Понятие "социальной информации". Соотношение информации и знания

Информация в процессе социальной коммуникации — это то, что коммуникант пытается передать реципиенту; то, что реципиент получает в результате процесса информационной коммуникации. Можно сказать, что информация — это све­дения, предназначенные для передачи в процессе социаль­ной коммуникации.

При этом важно помнить, что "информация есть научная абстракция, используемая при коммуникационном подходе к реально существующим отражательным и организационным явлениям. ... Социальная информация представляет собой коммуникационное сообщение, обладающее смысловым содер­жанием и материальным чувственно-воспринимаемым выра­жением. Смысловое содержание образуют знания, эмоцио­нальные переживания, управляющие воздействия, которые отправитель адресует потребителям информации"1.

В социальной коммуникации отправитель информации пы­тается передать реципиенту какие-либо знания или чувства, волевые импульсы (побуждения). Условно все это объединя­ется понятием "знания". Следовательно, в процессе социаль­ной коммуникации от коммуниканта реципиенту передаются определенные знания. Поэтому социальную информацию оп­ределяют еще как "знание, которое рассматривается в аспекте коммуникации", или как знание, находящееся в движении от коммуниканта к реципиенту.

Однако знания присущи только человеку; они имеют лич­ностный характер. Их нельзя "передать" другому человеку буквально. У реципиента знания формируются самостоятель­но под воздействием полученной информации. На восприятие информации и ее понимание реципиентом влияет уровень его развития, его предыдущие знания, умение декодировать ин­формацию и понимать ее смысл.

Понятия "знания" и "социальная информация" очень тесно взаимосвязаны. Знание переходит в информацию и наоборот в процессе социальной коммуникации. Но как "знание", так и "информация" — это абстрактные понятия, приобретающие определенное значение в зависимости от того, в каком контек­сте их используют.

Можно сказать, что в коммуникационном процессе пере­дается информация, поэтому она и определяется как "сведе­ния, предназначенные для передачи". В сообщении содержит­ся информация, если рассматривать сообщение как элемент коммуникационного процесса, то есть в связи как с коммуникантом, так и с реципиентом. В то же время можно сказать, что в коммуникационном процессе передается знание и в сооб­щении содержится знание, потому что в нем отражено содер­жание сознания коммуниканта, а также потому, что оно влия­ет на изменения в объеме знаний реципиента. Но все эти рассуждения возможны только в том случае, если рассматри­вать сообщение как элемент процесса социальной коммуника­ции. Между знанием и информацией здесь существуют диа­лектические взаимосвязи и переходы.

Знания обычно понимают как "продукт общественной мате­риальной и духовной деятельности людей; идеальное выраже­ние в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого"1. Если социальную информацию понимать как форму движения знаний (а также эмоций и воле­вых импульсов) в обществе, то логично будет определить ее как форму движения идеального в человеческом обществе.

С трактовкой понятия "знание" связаны также такие опре­деления "информации": "концептуально связанные между со­бой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представ­ления о явлении или объекте окружающего мира"2; сведения "о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека", "используемые в сфере управления, науки, техники, производства и других об­ластях деятельности человека"3; "сведения о фактах, событи­ях, явлениях, процессах, рассматриваемые в аспекте их пере­дачи в пространстве и времени, независимо от физической формы их представления, используемые в целях сохранения или получения знания, принятия решений, обеспечения функ­ционирования общества".

Как видно из содержания этих определений, в них речь идет именно о социальной информации, рассматриваемой как фор­ма существования и движения знаний в обществе, но тер­мин, который определяется, называется просто "информация", прилагательное "социальная" не используется.

Внутренняя характеристика информации здесь зависит от понятия "знание". Являются ли все знания человека "воспро­изведенными в формах языка"? Возможно, существуют такие знания, которые не имеют языкового выражения? Всегда ли знания отражают "объективные, закономерные связи ... объ­ективного мира"? Из истории известно, что на определенных этапах развития общества то, что считалось знанием, не отра­жало объективные явления и законы объективного мира. Всег­да ли сведения, составляющие знания, "концептуально связа­ны между собой"? Всегда ли получаемые знания изменяют наши представления об объектах и явлениях окружающего мира? А если не изменяют, то являются ли эти сведения ин­формацией? Всегда ли получаемая информация используется в общественной практике (управлении, науке, технике, произ­водстве)? Предлагаем попробовать дать собственные ответы на эти вопросы. Вы убедитесь, что эти ответы не являются одно­значными, они вызывают дискуссии. Наиболее распространен­ные дискуссии — вокруг определения понятия "научная ин­формация"1.

2.4. Функциональное определение понятия "документ"

С точки зрения теории коммуникации наиболее оправдан­ным является определение документа как канала передачи ин­формации в элементарном процессе социальной информацион­ной коммуникации. Но этот канал неразрывно связан с содержащимся в нем сообщением. От других каналов (напри­мер, в устной коммуникации) документ отличается тем, что в нем сообщение передается в форме, зафиксированной на ве­щественном (субстанциальном) носителе, который не изменя­ется во времени.

Документ — это единство информации (сообщения) и вещественного(субстанциального) носителя, которое ис­пользуется всоциальном информационно-коммуникацион­ном процессе как канал передачи информации.

Документальное сообщение, будучи зафиксированным на вещественном носителе, не изменяется с течением времени и не исчезает, в чем и заключается отличие документа от других каналов коммуникации: телефонного, радио, телевизионного или устной коммуникации.

С позиции коммуниканта документ может рассматриваться не только как канал передачи информации, но и как ее пере­датчик. Или как приемник, как хранилище переданной ин­формации. Образно говоря, документ представляется скорее не как канал, а как озеро, в котором накапливается информация, потому что коммуникант, как правило, не видит получателя информации, а беспокоится лишь о том, чтобы зафиксировать сообщение (или определенные знания, информацию) на вещест­венном носителе.

Документ предстает перед потребителем информации как определенная вещь, материальный объект, содержащий ин­формацию (информационный объект). С точки зрения реци­пиента именно этот объект является источником информа­ции, потому что документ не всегда в восприятии реципиента связывается с действием коммуниканта, начавшего информа­ционно-коммуникационный процесс. С позиции реципиента документ может восприниматься также как сообщение, то есть как совокупность сигналов, знаков, которые нуждаются в декодировании и должны превратиться в знания, эмоции, во­левые действия в сознании воспринимающего его человека.

В характеристиках документа воспроизводится также слож­ная, диалектическая взаимосвязь между понятиями "знания" и "информация".

Как мы уже определили, социальная информация — это сведения, предназначенные для передачи в процессе социаль­ной коммуникации. Информация — это содержание сообще­ния, а сообщение — форма существования информации.

Поскольку конечная цель социальной коммуникации — пе­редача знаний, эмоций, волевых стимулов от коммуниканта к реципиенту, то условно можно сказать, что в документах, как и в сообщениях, содержатся знания, эмоции, волевые дей­ствия. Но в действительности в документе (как и в сообщении) находится только набор сигналов, знаков, которые могут стать знанием в сознании реципиента. Поэтому правильным являет­ся утверждение, что в документе нет знаний (эмоций, волевых действий), а есть только информация.

В то же время мы знаем, что информация — это результат коммуникации. Это — то, что получает реципиент, и пока он не ознакомится с документом, нельзя сказать, что коммуника­ция состоялась, что документ выполнил свое назначение, что в нем содержалась информация. Где же находится информа­ция?

Точного, однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что, как мы выяснили выше, информация — это абстракт­ное понятие, которое лишь свидетельствует о "движении идеального в обществе", о применении информационно-ком­муникационного подхода к анализу тех или иных явлений действительности.

Поскольку документ используется в качестве канала передачи информации только в социальной коммуникации, то при харак­теристике информации, содержащейся в документе, применяют прилагательные: "социальная", "нооинформация", "семантичес­кая" или "семиотическая" информация. "Семантической" назы­вают информацию, имеющую определенное значение, смысл для человека, который ее воспринимает. "Семиотической" — инфор­мацию, передающуюся в определенной знаковой форме. Эти на­звания происходят от терминологии семиотики — науки о знако­вых системах.

Однако вся социальная информация является и семиоти­ческой, и семантической, потому что она может передаваться от человека к человеку только в знаковой форме и является информацией для человека только в том случае, когда имеет зна­чение, смысл, который может быть расшифрован (декодиро­ван).

Исходя из таких соображений, можно сказать, что опреде­ление документа как "семантического сообщения, зафиксиро­ванного знаковой системой на материальном носителе для пе­редачи его во времени и пространстве"1, не противоречит данному выше определению документа как канала социальной коммуникации.

В особом рассмотрении нуждается определение документа как сообщения. Аркадий Васильевич Соколов пишет: "Доку­мент — это стабильный вещественный объект, предназначен­ный для использования в социальной смысловой коммуника­ции в качестве завершенного сообщения"2. В этом определении документа все совпадает с приведенным выше, кроме указания на место документа в социальном информационно-коммуника­ционном процессе. Возникает вопрос: документ — это канал передачи информации или сообщение?

На наш взгляд, документ — это особая форма канала комму­никации, такая, где сообщение нельзя оторвать от его мате­риального носителя. Канал — это устройство для передачи ин­формации, а в документальной коммуникации таким устрой­ством является документ.

Канал передачи информации — это обязательный элемент информационно-коммуникационной системы: это путь, по которому передается сообщение. Такой канал может быть не­заметным для людей-коммуникаторов (например, при уст­ной коммуникации) или может быть специально созданным для передачи сообщения (например, технические устройства в телефонной коммуникации). В документальной коммуни­кации каналом передачи информации является материаль­ный объект, в котором зафиксирована информация, то есть документ.

Безусловно, документ можно одновременно рассматривать и как сообщение, но такое, которое нельзя оторвать от канала его передачи. Из документа потребитель может воспринять в качестве сигналов содержание сообщения, расшифровывая его знаковую форму.

Содержание сообщения (информацию, зафиксированную в документе), человек может воспринять и по недокументально­му каналу. Например, документальное сообщение может быть прочитано преподавателем в аудитории, и тогда студенты по­лучат документальную информацию по каналу устной комму­никации. Содержание телеграммы (документа) тоже передает­ся в пространстве по недокументальному каналу, и только в конечном пункте фиксируется в новом документе. С содержа­нием аудиального документа человек знакомится при его про­слушивании с помощью определенных технических средств; с содержанием электронного документа — на экране монитора компьютера.

Иной подход нужен в том случае, когда документ в целом (а не только информация, содержащаяся в нем) рассматривается как объект передачи в материальной (вещевой) коммуника­ции. В таком случае документ рассматривается не как сообще­ние и не как канал передачи информации, а как материальный объект, который нужно передать из одного пункта в другой, от одного участника коммуникации другому. Тогда для его пере­дачи необходимы определенные общественные институты: почта, книжная торговля, библиотечное дело и т. п.

Выводы

Для теоретического определения понятия "документ" необ­ходимо применять информационно-коммуникационный под­ход, то есть рассматривать документ как элемент социального информационно-коммуникационного процесса.

Главной категорией информационно-коммуникационного подхода является понятие "информация", которое означает "то, что передается в процессе коммуникации". Информация, передаваемая в обществе (между людьми), называется соци­альной. Социальная информация одновременно является "нооинформацией", "семантической информацией", "семиотичес­кой информацией".

С точки зрения информационно-коммуникационного под­хода документ — это особая форма канала передачи социаль­ной информации, которая характеризуется фиксацией (за­креплением) информации на материальном (вещественном) носителе. В коммуникационном процессе документ может рас­сматриваться также как сообщение или как источник инфор­мации, ее передатчик или хранилище.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое информационно-коммуникационный подход?

2. Назовите основателей теории информации.

3. Перечислите элементы информационно-коммуникаци­онной системы.

4. Что такое информация с точки зрения теории коммуни­кации?

5. Назовите главные элементы социальной коммуникации.

6. Что такое социальная информация?

7. Какое место занимает документ в процессе социальной информационной коммуникации?

8. Дайте определение документа с точки зрения информа­ционно-коммуникационного подхода.

Наши рекомендации