей (налоги, пошлины, сборы):
1. по субъектам (плательщикам): а) налоги с юридических лиц - (налог с прибыли); б) налоги с физических лиц - (подоходный налог); в) пошлины.
Выделяют налоги – общие для юридических и физических лиц (налог с имущества, налог на добавленную стоимость или НДС) они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами и по своему основному содержанию эти налоги в отношении их совпадают.
2. в зависимости от характера использования: а)общего значения – зачисляются в бюджет как в общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям; б) целевые – зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (земельный налог).
3. по форме возложения налогового бремени:
1) прямые – непосредственно обращены к налогоплательщику, его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в данном случае совпадают;
2) косвенные – устанавливаются в виде надбавок к цене реализуемого товара и непосредственно с доходами и имуществом фактического плательщика не связаны. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, фактически же бремя уплаты возложено на потребителя, который, приобретая эти товары или услуги по ценам, увеличенным на сумму косвенного налога (акцизы, спецналоги).
Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц с источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие – только физическими, а третьи – теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.
4. подразделение налога на 3 вида в зависимости от их территориального уровня:
1) федеральные налоги;
2) налоги субъектов Российской Федерации;
3) местные налоги.
Закон содержит перечень налогов каждой группы и права органов власти всех уровней по их установлению и регулированию.