Коррупция: определение, типология, причины, последствия, оценка риска коррупции.
Коррупция – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам.
Наиболее часто этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
Коррупция – искажает экономическую и финансовую атмосферу, сокращает эффективность взаимодействия правительства и бизнеса, позволяя людям занимать позиции реально не соответствующие их заслугам, и коррупция априорно порождает неустойчивость политических процессов.
CPI – Corruption Political Index.
Высокий уровень коррупции в Центральной Африке, Латинской Америке, России, Средней Азии.
Средний уровень коррупции в США, Японии, Испании, Германии.
Низкий уровень коррупции в Канаде, Австралии, Исландии.
Типы коррупции:
1. Бытовая коррупция – взаимодействие рядовых граждан и чиновников (подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи, кумовство (непотизм)).
2. Деловая коррупция – взаимодействие власти и бизнеса ( например, когда в случае хозяйственного спора стороны стремятся заручиться поддержкой судьи для вынесения решения в свою пользу).
3. Коррупция верховной власти – верховное руководство и верховные суды в демократических системах. Участвуют стоящие у власти группы, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Таблица оценки потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией
Начальник | Подчиненный | ||
плюсы | минусы | плюсы | минусы |
Процент от взяток подчиненных – стабильный доход | Если подчиненного поймают – тот может выдать начальника | Шире возможности – больше взятки | Организованная группа – отягчающее обстоятельство |
Нет непосредственного участия в даче взятки. Меньше вероятность, что подчиненный сам выдаст | Организованная группа – отягчающее обстоятельство | Под покровительством начальника брать взятки безопаснее | Отдает процент от взяток |
Неблагоприятные последствия для общества и экономики от коррупции:
1. Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов.
2. Неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны.
3. Потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов
4. Потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом.
5. Разорение частных предпринимателей.
6. Снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста.
7. Понижение качества общественного сервиса.
8. Нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность.
9. Неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты.
10. Рост социального неравенства.
11. Усилие организованной преступности – банды превращаются в мафию.
12. Ущерб политической легитимности власти.
13. Снижение общественной морали.
Причины высокой коррупции:
1. Двусмысленные законы.
2. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.
3. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.
4. Профессиональная некомпетентность бюрократии.
5. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.
6. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.
7. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.
Оценка риска коррупции:
Коррупция является компонентом оценки политического риска в методологии PRS Group.
Максимальный балл в методологии PRS Group. – 6 баллов.
Самая распространенная форма коррупции, встречающаяся непосредственно в деловой сфере – это финансовая коррупция в форме требования специальных платежей и взяток, связанных с импортными и экспортными лицензиями, валютным контролем, уходом от налогообложения, полицейской защитой или ссудами.
Хотя оценка риска PRS Group принимает во внимание финансовую коррупцию, тем не менее экспертов PRS Group более беспокоит фактическая или потенциальная коррупция в форме чрезмерного попечительства, семейственности, принципов из серии «услуга за услугу», секретного партийного финансирования. В представлении экспертов PRS Group эти виды коррупции имеют потенциально намного больший риск для иностранного бизнеса, поскольку они могут привести к недовольству народа, неэффективной системе управления государственной экономики. Этот вид коррупции может затронуть и богатые и бедные страны, равно как страны с демократическими и недемократическими режимами. Коррупция играла ключевую роль в смене правительства в Японии, перестройке политической системы в Италии.
Самый большой риск в такой коррупции – то, что на каком-то этапе это станет настолько невыносимо, что может вызвать столь негативную обратную реакцию населения, что в какой-то миг приведет к свержению правительства, коренной реструктуризации политических учреждений страны .
Одна из трудностей в оценке того, насколько политическая коррупция представляет собой потенциальный риск для страны, состоит в том, что коррупция обычно бывает скрыта от глаз общественности до тех пор, пока всё не вырвется наружу в результате скандала. Однако один из индикаторов раннего выявления коррупции в стране – это измерение отрезка времени, на протяжении которого у власти непрерывно находилось одно правительство. Именно поэтому при оценке риска коррупции эксперты PRS Group первым делом смотрят на то, как долго правительство находилось у власти. В случае однопартийного государства или невыборного правительства, коррупция в форме попечительства и семейственности является одной из главных предпосылок, и поэтому такие государства обречены на появление коррупции. В случае демократического правительства все начинает идти не так, как надо, сразу после того, как избранное правительство задерживается у власти более чем на 1 срок.
На основание того, как долго правительство находилось у власти, самые высокие оценки обычно получают демократические страны, правительство которых было при исполнении служебных обязательств в течение срока, не превышающего пяти лет. Промежуточная оценка часто присваивается стране, правительство которой было при исполнении в течение больше чем 10 лет и там, где большее количество чиновников является назначенными, а не выборными. Самые низкие оценки даются однопартийным государствам и автаркиям.