Система статистической отчетности
ФСБ и органы военной прокуратуры формируют статистическую отчетность по делам, расследуемым следователями и органами дознания ФСБ, Министерства обороны РФ и военной прокуратуры.
Не ставя перед собой задачу ознакомить студентов со всеми многочисленными формами отчетности правоохранительных органов и судов в целом, приведем только некоторые из них. При этом необходимо исходить из того, что в связи с введением УК РФ уголовно-правовая отчетность правоохранительных органов находится в состоянии адаптации к новому законодательству. Так, приказом министра внутренних дел РФ от 18 декабря 1996 г. «Об утверждении форм статистической отчетности» введены следующие отчеты:
— оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (форма 1-А);
— отчет о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах (форма 1-ГОР);
— отчет о численности осужденных, содержащихся в местах лишения свободы (форма 1-УИС);
— отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы (форма 2-УИС);
— отчет о нанесенном материальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) (форма 5-2).
Самой содержательной по объему сведений является «Оперативная статистическая информация о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» (форма 1-А). Этот отчет телеграфный месячный, его представляют МВД, ГУВД, УВДТ в ГИЦ МВД России к 4—5-му числу месяца после отчетного периода.
Отчет о состоянии преступности в республиканских, краевых и областных центрах по форме 1-ГОР (данные о количестве зарегистрированных преступлений) состоит только из одного раздела, в нем отражается общее количество преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве на начало года или зарегистрированы в отчетном периоде. Отдельными строками выделяются тяжкие и особо тяжкие преступления, наиболее опасные преступления против личности: убийство (с покушением) — ст. 105, 106, 107, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью — ст. 111, похищение человека — ст. 126, изнасилование (с покушением) — ст. 131, преступления против собственности — 196 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
ст. 158—163; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг — ст. 186; захват заложников — ст. 20; бандитизм — ст. 209 и некоторые другие преступления.
Значительный интерес представляет отчет о нанесенном материальном ущербе и изъятии материальных ценностей (по оконченным уголовным делам и материалам) — форма 5-2. Его представляют те же инстанции телеграфно ежемесячно. Отчет состоит из трех разделов. В первом отражаются сведения о нанесенном материальном ущербе и его возмещении по отдельным имущественным преступлениям; во втором — сведения о сумме сокрытого дохода и неуплаченного налога ив третьем — об изъятии материальных ценностей — общая сумма изъятых материальных ценностей, в том числе имущества, денег наличных, иностранной валюты, драгоценных металлов, драгоценных камней, наркотических средств и психотропных веществ и др.
Ряд отчетов сохранил прежнее наименование. Так, отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (форма 2-Е) отражает не только общее число заявлений и сообщений о преступлениях, но и виды преступлений применительно к главам УК РФ. По отчету можно установить, какие меры по заявлениям о преступлениях были приняты, а также в какие сроки.
Отчет состоит из двух разделов. В первом разделе отражается работа прокуратуры по рассмотрению заявлений о преступлениях, во втором — аналогичная работа органов внутренних дел. Подписывают отчет прокурор и начальник органа внутренних
дел.
Отчет о следственной работе (форма 1-Е) характеризует работу следователей органов внутренних дел и прокуратуры, дознавателей (милиции, ИУ, госпожнадзора), в том числе и протокольные производства. Сводный отчет по форме 1-Е включает более 800 взаимосвязанных показателей, имеющих важное научно-практическое значение в деле совершенствования работы следственных аппаратов.
Из него можно узнать, какое число уголовных дел окончено расследованием и направлено прокурорами в суд, сколько дел прекращено, приостановлено расследованием, возвращено на доследование, каковы сроки расследования дел и т.д. Важный показатель — число арестованных по неоконченным делам с последующим распределением их по срокам содержания под стражей в соответствии со ст. 97 УПК РСФСР; отдельной строкой учитывает-
§ 5. Система статистической отчетности
ся число дел, по которым внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
При анализе деятельности судов по рассмотрению уголовных дел необходимо знать показатели отчета о следственной работе, поскольку судебные отчеты по форме № 1 и форме № 4, по существу, отражают продолжение работы по делам, количественная характеристика которых дана в следственном отчете. Необходимо сопоставлять показатели этих отчетов, с тем чтобы своевременно исключить возможные ошибки при составлении статистических отчетов.
Все статистические данные, указываются за период, в течение которого приняты решения по делу или материалу.
В полном объеме всеми органами прокуратуры и внутренних дел, начиная с районного звена, отчет представляется два раза в год: за первое полугодие и за год.
В связи с трудоемкостью ручной обработки на всех этапах формирования отчета по форме 1-Е частыми случаями нарушения контрольных равенств и других искажений при ее заполнении, задержками в связи с пересылками отчетов по почте и с целью создания возможностей для более глубокого анализа оперативной обстановки в 1993—1995 гг. МВД России и Прокуратура РФ в ряде областей (Калужской, Смоленской и Воронежской) провели эксперимент по автоматизации в правоохранительных органах Российской Федерации учета и статистической отчетности «О следственной работе», итоги которого позволили усовершенствовать статистическую отчетность в этом направлении.
Отчет о работе прокурора (форма П). Система его показателей построена на основе Федерального закона от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». В отчете отражается деятельность прокурора по надзору: 1) за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) за соблюдением прав и свобод человека; 3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) за рассмотрением уголовных и гражданских дел в судах; 198 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации
5) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, и назначением судом мер принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В соответствии с указанным законом (ст. 51) на Генеральную прокуратуру РФ возложена разработка совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами системы и методики единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, о следственной работе и прокурорском надзоре, а также установление единого порядка формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
В отчете прокурора в отдельный раздел выделена работа по рассмотрению и разрешению жалоб граждан.
Отчеты и главные показатели составляются на основании установленных в органах прокуратуры и внутренних дел документов первичного учета работы прокуроров, следователей, дознавателей.
Учетные данные, подлежащие включению в отчеты, проверяются с точки зрения их полноты и достоверности по документам первичного учета, журнальным записям, наблюдательным производствам, сверяются с наличием уголовных дел в производстве, а также прекращенных или приостановленных.
В органах внутренних дел и прокуратуры установлены и другие формы отчетности, отражающие различные стороны их деятельности.
Кратко остановимся на статистической отчетности судебных органов, освещающей деятельность судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел.
Основным звеном судебной системы является районный суд, с которого и начинается формирование судебной статистической отчетности. Именно по этой причине отчетность районного суда — самая подробная по сравнению с отчетностью кассационной и надзорной инстанций.
Районные суды представляют статистические отчеты в отделы юстиции исполнительных органов власти области (республики, края, области) по следующим основным формам:
— форма № 1 — отчет о работе судов первой инстанции по рас-смртрению уголовных дел;