Форма государственного (территориального) устройства. Унитарное и федеративное государство
Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства, выражаемый во взаимосвязи (соотношении) государства как целого с его составными частями.
Говоря о государственном устройстве, выясняется вопрос о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, каким образом осуществлено внутреннее деление государства.
Унитарное государство. Термин «унитарное» имеет латинское , происхождение - от слова unitas - «единство». Соответственно, унитарное государство — это единое, цельное государство, не имеющее в своем составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу, не включают иных государственных образований.
Признаки унитарного государства:
-единство и однородность территории;
-отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (например, республик);
-деление страны исключительно по административно-территориальному признаку;
-равный правовой статус административно-территориальных частей государства;
-одна общегосударственная конституция, единое законодательство;
-наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;
-парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;
-единое гражданство;
-единая денежная система;
-общая для всех административных единиц финансово-кре- дитная и налоговая политика.
Унитарными в большинстве случаев являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением. В настоящее время унитарными государствами являются Англия, Франция, Италия, Япония, Египет, Финляндия и др.
Разновидностью унитарных государств можно считать унитарные государства, в которых имеются автономные образования. Это Китай (имеет в своем составе ряд автономий — Тибет, Внутренняя Монголия, Гонконг и др.), Испания (Страна Басков), Украина (Автономная Республика Крым), Узбекистан (Республика Каракалпакстан) и др.
Федеративное государство. Федерация (от лат. foedus — «союз») — сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Или: федерация — это сложное государство, в состав которого входят несколько государств или государственных образований, называемых субъектами федерации. Например, в составе США 50 штатов, ФРГ — 16 земель, Швейцарии — 23 кантона, Российской Федерации — 21 республика и иные субъекты.
Федерации могут быть образованы разными путями: в результате договора между ранее независимыми государствами; посредством присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности; вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств.
Признаки федеративного государства:
-территорию федерации составляют территории ее субъектов;
-субъекты федерации обладают признаками государства: имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;
-система государственных органов — двухуровневая, объединяет органы государственной власти федерации и органы государственной власти субъектов федерации. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;
-государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образованиями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;
-двухуровневая система законодательства — законодательство федерации и законодательство субъектов федерации. Законодательство субъектов федерации не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации;
-двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в Российской Федерации — Государственная Дума Федерального Собрания РФ), верхняя — интересы субъектов (в Российской Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания РФ);
-две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);
-двухканальная система налогов, включающая наряду с обшефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;
-возможность установления двойного гражданства, например гражданства определенной республики и гражданства федерации;
-наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, подчиняющихся центральному правительству.
В современных федерациях запрещается сецессия, т. е. односторонний выход субъекта из состава федерации.
Различаются территориальные, национально-территориальные, национальные федерации.
В основу территориалнюй федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку (например, США, Германия. Мексика). Это делается в целях удобства управления, как правило, в больших по территории государствах.
Национально-территориалъные федерации отличаются тем, что в основу их формирования положен и национальный, и территориальный принцип. Примером национально-территориальной федерации является Российская Федерация. Как видно, ее субъекты сформированы и по национальному принципу (республики, входящие в состав Российской Федерации), и по территориальному принципу (края, области и др.).
В национальных федерациях (например, Индия) субъекты создаются с учетом национального принципа. В качестве исторических примеров национальной федерации можно привести: Союзную Республику Югославию (союз Сербии и Черногории), Чехословакию (союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).
Выделяют также симметричные и асимметричные федерации в зависимости от особенностей правового статуса ее субъектов. В симметричных федерациях все субъекты в отношении с федеральной властью юридически равноправны (США, Австралия, Бразилия. Мексика), в асимметричных федерациях статус субъектов различен (Бельгия, Испания, Индия, Канада, Российская Федерация).
В зависимости от принципов установления взаимоотношений федеральной и региональной властей различают федерации конституционные (основы взаимоотношений определены единой конституцией страны) и конституционно-договорные (принципы отноше ний отражены также в двусторонних договорах федеральной власти с отдельными субъектами федерации). Первый вариант взаимоотношений действует, в частности, в США, ФРГ, второй - в Российской Федерации.