Государственный надзор

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осу­ществляющих, делится на два вида.

Первый вид - общий надзор прокуратуры,т.е. надзор за субъектами административного права, исключая лишь Прези­дента и Совет Министров, но включая местные Советы депута­тов.

Прокурорский надзор в сфере управления - деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за испол­нением республиканскими органами государственного управле­ния, представительными (законодательными) и исполнительны­ми органами местного управления, органами контроля, их дол­жностными лицами Конституции Республики Беларусь и зако­нов, а также за соответствием законам издаваемых ими право­вых актов.

Система прокуратуры Республики Беларусь включает в себя:

• республиканскую прокуратуру;

• областные прокуратуры и прокуратуру города Минска;

• городские (районные) прокуратуры;

• транспортную прокуратуру;

• военную прокуратуру.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О проку­ратуре Республики Беларусь» основные направления деятельно­сти прокуратуры:

надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного и хо­зяйственного управления и контроля, местными Советами депу­татов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяй­ствования, независимо от принадлежности и форм собственнос­ти, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, долж­ностными лицами и гражданами;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари­тельное следствие;

надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных пра­вонарушениях;

надзор за исполнением законов в местах содержания задер­жанных, предварительного заключения, при исполнении наказа­ний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Прокуратура не вмешивается в оперативно-служебную дея­тельность предприятий, учреждений и организаций.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы работы:

проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами;

проверка исполнения законов поднадзорными органами;

участие прокурора в заседаниях органов государственной Власти и управления;

изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер;

проверка действий должностных лиц.

Прокурор при осуществлении общего надзора имеет право:

беспрепятственно входить в помещения и на территорию поднадзорных объектов;

иметь беспрепятственный доступ к документам и материа­лам;

проверять исполнение законов;

требовать от руководителей и других должностных лиц пред-'•тавления необходимых документов, материалов и сведений;

выделять и направлять специалистов для выяснения вопро­сов, касающихся проверки соблюдения законности;

истребовать от должностных лиц декларации об источни­ках доходов;

вызывать должностных лиц и граждан для дачи объясне­ний по поводу нарушений законов и др.

К формам реагирования прокурора на выявленные наруше­ния законности относятся:

протест;

представление;

постановление;

предписание;

официальное предупреждение.

Протест на противоречащий закону акт приносится про­курором в орган, издавший этот акт, или в вышестоящий орган, правомочный принять по нему решение. В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с зако­ном, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановление нарушенного права.

Протест подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Совета­ми депутатов - на очередной сессии. Если протест не будет рассмотрен в установленный срок либо его отклонили, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоре­чащего закону акта или прекращении незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

Протест на постановление по делу об административном правонарушении вносится судье, вынесшему постановление, либо председателю вышестоящего суда и подлежит рассмотрению в трехдневный срок.

Порядок опротестования судебных решений по гражданским и уголовным делам регламентируется Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и соответствующим процессуальным за­конодательством.

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, им способствующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным их устра­нить. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору. При рассмотрении представления коллеги­альным органом прокурору заранее сообщается о дне заседа­ния, в котором он вправе принять участие.

В зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или гражданином прокурор выносит мотивирован­ное постановление о возбуждении уголовного дела, об админи­стративном правонарушении, о возбуждении дисциплинарного производства. Мотивированное постановление может выносить­ся прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований.

Постановление об административном правонарушении под­лежит рассмотрению органом или должностным лицом, правомочными налагать административное взыскание, в сроки и порядке, установленные для рассмотрения дела об административ­ном правонарушении.

Постановление прокурора о возбуждении дисциплинарного производства подлежит рассмотрению соответствующим орга­ном или должностным лицом в десятидневный срок со дня его

поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщает­ся прокурору.

Иные постановления прокурора подлежат рассмотрению и исполнению в установленный им срок.

Письменное предписание об устранении нарушения закона отправляется органу или должностному лицу, допустившим на­рушение, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение. Предписание выносится в случаях, когда наруше­ние закона носит явный характер и может причинить суще­ственный вред правам и законным интересам государства, пред­приятия, учреждения, организации или гражданина.

В предписании должны содержаться указание на норму за­кона, которая оказалась нарушенной, и предложение о мерах по Восстановлению законности. Предписание подлежит немедлен­ному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокуро­ру. При несогласии с требованием, содержащимся в предписа­нии, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, ко­торый обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания.

Официальное предупреждение - это акт прокурора, в кото­ром последний предупреждает должностных лиц, граждан о не­допустимости нарушения ими требований закона. При неис­полнении требований, изложенных в официальном предупреж­дении, лицо, которому оно было объявлено, может быть привле­чено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, прокуратура в лице прокурора обладает дос­таточными полномочиями и возможностями в области обеспече­ния верховенства закона, укрепления законности в целях защи­ты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъек­тов хозяйствования, учреждений, общественных объединений.

Второй вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих В сфере управления разнообразных специальных норм, общеобя­зательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, нормы санитарии и др.).

Наиболее характерные черты надзора:

органы надзора (в том числе и прокурорского) осуществляв ют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;

органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в неко­торых случаях в отношении неподчиненных объектов;

в процессе контроля могут применяться меры дисциплинар­ного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

по ныне действующему законодательству органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подкон­трольных объектов; органы административного надзора прове­ряют соблюдение специальных правил на поднадзорных объек­тах.

Методы деятельности органов, осуществляющих административный надзор:

постоянное наблюдение;

периодические проверки;

обследование;

изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности в сфере управления;

истребование документов и отчетных данных.

Правовые формы реагирования органов, осуществляющих административный надзор, на нарушения в сфере управления:

отказ в регистрации;

временное закрытие объектов, производств, дорог и т.д.;

отказ в выдаче разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

лишение разрешения (лицензии) на осуществление какой-либо деятельности;

дача предписаний об устранении нарушений;

приостановление работ, эксплуатации объектов; применение мер административной ответственности.

Наши рекомендации