Понятие и виды государственных органов
Государственный орган – звено механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Являясь относительно самостоятельной, структурно обособленной частью государственного аппарата, государственный орган в процессе осуществления своих функций опирается на организационную, материальную и принудительную силу государства. Каждый орган государства осуществляет управление конкретными социальными объектами, сферой общественной жизни – предмет ведения.
В зависимости от своего назначения (по принципу разделения властей) органы государства подразделяются на:
- законодательные (представительные);
- исполнительные;
- судебные.
По сфере действия (объему властных полномочий) государственные органы различаются:
- высшие (центральные);
- местные.
По порядку принятия решений выделяются:
- коллегиальные – решения принимаются большинством голосов, составляющих соответствующий орган;
- единоличные государственные органы - решения принимаются единолично руководителем.
По широте компетенции:
- общей компетенции - органы, в компетенцию которых входят рассмотрения и принятие решений по всем вопросам, относящимся к их компетенции (Президент, Правительство);
- специальной компетенции – органы, осуществляющие свою деятельность в какой-либо узкой сфере (министерства, комитеты, ведомства).
По порядку образования классифицируются на:
- первичные (выборные) – органы, члены которых избираются населением;
производные (вторичные) – органы, в образовании которых население непосредственного участия не принимает.
По срокам полномочий государственные органы подразделяются на:
- постоянные;
- временные.
Каждый государственный орган формально обособлен от других органов государства, но при этом связан с ними как с составляющими частями единого целого государственного механизма. Взаимосвязь органов государства носит характер соподчинения либо координации.
Признаки государственного органа:
1. Формируется по воле государства и от его имени осуществляет свои функции.
2. Выполняет строго определенные, установленные в законодательном порядке виды деятельности.
3. Имеет юридически закрепленную организационную структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, специальное положение, определяющее его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами.
4. Получает определенные материальные средства (здания, сооружения, транспорт, оргтехника и т.д.).
5. Наделяется полномочиями государственно – властного характера прежде всего в праве издавать различные правовые акты и обеспечивать из реализацию.
Организация и деятельность современных государств базируется на следующих принципах:
1.Народовластие– принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым единственным источником власти в государстве признается население страны – граждане, а полномочия отдельных государственных органов считаются производными от власти народа и осуществляются по его поручению.
Формами народовластия признаются прямая и представительная демократия.
Прямая (непосредственная) демократия представляет собой принятие решений по тем или иным государственным вопросам населением страны или ее части, не требующих утверждения каким – либо властным органом. Непосредственная демократия в основном представлена референдумом – всенародным голосованием по отдельным политическим вопросам и выборами органов государственной власти.
Посредством представительной демократии различные слои населения реализуют свои интересы через представителей – депутатов, должностных лиц, избранных на основе всеобщего равного прямого голосования. Население контролирует деятельность своих представителей через общественные объединения, средства массовой информации и т.д.
2. Законность деятельности государственного аппарата – состоит в точном, строгом и неукоснительном соблюдении всеми государственными органами и должностными лицами всей совокупности нормативно-правовых актов.
3. Гласность при осуществлении полномочий органов государства – обеспечивает информированность субъектов права (граждан, общественных объединений, юридических лиц и т.д.) о практической деятельности конкретного государственного органа.
4. Подотчетность государственных органов – обязательность нижестоящего органа давать отчеты вышестоящему органу о своей деятельности.
5. Сочетание коллегиальности и единоначалия в деятельности государственных органов – предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений, с индивидуализированной ответственностью за их реализацию.
6. Демократизм – выражается в широком участии населения в формировании и организации деятельности государственных органов, в последующем функционирующих на основе принципа разделения властей; в наличии, законодательном закреплении и гарантировании со стороны государства широкого спектра прав и свобод человека и гражданина.
7. Разделение властейкак одна из демократических основ представляет собой принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной.