Государственный надзор
Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, делится на два вида.
Первый вид - общий надзор прокуратуры,т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Президента и Совет Министров, но включая местные Советы депутатов.
Прокурорский надзор в сфере управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением республиканскими органами государственного управления, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:
• республиканскую прокуратуру;
• областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;
• городские (районные) прокуратуры;
• транспортную прокуратуру;
• военную прокуратуру.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» основные направления деятельности прокуратуры:
надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования, независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;
надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную деятельность предприятий, учреждений и организаций.
В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:
проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами;
проверка исполнения законов поднадзорными органами;
участие прокурора в заседаниях органов государственной Власти и управления;
изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;
проверка действий должностных лиц.
Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:
беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;
иметь беспрепятственный доступ к документам и материалам;
проверять исполнение законов;
требовать от руководителей и других должностных лиц пред-'•тавления необходимых документов, материалов и сведений;
выделять и направлять специалистов для выяснения вопросов, касающихся проверки соблюдения законности;
истребовать от должностных лиц декларации об источниках доходов;
вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений законов и др.
К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся:
протест;
представление;
постановление;
предписание;
официальное предупреждение.
Протест на противоречащий закону акт приносится прокурором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановление нарушенного права.
Протест подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов - на очередной сессии. Если протест не будет рассмотрен в установленный срок либо его отклонили, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.
Протест на постановление по делу об административном правонарушении вносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.
Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и соответствующим процессуальным законодательством.
Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устранить. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору заранее сообщается о дне заседания, в котором он вправе принять участие.
В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела, об административном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.
Постановление об административном правонарушении подлежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и порядке, установленные для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок со дня его
поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.
Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.
Письменное предписание об устранении нарушения закона отправляется органу или должностному лицу, допустившим нарушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения, организации или гражданина.
В предписании должны содержаться указание на норму закона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по Восстановлению законности. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.
Официальное предупреждение - это акт прокурора, в котором последний предупреждает должностных лиц, граждан о недопустимости нарушения ими требований закона. При неисполнении требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Таким образом, прокуратура в лице прокурора обладает достаточными полномочиями и возможностями в области обеспечения верховенства закона, укрепления законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, общественных объединений.
Второй вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих В сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).
Наиболее характерные черты надзора:
органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляв ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных объектах.
Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:
постоянное наблюдение;
периодические проверки;
обследование;
изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;
истребование документов и отчетных данных.
Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:
отказ в регистрации;
временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;
отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;
лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;
дача предписаний об устранении нарушений;
приостановление работ, эксплуатации объектов; применение мер административной ответственности.