Нормативный договор как источник права
Нормативно-правовой договор как источник права – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права.
К разновидностям НД как источника права относятся и различные коллективные договоры между работодателями и работниками в области трудового права, гражданского права.
Павлова - В последнее время возрастает роль такого источника права как нормативный договор – это нормативный, но не законодательный источник. Имеет распространение в международном, конституционном и трудовом праве.
К этой разновидности источников права относятся все договоры международного публичного права. Примером нормативного договора в конституционной практике является Федеративный договор (1992г.) о разграничении полномочий между РФ и ее субъектами. В трудовых отношениях – это коллективные договоры и коллективные соглашения.
нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права. По своим основным юр особенностям НД относится к нормативным юридическим актам
Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества.
Отличаются от обычных договоров, заключаемых в различных сферах деятельности (торговли, обмена и др.) тем, что в их состав входят правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. То есть в отличие от договоров сделок, нормативный договор не носит персонифицированного характера.
Любой договор с нормативным содержанием имеет следующие свойства: содержит норму общего характера; добровольность заключения; общность интересов; равенство сторон; согласие участников по всем существенным аспектам договора; эквивалентность и, как правило, возмездность; взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение принятых обязательств; правовое обеспечение.
В отечественной и зарубежной практике нормативные договоры имеют место, например, во взаимоотношениях между государствами и государственными образованиями. На основе таких договоров всегда строятся отношения между государствами, образующими конфедерацию. Действующая Конституция РФ устанавливает также, что с помощью договоров могут регулироваться взаимоотношения внутри субъектов РФ. Одним из видов договоров с нормативным содержанием является международный договор, который "представляет собой выраженное соглашение между различными субъектами международного права и, в первую очередь, между государствами, призванное регулировать возникшие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года) Существует ряд условий применения международных договоров. В законе "О международных договорах" сказано "международный договор подлежит выполнению РФ с момента вступления его в силу" (ч.З ст. 31). Не вступивший в силу договор не является частью правовой системы России и поэтому не подлежит применению в той же мере, что и не вступивший в силу закон. Дело в том, что ратифицированные договоры не сразу вступают в законную силу. Двусторонний договор, ратифицированный обеими сторонами, обычно вступает в силу после обмена ратифицированными грамотами. Как только государство выразило согласие на обязательность договора (например, ратифицировало его), с этого момента отказ от согласия или признания его недействительным могут иметь место только на основе международного права, то есть, если даже договор будет противоречить Конституции государства, то на этом основании он не может быть отменен в одностороннем порядке.
Сейчас большую роль в качестве источника права играют нормативные договоры, которые обладают различной юридической силой, при этом все нормативные договоры имеют большое значение, так как содержат норму права, регулирующие различные общественные отношения.
Зинковский:Нормативный договор – это двустороннее или многосторонне соглашение между субъектами права, содержащее правовую норму.
ВНИМАНИЕ: частноправовые договоры (купли-продажи, перевозки и т.д.), индивидуальные трудовые договоры – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКАМИ ПРАВА, поскольку это не нормативные договоры – в них не содержится норма права.
Виды нормативных договоров: международные (межгосударственные, межправительственные и межведомственные), конституционные (федеративные, договоры между субъектами РФ), административные (договор о делегировании полномочий и т.д.), коллективные трудовые договоры, специфические нормативные договоры в сфере частного права (общие условия ведения бизнеса, единообразные правила применения ряда процессуальных институтов в третейских судах), нормативные договоры профессиональных ассоциаций (кодекс чести адвоката).
56. Правотворчество: понятие, виды, стадии.
1.Правовой прогресс. вся правоустановительная деятельность государства была в макс.возможной степени направлена на дальнейшее развитие и совершенствование действующего позитивного права в русле общецивилизационных достижений в области прав и свобод человека и гражданина, утверждения и усиления начал господства права, правового закона и правовой государственности.
2. Правовая легитимность - сама правоустановительная деятельность должна соответствовать основным требованиям права, протекать в надлежащих правовых формах и процедурах, в строгом соответствии с законодательно установленными правомочиями (компетенцией) субъектов правоустановительной деятельности.
3. Общесоциальная легитимность. правоустановительная деятельность государства опиралась на широкую базу социального ожидания, согласия и поддержки правоустановительных преобразований и решений, на активное участие членов общества и различных общественных объединений в обсуждении, подготовке и принятии таких решений,
4. Научная обоснованность. Правоустановительная деятельность должна опираться на научно осмысленный отечественный и зарубежный опыт в этой сфере, на результаты научного изучения современного состояния действующего права и тенденций его развития.
Системность. Принцип системности требует как учета системного характера позитивного права, так и системной организации самой деятельности по изменению, обновлению и совершенствованию действующего права.
6. Профессионализм. Это предполагает высокий профессионализм в вопросах нормотворчества прежде всего самих субъектов правоустановительной деятельности, понимание ими ее смысла и назначения, ее содержательно-правовых и юридико-технических аспектов и т.д.
Основные стадии правоустановительного процесса (правотворчества)
Процесс установления новой нормы права состоит из нескольких последовательных стадий – от осознания потребности в издании соответствующей нормы до ее принятия и официальной публикации.
Подзаконные НПА готовятся и принимаются соответствующими органами исполнительной власти в пределах их правоустановительной компетенции, установленной КонстРФ и действующим законодательством.
Так, разработка проектов нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также вносимых по их инициативе в Гос Думу законопроектов осуществляется аппаратом соответствующих государственных органов с привлечением к данной работе заинтересованных министерств и ведомств.
Порядок принятия подзаконных НПА зависит от типа и характера соответствующего органа исполнительной власти. Нормативно-правовые акты коллегиальных органов исполнительной власти (например постановление Правительства РФ принимаются простым большинством голосов членов соответствующей коллегии. Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, действующих на началах единоличного руководства (указы Президента РФ принимаются в порядке единоличного решения соответствующего должностного лица.
Более сложной и детализированной является законодательная процедура. В целом законотворческий процесс состоит из следующих основных стадий: 1) принятие соответствующим компетентным решения об издании определенного нормативно-правового акта; 2) разработка и предварительное обсуждение проекта этого акта; 3) рассмотрение данного проекта правоустановительным органом; 4) принятие нормативно-правового акта; 5) официальное опубликование принятого нормативно-правового акта.
В РФ в законотворческом процессе (на федеральном уровне) право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Гос Думы, Правительству РФ законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы по вопросам их ведения принадлежит также КС РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ. Все законопроекты вносятся в Гос Думу.
Право законодательной инициативы означает, что проект закона, внесенный субъектом такого права в ГосДуму, подлежит обязательному рассмотрению самой Гос Думой.
Разработка законопроекта осуществляется субъектом законотворческой инициативы или по поручению Совета Гос Думы – одним из ее комитетов.
В отношении внесенного в ГосДуму законопроекта Совет ГДумы назначает соответствующий комитет ГосДумы ответственным по законопроекту (так называемый ответственный комитет) и принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГосДумы на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц.
На этой стадии предварительного обсуждения законопроекта он мб направлен в гос органы, научные и общественные организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы. Обсуждение законопроекта в комитетах Гос Думы проходит открыто, с приглашением субъекта права законодательной инициативы и может освещаться в СМИ
На основе всех этих предварительных обсуждений в законопроект вносятся необходимые исправления и уточнения. Законопроект, подготовленный к рассмотрению, направляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Государственной Думой.
Рассмотрение законопроектов ГосДумой осуществляется в трех чтениях. В 1 чтении обсуждается концепция законопроекта и вносятся в него поправки. Во 2 чтении обсуждаются внесенные поправки к законопроекту и принимается решение об их принятии или отклонении. 3 чтение назначается для голосования в целях принятия законопроекта в качестве закона.
Принятые Госу Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ. Подписанный Президентом закон подлежит обнародованию.
Официальное опубликование принятого НПА осуществляется в специальных печатных изданиях и газетах. Неопубликованные законы, согласно Конституции РФ не применяются.
I этап - подготовка проекта нормативного акта включает – принятие решения о подготовке проекта.
- предварительные работы, предшествующие составлению текста проекта (справки о действующем нормативном регулировании по данному вопросу; общественная потребность в нормативном регулировании и т.д.).
- подготовка первоначального текста проекта.
- предварительное обсуждение проекта, в том числе и всенародное обсуждение.
- Окончательная обработка и редакция проекта.
II этап - деятельность правотворческого органа по рассмотрению и принятию нормативного акта.
- внесение проекта в официальном порядке в соответствующий правотворческий орган.
- Внесение рассмотрения проекта в повестку дня заседания.
- Обсуждение и официальное принятие проекта.
III этап - официальное оглашение принятого нормативного акта.
заключительная стадия – официальное опубликование в особых, предусмотренных законом печатных органах (специальные издание, газеты), а также его официальное оглашение в иной форме (по радио, телевидению, телеграфу, путем рассылки официальных текстов в заинтересованные органы и организации (Акты Президента, Правительства).
Зинковский:факторами формирования права или правообразования необходимо признать (1) объективное развитие общества и (2) целенаправленную деятельность определенных субъектов по формулированию, конкретизации, обеспечению и защите правовых норм. Эта деятельность (2) и составляет собой правотворчество, которое является конечной стадией процесса правообразования. Результатом правотворчества становится источник права в формальном смысле.К стадиям правотворческого процесса относятся:
-Инициирование процесса, в ходе которого принимается решение о необходимости подготовки акта, создается проект акта, который вносится в орган, уполномоченный принять акт соответствующего вида; - Обсуждение проекта акта;
- Принятие акта; - Обнародование правового акта.