Особенности политического режима постсоветского периода
Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 г. была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.
Однако по характеру государственная власть мало изменилась, по существу она осталась авторитарной. Это — естественное следствие незрелости гражданского общества в России. Авторитарные начала обнаруживаются сегодня в значительной концентрации власти в руках главы государства — президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать на возникающие проблемы. Данная тенденция особенно характерна для стран, переходящих к рынку. Однако авторитарный режим в России имеет и существенные недостатки. Прежде всего концентрация власти в руках президента в таких объемах, которые превышают полномочия президентов Франции и США вместе взятых, делают общество весьма зависимым от его субъективной воли.
Слабая степень разделения политических ролей и функций говорит о неразвитости политического механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических институтов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потребности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, обладает высокой степенью инерционности, субъективизма.
Подобная система в период президентства Б.Н. Ельцина создавалась заинтересованными олигархическими группами, которые в обмен на финансовую поддержку режима личной власти получали привилегии. Это обстоятельство обусловливало низкую социально-экономическую эффективность режима. Прежде всего имеется в виду его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности. Недостаточная, а в некоторых случаях и просто низкая эффективность режима постоянно ставит перед ним вопрос о его легитимности, необходимости ее поддержания.
В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности постоянного действенного контроля за их деятельностью как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.
В начале XXI в. происходит трансформация политического режима в России. Это связано с президентством В.В. Путина, кото-
рый стремится к реальным социально-экономическим преобразованиям, учитывающим потребности широких слоев общества. Однако на этом пути существенным препятствием выступает наследие, доставшееся ему от предшествующего президента в виде абсолютной нищеты значительных слоев общества, высокой степени преступности, коррумпированности и продажности чиновников, угрозы распада федерации.
Для того чтобы преодолеть эти негативные последствия, В.В. Путин выстраивает новую модель политического режима — модель «управляемой демократии». Она предполагает значительную концентрацию власти в руках президента при его контроле за деятельностью парламента, что позволяет ему легетимизировать свои политические решения в законодательных актах и иметь поддержку своего политического курса со стороны представителей народа. Однако существенная опасность такой модели заключается в отсутствии системной оппозиции режим может все больше приобретать откровенно авторитарные черты, перерастающие в режим личной власти.
Контрольные вопросы к теме
1. Что отражает понятие «политический режим»?
2. Как соотносятся политический режим и политическая система?
3. В чем отличия политического режима от форм правления?
4. Почему для политического режима важна легитимность?
5. На каких принципах могут быть организованы институты государственной власти?
6. В чем сущность монархии как формы правления? Каковы отличительные признаки и ее недостатки?
7. В чем состоят различия между абсолютной и конституционной монархиями? Назовите страны с данными формами правления.
8. Как вы думаете, с чем связан выбор одними народами монархии, а другими — республики?
9. В чем заключается достоинство республики как формы правления?
10. Чем различаются парламентские, президентские и президентско-парламентские республики?
11. Какова форма правления в современной России? Аргументируйте свой ответ.
12. Чем важен для сущности режима тип избирательной системы?
13. Каково значение партий в различных политических режимах?
14. Какие критерии используются для классификации политических режимов?
15. Чем тоталитаризм отличается от диктатуры?
16. Почему тоталитаризм возник в XX в.?
17. Какие разновидности тоталитаризма выделяются в политической науке?
18. Назовите современные государства, в деятельности которых можно отметить наличие сущностных признаков тоталитарного режима.
19. Когда и в каких обществах обычно возникают тоталитарные режимы?
20. Чем авторитаризм отличается от тоталитаризма?
21. Сформулируйте признаки авторитаризма. Может ли авторитарный режим играть положительную роль в истории? Приведите примеры.
22. Какие разновидности авторитарного режима можно выделить? В чем их различия?
23. Как изменилось понимание демократии с момента ее первого упоминания? Какие значения приобрел этот термин?
24. В чем достоинства и в чем недостатки демократии? Назовите отличительные признаки демократии как режима.
25. Каковы причины возникновения тоталитарного режима в России после Октябрьской революции 1917 г.?
26. Что представляет собой по форме правления современное российское государство?
27. Какой политический режим существует в России? Аргументируйте свой ответ.
Логические задания и проблемные вопросы
1. Отметьте слабые стороны позиции Ж.Ж. Руссо, утверждавшего: «Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным». Может ли быть чем-либо ограничена власть народа?
2. До сих пор продолжается дискуссия о сущности демократии. Какое, на ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:
а) «Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех» (Перикл);
б) «Демократия — не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало разви-
тию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган);
в) «Демократия... в ней страшная мощь разрушения... Конечно, разрушение создает, оно расчищает место... Но действительного творчества в демократии нет — и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики...» (А.И. Герцен).
Отметьте достоинства и недостатки каждого утверждения.
3. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на выбор политического режима? Когда-то Ш. Монтескье связывал этот выбор с размерами государства: «Демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое — для средних, монархическое — для больших». Насколько, по вашему мнению, прав французский мыслитель?
4. Одно из наиболее лаконичных определений демократии было дано шестнадцатым президентом США Авраамом Линкольном (1809—1865): «Демократия есть правление народа, избранное народом и для народа». Соотнеся данное определение с современной политической практикой, можно ли утверждать, что это действительно так? Нет ли противоречия в самой формуле А. Линкольна?