Глава 2. Унитарное государство как форма государственного устройства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Форма государственного устройства как элемент формы государства…….5

1.1. Форма государства – модель внутреннего устройства государства………5

1.2. Форма государственного устройства: понятие и виды.…………….…….11

2. Унитарное государство как форма государственного устройства………...21

2.1. Понятие и характерные признаки унитарного государства……………...21

2.2. Виды унитарных государств и их характеристика………………………..24

2.3. Достоинства и недостатки унитарного государства………………...……28

Заключение……………………………………………………………………….30

Введение

Современные государства всегда прикреплены к определенной территории. Территориальная целостность и нерушимость границ является первостепенным признаком любого государства. Его определяет такая сущностная характеристика государства, как суверенитет.

Государство, расположенное на определенной территории, на которой проживают его граждане, может быть неоднородным по своему строению. Ведь граждане одного государства могут исповедовать разные религии, иметь разную культуру и говорить на нескольких языках. Однако насколько бы частей не было разделено государство, все они образуют единую территорию и имеют единые органы государственного управления. Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 1) Россия является федеративным государством[1].

Способы интеграции населения на территории, связь граждан с помощью политических и территориальных образований выражает понятие «форма государственного устройства».

Актуальность изучаемой темы обусловлена тем, что унитарное государство как форма государственного устройства является наиболее простой и самой распространенной формой устройства государства.

Глава 1. Форма государственного устройства как элемент формы государства

1.1 Форма государства – модель внутреннего устройства государства

История существования государства говорит о том, что во все времена в разных государствах присутствовали особенные черты, которые позволяли отличать одно государство от другого. Россия в силу объективно сложившихся факторов и обстоятельств обладает отличительными признаками, которые не могут не сказаться как на организации и функционировании публичной власти, так и на государственно-территориальном управлении. В силу этого управление государством приобретает некоторые особенности и специфические черты[2].

Таким образом, форма государственного устройства как элемент формы государства имеет очень большое значение. Совокупность территориальных признаков, а также способов осуществления власти в государстве во многом и определяют форму территориального устройства данного государства.

1.2 Форма государственного устройства: понятие и виды

Когда государство достигает определенной численности населения и размера территории появляется необходимость разделить всю территорию страны на небольшие территориальные единицы (штаты, земли, края), это способствует лучшему развитию, а так же эффективному управлению страной в целом.

Таким образом, среди разнообразия форм государственного устройства нельзя выбрать единую и оптимальную форму для всех. Каждое государство уникально и территориальная организация у всех государств строится на основе многочисленных факторов, которые способствовали образованию той или иной формы государственного устройства.

Глава 2. Унитарное государство как форма государственного устройства

2.1. Понятие и характерные признаки унитарного государства

Большинство государств в мире унитарные. Такие государства представляют собой централизованную систему, в которой административно-территориальные единицы не обладают суверенными правами, а так же лишены статуса государственного образования.

Таким образом, большинство ныне существующих государств унитарные потому, что унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

2.2. Виды унитарных государств и их характеристика

В зависимости от того, какие взаимоотношения лежат между высшими и местными органами управления, а так же объёма властных полномочий, предоставленных автономиям и административно-территориальным единицам, унитарное государство может быть: централизованным и децентрализованным.

В централизованном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а местные органы отсутствуют.

Таким образом, большое разнообразие видов унитарного государства обусловлено тем, что оно развивается, учитывая различные особенности национальной, географической, исторической организации государства, укрепляя протяжении своего развития государственное единство.

2.3. Достоинства и недостатки унитарного государства

Среди 180 государств, которые являются членами ООН, лишь 21 государство относится к категории федеративных, а подавляющее большинство – унитарные государства[3]. Унитарное государство наиболее распространены на современном этапе в силу того, что такая форма территориального устройства наиболее подходит для государств с небольшой и средней территорией.

Таким образом, унитарная форма государственного устройства подходит только тем государствам, которые являются мононациональными и небольшими по своей территории, так как только в таких условиях данная форма государственного устройства сможет в полном виде реализовать свои достоинства.

Заключение

В реферате была дана общая характеристика унитарного государства как формы государственного устройства. Для более полной характеристики унитарных государств была рассмотрена структура, а так же история зарождения и становления унитарных государств запада и западной Европы. В ходе работы были учтены мнения ученых в споре о том, какая форма государственного устройства присуща Российской Федерации, а также о существовании промежуточной формы между федерацией и унитарным государством.

Понятие форма государства является объединяющим понятием, которое включает в себя всю совокупность внутренней структуры любого государства. В эту совокупность входит и форма государственного устройства, основными видами которого являются унитарная и федеративная форма. Главное отличие унитарного государства от федерации в том, что унитарное государство имеет единые для всей страны органы государственной власти, в федерации же имеются две системы органов власти (федеральные и органы управления субъектов федерации).

Так, унитарная форма государственного устройства помогает сформировать целое, единое государство, в котором все административно-территориальные единицы имеют одинаковый правовой статус. Анализ проведенного исследования показывает, что в наше время происходит повышение интереса к данной форме государственного устройства, а так же к её синтезу с федеративной формой.

Таким образом, унитарное государство на сегодняшний день является самой распространенной формой государственного устройства. Это обуславливается тем, что такая форма государства имеет ряд значительных достоинств и идеально подходит для государств со средней или малой территорией. По мере развития небольших унитарных государств они могут преобразоваться в конфедерацию, а в дальнейшем и в федерацию.

[1] Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс»

[2] Федорец М.Н. О модернизации государственно-территориального устройства Российской федерации / М.Н Федорец // Государство и право. – 2015. – № 4. – С. 98.

[3] http://studopedia.su/12_63176_unitarnoe-gosudarstvo.html

Наши рекомендации